Во Владивостоке предлагают поднять стоимость проезда в автобусах в 2026-м
Компании-перевозчики Владивостока вновь обратились в администрацию города с просьбой поднять стоимость проезда в автобусах – в прошлый раз с таким предложением предприниматели выступили в начале лета. В пресс-службе мэрии подтвердили, что обращение было получено и находится на рассмотрении, но не раскрыли подробностей. Как стало известно РБК Приморье, в администрацию города поступило несколько документов от разных компаний, в которых указан различный диапазон экономически обоснованных тарифов – от 75 до 82 руб. При этом источник редакции сообщает, что вероятное повышение цены проезда не превысит 60 руб.
«Обращение от автотранспортных предприятий сейчас находится на рассмотрении у профильных специалистов, проводится анализ расходов перевозчиков для соблюдения баланса интересов как пассажиров общественного транспорта, так и транспортных предприятий», – прокомментировали ситуацию в пресс-службе администрации Владивостока.
Источник РБК Приморье сообщил, что в мэрии рассматривается возможность повышения стоимости проезда с 1 января. Обсуждаемые цифры: от 45 руб. по транспортной карте (+6 руб.) до 60 руб. при оплате наличными (+10 руб.). При этом перевозчики уже традиционно запрашивают более значимое повышение. В нескольких поступивших на имя главы города документах указываются расчеты экономически обоснованного тарифа за перевозку пассажиров автобусами – называются значения от 75 до 82 руб.
Перевозчики напоминают, что с начала 2025 года во Владивостоке действует дифференцированный тариф: за наличный расчет – 50 руб., при оплате банковской картой – 45 руб., единой транспортной картой – 39 руб. Однако с момента его введения затраты компаний существенно выросли.
«Со дня применения указанных предельных тарифов – 1 января 2025 года – себестоимость перевозок (объем затрат перевозчиков, непосредственно связанных с перевозкой) на территории города Владивостока выросла более чем на 45%. Рост основных составляющих затрат перевозки в пересчете на единицу за период с 01.01.2025 по 15.12.2025 г. составил: топливо – 11,5%; шины – 40%; запасные части – 40%; арендная плата за помещения и земельные участки – 10%. При этом доля указанных затрат в общей их стоимости составляет более 50%», – говорится в обращении, авторы которого предлагают расчетный тариф в размере не менее 80 руб.
Представители различных компаний также указывают на рост стоимости транспортных средств и сопутствующих затрат – автобусов, запасных частей к ним, техобслуживания, – который ориентировочно составил 30%. По их сведениям, для соблюдения требований администрации города Владивостока, как заказчика перевозок, всеми компаниями города за счет собственных и кредитных средств в 2021–2022 годы автопарк был обновлен приблизительно на 70%.
«Такие значительные инвестиции привели к тому, что деятельность по перевозкам пассажиров по маршрутам Владивостокского городского округа фактически приносит убыток, а действующие тарифы, установленные постановлением № 3652 (постановление администрации Владивостока от 20.12.2024. – Прим. ред.), не являются экономически обоснованными, обеспечивающими дальнейшую реализацию инвестиционных программ по перспективному обновлению автобусного парка и рентабельную работу автопредприятий», – указывают перевозчики в одном из документов.
В качестве дополнительного аргумента приводится тариф на перевозку одного пассажира в Москве – 80 руб. Вероятно, имеется в виду стоимость проезда по городу без использования карты «Тройка». Цена данных услуг в столице России выше, чем в столице Приморья, при этом больший пассажиропоток в самом крупном городе страны обеспечивает и более высокую выручку.
Как писал РБК Приморье, в прошлом году перевозчики также просили повысить стоимость проезда, однако действующий с 1 января 2025 минимальный тариф при поездках на автобусах оказался в 1,7 раза меньше, чем рыночный, запрошенный предпринимателями города. В начале июня стало известно о новом обращении в мэрию со стороны перевозчиков – транспортные компании заявляли, что наиболее близкой к экономически обоснованному тарифу является цена в 50 руб. за билет. После этого очередного повышения не последовало.
Напомним, что в августе во Владивостоке массово перезаключались контракты на пассажирские перевозки по городу. Мэрия перешла от длительного срока их действия к более короткому – вместо 3 лет всего 8 месяцев, – но помимо этого существенных изменений на рынке не произошло. Практически все автобусные маршруты достались тем же компаниям, что обслуживали их ранее. Однако маршруты № 40 (Варяг – Семеновская), № 63 (Маяк – Приморский океанариум) и № 81 (Маяк – Автовокзал) пришлось разыгрывать на торгах повторно, так как компания ООО «Влад Рейс» не стала участвовать в аукционах, а сразу найти замену для ушедшего перевозчика не удалось. Для работы на некоторых направлениях, в том числе на автобусах № 40, во Владивосток зашла компания «Линии Вл» из Лучегорска. Как писал РБК Приморье, автобус № 81 в итоге достался компании «Каслар», но потом договор был расторгнут мэрией из-за его неудовлетворительного исполнения – новый контракт не заключен до сих пор.
Во Владивостоке активно продолжается обновление автопарка муниципального предприятия «ВПОПАТ № 1». Сейчас перевозчик принимает 14 новых автобусов производства белорусского завода МАЗ. Как отмечали в мэрии, это позволит предприятию не только улучшить свою работу на действующих маршрутах, но и участвовать в аукционных процедурах в 2026 году по новым направлениям.