Старые привычки и новые тренды: как менялся авторынок РФ и ДВ в 2023 году
Структура отечественного автомобильного рынка в 2023 году изменилась до неузнаваемости. Большинство иностранных брендов ушли из России. 1 августа поставки своих машин прекратили США, следом – Япония: запрет на ввоз машин с двигателями более 1,9 л, гибридов и электрокаров начал действовать 9 августа.
Евросоюз ввел аналогичные санкции 26 сентября. Причем эмбарго коснулось и некоторых видов запчастей, что серьезно осложнило работу дилеров по выполнению гарантийных обязательств.
В итоге в сегменте новых автомобилей, по сути, остались только отечественные и китайские производители. Бренды из КНР быстро заняли освободившиеся ниши: количество их официальных автодилеров в России перевалило за 2 тыс. Впрочем, основной объем продаж легковых авто из Поднебесной пока приходится на западные регионы страны, Москву и Санкт-Петербург, а вот Дальний Восток остался верен правому рулю.
По данным пресс-службы Дальневосточного таможенного управления к середине декабря через морские и сухопутные пункты пропуска было ввезено почти 217 тыс. автомобилей для личного пользования. Из них абсолютный лидер – японские иномарки – более 186 тыс., на втором месте Южная Корея – более 18,6 тыс., доля КНР – чуть более 2 тыс. Почти 97% (209,9 тыс.) оформлено Владивостокской таможней.
К слову, в июле, после объявления о предстоящем введении санкций, поставки автомобилей из Японии в Россию увеличились на 53% по сравнению со средним показателем 2022 года. Покупатели старались ввезти как можно больше до ужесточения ограничений.
«В июле Владивостокская таможня оформила 30 тыс. машин. В августе еще по накатанной доезжало и доплывало то, что было в пути – мы оформили чуть более 18 тыс. автомобилей. В сентябре уже 8 тыс. Сейчас ввоз адаптируется, темпы растут, в октябре было 10 тыс., в ноябре – более 12 тыс.», – рассказал РБК Приморье первый заместитель начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев.
Объемы, по словам Пономарева, могли быть еще больше, но темпы ввоза затормозил утилизационный сбор. 1 августа вступили в силу новые правила: тарифы для физических лиц на ввезенные в Россию иномарки увеличились в среднем в 250 раз – вместо прежних 3,5 тыс. руб. покупатели должны были заплатить больше 800 тыс. руб. В результате многие автовладельцы не могли зарегистрировать уже купленные машины.
От граждан посыпались жалобы в разные инстанции и в конце концов дошли до президента: проблему обсудили на встрече с главами думских фракций. Владимир Путин согласился с тем, что покупатели не должны переплачивать за автомобиль, приобретенный до изменения тарифов.
«Закон обратной силы не имеет, поэтому если сама сделка купли-продажи состоялась до введения этого нового утильсбора, то мы, конечно, не должны облагать людей дополнительными [сборами]», – цитирует ТАСС главу государства.
В результате уже разработаны некоторые решения для автовладельцев, которым насчитали утильсбор по неподъемным, по сути, коммерческим ставкам.
Впрочем, трудности возникли не у всех. Для тех, кто приобрел малолитражный автомобиль и не собирается продавать его в течение года, суммы не изменились. Вообще повышение коэффициентов утилизационного сбора должно было создать трудности не рядовым гражданам, а перекупщикам иномарок. Инструмент отчасти сработал: подержанные японские и европейские машины сравнялись по цене с новыми китайскими, и многие автолюбители из западных регионов России решили все-таки довериться брендам из Поднебесной. Однако, на рынке Дальнего Востока, судя по таможенной статистике, кардинальных перемен не произошло. Более того, эксперты считают, что и в 2024 году местные автолюбители не пересядут на левый китайский или российский руль.
«На 2024 год мы прогнозируем стабильный спрос, не меньше, чем есть сейчас. Мы расширяем под это штат. Что касается структуры, то, в сегменте проходных автомобилей от 3 до 5 лет, она будет прежней. 85% – автомобили из Японии, если не будет введено более жестких санкций, и далее по убывающей: Корея, Китай и остальные страны», – озвучил прогноз первый заместитель начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев.
И все же российский и китайский автопром пытаются закрепиться на Дальнем Востоке.
К примеру, по информации Дальневосточного ГУ Банка России, один из автодилеров Приморского края в июле сообщал о росте спроса на китайские марки.
В сентябре во Владивостоке запустили производство отечественных пикапов. План на ближайшую трехлетку – выпускать с конвейера до 10 тыс. машин в год, ориентируется предприятие именно на местный рынок. И, по оценкам экспертов, возможности для покупки автомобилей у дальневосточников есть. По данным ВТБ, в 2023 жители ДФО брали автокредиты в 6 раз чаще и в 5 раз больше, чем в 2022-м. За 11 месяцев банк выдал порядка 4,8 тыс. таких займов. Общая сумма составила 5,3 млрд руб. Самый высокий спрос был зафиксирован в Приморье, Хабаровском крае и Бурятии.
В целом по стране с января по ноябрь 2023 года было продано новых машин в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года. В части автокредитования, по данным Центробанка РФ, портфель займов по итогам 10 месяцев вырос на треть, до 1,6 трлн руб. Всего в 2023 году в России было реализовано свыше 1 млн новых автомобилей.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.