Новые правила игры: как меняется автомобильный рынок Дальнего Востока
Автомобильный рынок России не узнать. В сегменте новых авто появились десятки китайских брендов, о которых до 2022 года никто не знал. Спрос на них сейчас обеспечивают жители западных регионов страны, а вот Дальний Восток занял выжидательную позицию.
«Надежен ли китайский автомобиль? Да никто не знает еще. Только про отдельные марки, про отдельные модели [можно говорить]. Как мы формировали мнение о японских автомобилях на протяжении десятилетий, также нам придется формировать мнение о китайских автомобилях у себя в голове, в нашей системе ценностей как-то их ранжировать <…> Есть категории клиентов, которые не готовы пока менять бренд, не готовы менять концепцию. Внутри привычных брендов они ещё могут как-то перемещаться, но взять и пересесть на китайца – в среде клиентов того же Мерседеса таких не так много, как, например, среди клиентов Фольксвагена или чего-то подобного», – поделился мнением генеральный директор компании «Альтаир Авто» Владимир Шестак.
Сейчас европейские и азиатские бренды в Россию завозят по параллельному импорту. Однако, как отметил Шестак, ассортимент значительно сократился, а цены на некоторые модели выросли вдвое. Продажи немецких, французских и корейских машин упали, а вот японские на Дальнем Востоке продолжают покупать, не смотря на санкции. По данным Владивостокской таможни, ввоз подержанных иномарок снова демонстрирует рост.
«На 2024 год мы прогнозируем стабильный спрос, не меньше, чем есть сейчас. Мы расширяем под это штат. Что касается структуры, то, в сегменте проходных автомобилей от 3 до 5 лет, она будет прежней. 85% – автомобили из Японии, если не будет введено более жестких санкций, и далее по убывающей: Корея, Китай и остальные страны», – озвучил прогноз первый заместитель начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев.
Мнение о том, что дальневосточники пока остаются верны правому рулю, разделяют и другие участники рынка. Причем, если произойдет очередное ужесточение санкций, они готовы покупать японские машины даже у китайцев, если, конечно, будет спрос.
«Ассортимент сократился, но в целом, у компаний, которые привозят машины непосредственно под конечного покупателя, проблем каких-то глобальных нет. У нас есть аналитика по прошлому году и этому: японское направление действительно просело, но в совокупности, не все так плохо: китайский рынок наращивает обороты, так что в целом просадки нет <…> китайский рынок нам предлагает и японские автомобили. И здесь все будет зависеть от ценообразования: насколько это будет выгодно нашим потребителем», – рассказал операционный директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Савченко.
В конечном итоге покупать будут то, что доступно – потребитель проголосует рублем. Чтобы повысить спрос производители Поднебесной уже начали снижать цены. По словам представителя дилерского центра одного из китайских брендов Сергея Ивлева, автомобили могут стать еще дешевле.
«У нас есть куча незадействованных заводов, которые остались в России после ухода европейских брендов. Там безусловно будут созданы совместные российско-китайские предприятия. Это позволит снизить стоимость автомобилей, позволит применять различные программы. С учетом того, что все это будет разработано на совместных предприятиях, и будет производиться в нашей стране, автомобили станут более доступными», – озвучил один из вариантов сценария заместитель генерального директора компании «Успех-Авто» Сергей Ивлев.
Развернется ли Дальний Восток в сторону Китая или сохранит свою верность правому рулю, пока сказать сложно. В то же время эксперты в ходе круглого стола отметили, что производители из КНР активно работают над тем, чтобы как можно скорее заместить европейские и японские бренды. Но, по мнению представителя профильного министерства Приморья, такая встряска в любом случае пойдет на пользу как участникам рынка, так и простому потребителю.
«Любое падение рынка неизбежно приводит к тому, что высвобождаемые ниши занимаются другими производителями, другими участниками, возможно, более конкурентоспособными, более приспособленными к рынку. Поэтому, я думаю, что это все-таки скажется на рынке положительно: зайдут новые игроки, с новыми технологиями, и мы только в плюс эту ситуацию выведем <…> Люди голосуют рублем, прежде всего. Чем больше автомобили будут эксплуатироваться, чем больше люди будут видеть таких автомобилей на дороге, тем, соответственно, быстрее рынок будет обновляться. Я думаю, что мы не сильно потеряли, а возможно, где-то даже выиграли», – резюмировал заместитель министра промышленности и торговли Приморского края Алексей Пикалов.