Перейти к основному контенту
Приморье ,  

«Обходных путей нет»: автомобильный бизнес о санкциях и утильсборе

Приморские эксперты опасаются, что новые ограничительные меры лишат Россию десятков тысяч иномарок
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Последний месяц лета подготовил для российского автобизнеса сразу два потрясения. Во вторник, 1 августа, в стране серьезно выросли ставки утильсбора как для юридических, так и для физических лиц. А 9 августа вступят в силу японские санкции на поставку в РФ машин с объёмом двигателя свыше 1,9 л, с гибридными двигателями, а также электромобилей. Особенно беспокоят нововведения предпринимателей из Приморья – одного из главных автомобильных регионов страны. О том, как местный бизнес реагирует на перемены – в материале РБК Приморье.

Жесткие тарифы утильсбора и японские санкции

1 августа в России повысили ставки по утильсбору. Напомним, что для машин с объемом двигателя до 2 л они подскочили со 178,4 до 300 тыс. руб.; для моторов от 2 до 3 л – с 281,6 тыс. руб. до 844 тыс. руб.; для электромобилей – с 32,6 до 360 тыс. руб. 

Сильнее других рост тарифов прочувствовали владельцы премиальных авто. За утильсбор для машин с объемом двигателя от 3 до 3,5 л им придется заплатить 970 тыс. руб. вместо 259,6 тыс., более 3,5 л – 1,2 млн руб. вместо 444,4 тыс. руб. Причем оплачивать эти суммы должны будут не только юридические, но и физические лица.

Повышенный тариф также теперь действует для граждан, которые ввозят автомобили в страну в целях дальнейшей перепродажи. Те, кто оформляет машину для личного пользования, продолжат оплачивать утильсбор по ставке физлица, которая составляет 3,4 тыс. руб. за транспорт младше трех лет и 5,2 тыс. руб. за трехлетний и старше. Если гражданин ввозит в Россию «для себя» больше одного автомобиля в год или продает его раньше, чем через 12 месяцев, то сбор с машины подлежит уплате (либо доплате) по ставкам, установленным для юрлиц.

Не успел автобизнес подстроиться под жесткие меры российских властей, как получил новый удар – на этот раз от Японии. Правительство страны ввело очередной пакет санкций, среди прочего запрещающий ввоз в РФ машин с объёмом двигателя свыше 1,9 л и с гибридными моторами, а также электромобилей. Ограничения вступят в силу 9 августа, сообщается на сайте министерства экономики, торговли и промышленности Японии. 

Как отмечают эксперты, попавшие под запрет автомобили составляют порядка 60% рынка. После их ухода в оставшемся сегменте резко вырастет конкуренция – в том числе и потому, что японские мало- и среднелитражки, которых санкции не коснулись, пользуются повышенным спросом в странах Юго-Восточной Азии.

«Сейчас экспортеры пытаются экстренно вывезти санкционные автомобили из Японии в Россию, чтобы успеть до 9 августа, когда ограничения вступят в силу. Что делать дальше, никто не понимает. Между собой участники рынка обсуждают возможные обходные пути, но пока это не более, чем белый шум», – рассказал РБК Приморье источник в Японии, знакомый с ситуацией.

По его словам, японские экспортеры не рассматривают всерьез продажу авто через третьи страны. Теоретически, изменение логистики возможно, но оно неизбежно повлечет за собой серьезное удорожание машин и увеличение сроков поставок. В среднем цены на санкционные автомобили вырастут на 15-30%. Из-за увеличения спроса взлетит и стоимость машин, которые под ограничения не попали.

Заменить не получится

Сразу после заявления Японии о введении санкций популярные в Приморье автомобили резко и значительно выросли в цене – например, по данным автомобильного портала «Дром», средняя стоимость внедорожника Toyota Land Cruiser Prado 2022 года выпуска увеличилась на 1 млн руб.: сейчас она составляет порядка 5,9 млн руб., а в конце июля достигала 4,9 млн. Некоторые модели автомобилей теперь и вовсе не купить. Так, новые Toyota Prius, Nissan X-Trail, модели ES300H и RX450h марки Lexus, Pajero и Delica бренда Mitsubishi и многие другие машины, пользующиеся спросом в Приморье, полностью сняты с продажи. В наличии теперь остались только варианты с пробегом, но их стоимость также сильно выросла.

По мнению обозревателя «Дрома» Сергея Арбузова, импорт в Россию японских автомобилей сократится более чем вдвое для подержанных автомобилей и примерно на треть для новых. На это указывает структура поставок, которая сложилась к концу первого полугодия 2023.

