«Япония «подарила» Китаю средний и премиум-сегменты автобизнеса»
В среду, 9 августа, вступили в силу, как и было заявлено ранее, санкции на вывоз автомобилей и других товаров из Японии в Россию. Напомним, ограничения касаются машин с двигателями внутреннего сгорания объемом более 1,9 литра, а также с любыми гибридными или полностью электрическими силовыми установками. Затрагивает запрет как новые, так и подержанные автомобили.
«Сейчас слышно много заявлений о том, что есть альтернативные маршруты перевозки санкционных машин. Но лично я еще ни одного такого автомобиля на складе не видел. Первые из них должны появиться в России через 1,5 – 2 месяца, но до тех пор, пока они не будут привезены в заявленные сроки и за заявленные деньги, я их покупать не буду, ни для себя, ни для наших клиентов. В настоящее время мы переориентируемся на Китай, наращиваем работу в этом направлении», – рассказал РБК Приморье директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский.
Сложившуюся в автобизнесе обстановку он назвал напряженной. Эксперт отметил, что, с одной стороны, в России не понимают, что делать с утильсбором (напомним, новые тарифы по утилизационному сбору вступили в силу 1 августа), а с другой, в Японии – как изменится жизнь после санкций.
По словам информированного источника РБК Приморье в Японии, сейчас бизнес перестраивается на покупку машин из дешевого сегмента, а также негибридных и неэлектрических автомобилей. Таких моделей на рынке, отмечает он, достаточно много – около 80.
«Понятно, что автомобили среднего класса и премиум-сегмента уже не завезти. Относительно не завезти: русская смекалка способна решать любые задачи. Вопрос в законности этих решений и в том, как скоро японская сторона их раскроет. Естественно, за это последуют какие-то наказания, причем они могут быть достаточно суровыми, вплоть до лишения лицензии – а это значит, что предпринимателю запретят возить б/у-автомобили не только в Россию, но и другие страны», – отметил эксперт.
В настоящее время объемы продаж подержанных машин в РФ значительно упали. По прогнозам эксперта, в ближайшей перспективе РФ потеряет лидирующие позиции по экспорту японских б/у-автомобилей, которые она удерживала до последнего месяца, а продавцы машин с объемом двигателя больше 1,9 л переключатся преимущественно на китайский рынок.
«Япония буквально «подарила» Китаю средний и премиум-сегменты автобизнеса. Выстелила перед ним красную дорожку», – считает собеседник издания.
В свою очередь, компании, которые раньше занимались перевозками, будут «ужиматься» и менять флот. «Тех мастодонтов, которые брали на борт по тысяче машин, теперь тяжело заполнять. Поэтому, чтобы повысить рентабельность мероприятия, перевозчики будут переходить на маленькие суда», – отметил источник.
Тех компаний, которые подбирали машины разовым заказчикам и контактировали с Японией, станет меньше, уверен собеседник издания. Но конкуренция между ними все равно не снизится, а даже наоборот – увеличится.
Впрочем, по его словам, главным препятствием для российского автобизнеса выступают не японские санкции и не повышение утильсбора со стороны России, а курсы рубля к доллару и доллара к йене.
«Пошлина на автомобиль, купленный на аукционе, за последний месяц выросла более чем на 15%. Причина в том, что ставки мы делаем в йенах, и покупательская способность падает в зависимости от того, насколько йена вырастает по отношению к рублю. Например, год назад она стоила чуть больше сорока рублей, а сейчас – 65-67», – добавил собеседник.
По его мнению, важно, чтобы рубль зафиксировался в одном «коридоре», не опускаясь и не поднимаясь, тогда и рынок адаптируется, и цены на аукционе упадут.
Напомним, ранее РБК Приморье писал, что до ввода санкций участники рынка экстренно вывозили автомобили из Японии. Поток автомобилей из соседней страны побил рекорды перед запретом экспорта: за две недели в Россию через Дальний Восток ввезли больше 15 тыс. машин, абсолютное большинство прошло через Владивосток.
Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.