Перейти к основному контенту
Приморье⁠,

Старые привычки и новые тренды: как менялся авторынок РФ и ДВ в 2023 году

Москву завоевывают китайцы, а Дальний Восток не торопится «пересаживаться» на левый руль даже под санкциями
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Структура отечественного автомобильного рынка в 2023 году изменилась до неузнаваемости. Большинство иностранных брендов ушли из России. 1 августа поставки своих машин прекратили США, следом – Япония: запрет на ввоз машин с двигателями более 1,9 л, гибридов и электрокаров начал действовать 9 августа.

Евросоюз ввел аналогичные санкции 26 сентября. Причем эмбарго коснулось и некоторых видов запчастей, что серьезно осложнило работу дилеров по выполнению гарантийных обязательств.

В итоге в сегменте новых автомобилей, по сути, остались только отечественные и китайские производители. Бренды из КНР быстро заняли освободившиеся ниши: количество их официальных автодилеров в России перевалило за 2 тыс. Впрочем, основной объем продаж легковых авто из Поднебесной пока приходится на западные регионы страны, Москву и Санкт-Петербург, а вот Дальний Восток остался верен правому рулю.

По данным пресс-службы Дальневосточного таможенного управления к середине декабря через морские и сухопутные пункты пропуска было ввезено почти 217 тыс. автомобилей для личного пользования. Из них абсолютный лидер – японские иномарки – более 186 тыс., на втором месте Южная Корея – более 18,6 тыс., доля КНР – чуть более 2 тыс. Почти 97% (209,9 тыс.) оформлено Владивостокской таможней.

К слову, в июле, после объявления о предстоящем введении санкций, поставки автомобилей из Японии в Россию увеличились на 53% по сравнению со средним показателем 2022 года. Покупатели старались ввезти как можно больше до ужесточения ограничений.

«В июле Владивостокская таможня оформила 30 тыс. машин. В августе еще по накатанной доезжало и доплывало то, что было в пути – мы оформили чуть более 18 тыс. автомобилей. В сентябре уже 8 тыс. Сейчас ввоз адаптируется, темпы растут, в октябре было 10 тыс., в ноябре – более 12 тыс.», – рассказал РБК Приморье первый заместитель начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев.

Объемы, по словам Пономарева, могли быть еще больше, но темпы ввоза затормозил утилизационный сбор. 1 августа вступили в силу новые правила: тарифы для физических лиц на ввезенные в Россию иномарки увеличились в среднем в 250 раз – вместо прежних 3,5 тыс. руб. покупатели должны были заплатить больше 800 тыс. руб. В результате многие автовладельцы не могли зарегистрировать уже купленные машины.

От граждан посыпались жалобы в разные инстанции и в конце концов дошли до президента: проблему обсудили на встрече с главами думских фракций. Владимир Путин согласился с тем, что покупатели не должны переплачивать за автомобиль, приобретенный до изменения тарифов.

«Закон обратной силы не имеет, поэтому если сама сделка купли-продажи состоялась до введения этого нового утильсбора, то мы, конечно, не должны облагать людей дополнительными [сборами]», – цитирует ТАСС главу государства.

В результате уже разработаны некоторые решения для автовладельцев, которым насчитали утильсбор по неподъемным, по сути, коммерческим ставкам.

Впрочем, трудности возникли не у всех. Для тех, кто приобрел малолитражный автомобиль и не собирается продавать его в течение года, суммы не изменились. Вообще повышение коэффициентов утилизационного сбора должно было создать трудности не рядовым гражданам, а перекупщикам иномарок. Инструмент отчасти сработал: подержанные японские и европейские машины сравнялись по цене с новыми китайскими, и многие автолюбители из западных регионов России решили все-таки довериться брендам из Поднебесной. Однако, на рынке Дальнего Востока, судя по таможенной статистике, кардинальных перемен не произошло. Более того, эксперты считают, что и в 2024 году местные автолюбители не пересядут на левый китайский или российский руль.

«На 2024 год мы прогнозируем стабильный спрос, не меньше, чем есть сейчас. Мы расширяем под это штат. Что касается структуры, то, в сегменте проходных автомобилей от 3 до 5 лет, она будет прежней. 85% – автомобили из Японии, если не будет введено более жестких санкций, и далее по убывающей: Корея, Китай и остальные страны», – озвучил прогноз первый заместитель начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев.

И все же российский и китайский автопром пытаются закрепиться на Дальнем Востоке.

К примеру, по информации Дальневосточного ГУ Банка России, один из автодилеров Приморского края в июле сообщал о росте спроса на китайские марки.

В сентябре во Владивостоке запустили производство отечественных пикапов. План на ближайшую трехлетку – выпускать с конвейера до 10 тыс. машин в год, ориентируется предприятие именно на местный рынок. И, по оценкам экспертов, возможности для покупки автомобилей у дальневосточников есть. По данным ВТБ, в 2023 жители ДФО брали автокредиты в 6 раз чаще и в 5 раз больше, чем в 2022-м. За 11 месяцев банк выдал порядка 4,8 тыс. таких займов. Общая сумма составила 5,3 млрд руб. Самый высокий спрос был зафиксирован в Приморье, Хабаровском крае и Бурятии.

В целом по стране с января по ноябрь 2023 года было продано новых машин в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года. В части автокредитования, по данным Центробанка РФ, портфель займов по итогам 10 месяцев вырос на треть, до 1,6 трлн руб. Всего в 2023 году в России было реализовано свыше 1 млн новых автомобилей.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 21:04
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 21:04
Все новости Приморье
Эстония начала установку бункеров на границе с Россией Политика, 21:18
ПВО сбила 56 БПЛА над регионами России Политика, 21:17
Кадыров призвал жителей Чечни «не ущемлять» туристов за их внешний вид Общество, 21:09
Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос в развитии компании — поиск смысла» РБК и Сбер, 21:07
Полиция задержала подозреваемого в стрельбе в университете в США Общество, 20:37
Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса РБК и РЭЦ, 20:18
Генассамблея FIDE поддержала полное и частичное снятие санкций с россиян Спорт, 20:18
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
В Пермском крае пропала группа из 13 туристов Общество, 20:08
ПСЖ взял Сафонова на финал Межконтинентального кубка Спорт, 20:00
Мерц ушел с переговоров Зеленского и Уиткоффа в Берлине Политика, 20:00
На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay РБК и City Bay, 19:59
Вице-премьер Италии назвал лучший путь со «страной с 6 тыс. боеголовок» Политика, 19:55
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
Обезвредившим стрелка в Сиднее прохожим оказался владелец фруктовой лавки Политика, 19:32