«Думаю, утрата подержанных электромобилей из Японии, таких как Nissan Leaf, серьезно не отразится на российском рынке. Электрокаров не так много относительно других японских авто, в основном их покупали под замену батареи. А вот сегмент подержанных неподключаемых гибридов, таких как Toyota Prius и Toyota Aqua, очень большой. Заменить их не получится – Россия лишится десятков тысяч машин. Пострадают и бизнес, и обычные покупатели: кроме как из Японии везти такие автомобили неоткуда. В Китае сегмент неподключаемых гибридов не развит из-за особенностей законодательства: государственную поддержку получили плагин-гибриды и электромобили. Везти поддержанные гибриды через третьи страны тоже невыгодно: цены вырастут настолько, что автомобили потеряют свою привлекательность», – полагает эксперт.

Что касается новых японских машин, Toyota Land Cruiser, Land Cruiser Prado и другие премиальные авто с объемными двигателями давно ввозят через Казахстан и Объединенные Арабские Эмираты. В Москве, например, таких предложений много. Другое дело Дальний Восток: если поставлять туда автомобили через Арабские Эмираты, цены вырастут критически, а следом упадет спрос, считает Арбузов.

Обходных путей нет

Эксперты уверены: Владивосток и его жители зависят от автобизнеса гораздо сильнее, чем западная часть России.

«Жесткий утильсбор с японскими ограничениями и курс доллара выше 90 рублей оставят максимум 30-35% прошлых объемов. А скорее всего даже меньше и вряд ли произойдет оптимистичное «рынок перестроится, будут покупать также, но по новым ценам». Просто потому, что теперь есть китайцы, относительно дешевые, доступные, с гарантией, кредитами. И льготами от государства», – отмечает руководитель компании Carwin Дмитрий Забора.

По словам директора компании «Япония Транзит» Дмитрия Клатаевского, продавцы на Зеленом Углу – главном авторынке Дальнего Востока – в настоящее время разделились на два лагеря. Одни заняли выжидательную позицию и хоть и подняли цены, но машины продают неохотно. Торговля у вторых идет активно, но машины они тоже реализуют по завышенной стоимости.

В то же время компании, которые, как и «Япония Транзит», привозят автомобили под заказ, подготовиться к новым реалиям еще не успели. «Пока мы наблюдаем за тем, какая будет ситуация с введением утильсбора и запрета на экспорт определенных видов автомобилей. При этом из перечня ограниченных теперь к ввозу машин мы продали все, увеличив цены примерно на 7-10% – и продали достаточно быстро, буквально в считанные дни», – рассказал он.

Эксперт также считает, что сейчас существует крайне малое количество обходных путей, и все они ведут или к удорожанию, или к увеличению сроков поставки автомобилей.

«К сожалению, при условии, что сейчас и так довольно высокие цены, любой их рост будет заметен. В настоящее время, например, как альтернатива рассматривается рынок Монголии, но везти автомобили через эту страну и долго, и дорого. На мой взгляд, относительно запрета на экспорт сейчас обходных путей практически нет, ситуация сложная», – добавил он.

Отметим, что в последнее время приморские бизнесмены активно запасались автомобилями. За первые шесть месяцев 2023 года Владивостокская таможня оформила более 130 тыс. машин, ввезенных для личного пользования – это в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2022. В июне количество легковых авто, пересекших границу, достигло рекордных 28 тыс. единиц. Выставленными на продажу автомобилями переполнен и Зеленый Угол – в этом лично убедились корреспонденты РБК Приморье.

Однако, учитывая скорость, с которой раскупаются машины, можно предположить, что в скором времени они закончатся. А как преобразится автомобильный бизнес Приморья – переключится ли на продажу малолитражек, выберет ли альтернативные пути поставок, или вовсе «пересадит» покупателей на отечественные марки – покажет время.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь. 

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 16:37
Все новости Приморье
Бывший тренер «Спартака» вывел «Астон Виллу» в полуфинал Лиги конференций Спорт, 23:33
США наложат вето на признание государственности Палестины Политика, 23:12
ТАСС узнал об объявлении в розыск подозреваемого в убийстве на парковке Общество, 23:09
Врач рассказала о состоянии девочки с «маской Бэтмена» перед операцией Общество, 22:57
Пентагон впервые показал кадры боя человека с управляемым ИИ истребителем Политика, 22:27
Reuters сообщил об ужесточении выезда за рубеж для российских чиновников Политика, 22:25
Пермский чиновник уволился после фразы сына «На хрена мне Пермь» Политика, 22:11
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Фон дер Ляйен рассказала об утечке капитала из Европы в США Экономика, 22:09
Украина потребовала отстранить 15 россиян от чемпионата Европы по дзюдо Спорт, 21:58
Меликов вступился за полицию Дагестана после инцидента с главой МЧС Чечни Политика, 21:53
Жителей 18 населенных пунктов Курганской области призвали эвакуироваться Общество, 21:36
Почему республиканцы взбунтовались против помощи Украине и Израилю Политика, 21:27
Яромир Ягр в 52 года забил первый гол в сезоне Спорт, 21:24
Столтенберг предложил Украине самой обеспечить себя солдатами Политика, 21:14