Визит Си Цзиньпина в Россию: перспективы для Дальнего Востока
![Фото: kremlin.ru](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/68/756793647172689.jpg)
Председатель КНР Си Цзиньпин находится в России с официальным визитом, это первая страна, которую он посещает после переизбрания 10 марта на третий срок Всекитайским собранием народных представителей. Лидер КНР прибыл в Москву по приглашению Владимира Путина.
Пока стороны не заявляли о принятых решениях и не озвучивали итоги встреч. Однако глава Министерства развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков напомнил, что Россия считает Китай потенциальным партнером по развитию инфраструктуры Северного морского пути (СМП) и международному транзиту.
«За период с 2012 года отношения России и Китая вышли на качественно новый уровень сотрудничества, наивысший за историю наших двусторонних отношений. Вектор отношений, заданный за этот период, предопределит условия стратегического партнерства России и Китая на десятилетия вперед», – цитирует министра ТАСС.
Упор Чекунков делает на экспорт, уточняя, что КНР уже участвует во многих важных для двух экономик проектах. Это магистральный газопровод «Сила Сибири», который поставляет газ в соседнее государство, «Ямал СПГ», Амурский газохимический кластер. Китайские компании реализуется 52 проекта общей стоимостью около 11 млрд долларов в рамках ТОР и в свободном порту Владивосток. Кроме того, в перспективе именно на инвесторов из КНР в большей степени рассчитано создание международных ТОР на территории Дальнего Востока.
По словам министра, потенциально Китай может стать партнером по развитию Северного морского пути, который станет дополнительным маршрутом для транспортировки в том числе экспортных грузов при низкой пропускной способности Восточного полигона.
С 2012 года товарооборот России и Китая увеличился менее чем с 90 млрд до более чем 190 млрд долларов в 2022-м. Этому способствует развитие транспортной инфраструктуры. Речь идет о строительстве двух трансграничных мостов через реку Амур (Хэйлунцзян). Товарооборот по открытому в прошлом году автомобильному мосту Благовещенск – Хэйхэ по оценкам Алексея Чекункова составит до 1 млн тонн грузов в год. Грузооборот по новому железнодорожному мосту Нижнеленинское – Тунцзян на первом этапе составит 5,2 млн тонн в год с перспективой увеличения до 20 млн тонн в год.
В Забайкалье построен зерновой терминал – это одно из звеньев сухопутного зернового коридора Россия - Китай. Годовой объем перевалки составит до 8 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур. Имеется потенциал для увеличения экспорта мясной и сельскохозяйственной продукции из Забайкальского края, Еврейской автономной области, Амурской области, Приморского края.