Северный морской путь сравнили с новой нефтью для России
Северный морской путь (СМП) сможет экспортировать товары на сотни миллиардов долларов, когда будет запущен полноценно, считает глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Это скажется на развитии и ДФО, и России в целом.
«С учетом вызовов, меняющейся географии внешней торговли это экономическое будущее на десятилетия вперед. Ежегодно экспорт товаров по СМП через 7 лет должен превышать 100 млрд долл. Значение СМП для экономики России будет сопоставимо с нефтегазовым сектором», – уверен министр.
Северный морской путь в России рассматривают неотрывно от северного завоза, который обеспечивает жизненно важными грузами северные территории страны. Как рассказал на совещании у полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов, закон о северном завозе должен быть рассмотрен Госдумой РФ в ходе весенней сессии. «Для того чтобы закон заработал со следующего года, мы должны запустить единую систему планирования Северного завоза, определить единого морского оператора и приступить к созданию центра управления Северным завозом. Также потребуется разработать и утвердить 10 подзаконных актов», – отметил он.
Единый морской логистический оператор будет регулярно перевозить грузы по льготным тарифам через Северный Ледовитый и Тихий океаны. Стать им может «Росатом», который подтверждает свою готовность и уже связан с северным завозом. Его дочерняя компания, «Росатомфлот», в 2018 году стала главным участником и оператором ключевого звена Севморпути — ледокольной проводки. Единый оператор возьмет на себя функции управления и координации транспортных потоков.
В прошлом году атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» выполнил 2 льготных рейса из портов северо-запада на Дальний Восток и в обратном направлении. Он перевез 8,5 тыс. тонн грузов, загрузка в восточном направлении по последнему рейсу составила 90%. В 2023 году планируется увеличить количество субсидируемых рейсов до 4-х, а также привлечь суда меньшей вместимости для заходов в неглубоководные порты.