Бизнес назвал локализацию такси на Дальнем Востоке «расстрелом»

Требования по локализации автопарка такси, принятые Госдумой в окончательном чтении 13 мая, могут привести к резкому сокращению или исчезновению легального рынка таких услуг на Дальнем Востоке и «фантастическому» росту цен. Этого мнения придерживаются некоторые из опрошенных РБК Приморье представителей бизнеса. При этом известные службы заказа такси более сдержанно высказываются о недостатках новых норм закона, а владельцы мелких таксопарков зачастую не заглядывают на пять лет вперед – для регионов ДФО «русификация» авто станет обязательной нормой с весны 2030 года.
Высокий барьер локализации
«Скорее всего – это «приговор». И если вас, например, приговорили к высшей мере наказания, то нет никакой разницы, когда он вступит в силу: завтра утром или через 5 лет. Конечно же, кто-то может сказать, что у тебя есть целых пять лет приготовиться. Но расстрел – это всегда расстрел. Почему? Потому что наша огромная страна к тому времени не уменьшится в размерах и логистическое плечо никуда не денется. Все производства находятся на западе России, поэтому однозначно, автомобили, произведенные в России (независимо от того, что это будет: ВАЗ, «Москвич» или локализованный Haval), все равно будут существенно дороже автомобилей с пробегом, привезенных из Японии, Кореи и Китая. Предприниматели, конечно же, желая получать более значимую выгоду со вложенных ими средств с наступлением 2030 года, наверное, просто уйдут в тень на б/у иномарках», – говорит генеральный директор компании «Восток» Валентин Тен.
Напомним, в Госдуме ранее подчеркивали, что новые требования не будут применяться к автомобилям, внесенным в региональные реестры такси до 1 марта 2026 года – для большинства субъектов РФ. Для Калининградской области и Сибирского федерального округа этот срок – до 1 марта 2028 года. А в субъектах ДФО отсрочка действует до 1 марта 2030 года. По словам депутатов, начиная с этих дат людям и компаниям не придется продавать имеющиеся импортные автомобили, чтобы в срочном порядке менять их на российские аналоги. Данную информацию подтверждают и представители отрасли.
«С 1 марта 2026 в реестр легковых такси нельзя будет внести не локализованный автомобиль. При этом уже внесенные в реестр легковых такси автомобили остаются там бессрочно, точнее пока их не снимут с учета в ГАИ или владелец сам не подаст заявление на исключение из реестра. Однако норма не учитывает важное обстоятельство. Основной инструмент обновления автопарка – это лизинг. Он доступен только юридическим лицам. Физическим лицам (самозанятым) лизинг недоступен, они получили еще одно невыполнимое требование. А именно категория водителей, работающих на личных автомобилях, является самой массовой на рынке. Те, кто захочет получить разрешение на деятельность такси, но не имеет возможности или желания менять свой автомобиль на российский, не смогут работать легально», – объясняет руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников.
Отметим, что в ходе финального обсуждения законопроекта парламентарии сделали акцент на необходимости его доработки в части самозанятых водителей. «Интерфакс» передавал слова депутата от «Единой России» и сенатора от Курганской области Сергея Лисовского, который заявил, что речь идет о 2,5-3,5 млн водителей, работающих с агрегаторами – из-за новых норм рискуют лишиться допуска к работе на собственных машинах.
В то же время в менее крупных организациях, с которым удалось пообщаться корреспонденту РБК Приморье, более спокойно относятся к грядущим изменениям. Представители и владельцы небольших таксопарков поясняли, что «будут справляться с проблемами по мере их поступления» – в том числе подразумевается привлечение водителей на личных авто.
«В нашем таксопарке работают водители на своих автомобилях. И нас эти нововведения пока сильно не затрагивают. Есть крупные автопарки, которые предлагают услуги по аренде, и у них много японских машин – их, наверняка, коснется эта история», – отметил владелец владивостокского таксопарка «БОСС» Аббос Маматкаримов.
Оценка затрат
Как ранее писал РБК Приморье, по утвержденным правилам автомобиль такси признается локально произведенным при наличии не менее 3,2 тыс. соответствующих баллов. На сегодня такому уровню соответствуют только высоко локализованные модели «АвтоВАЗа» (Granta, Vesta, Iskra, Aura), а также отдельные модели «Москвича» и электромобили Evolute. Также ко второму чтению законопроекта список допустимых машин дополнили теми, которые производятся в рамках специнвестконтрактов (СПИК), заключенных с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. По заключенным после 1 марта 2025-го СПИК машины будут пропускать в реестр такси только по согласованию с правительством РФ.
Аналитический центр при правительстве России подсчитал, что из-за вступления новых норм закона в силу высокие расходы на замену автомобиля и долгая окупаемость приведут к уходу из отрасли до 51% водителей (507 тыс. чел.) и существенному росту тарифов на горизонте 5–7 лет. Объем выпадающих доходов водителей по стране на приведение действующего парка такси в соответствие с законопроектом составит до 289 млрд руб. При этом именно на Дальнем Востоке наблюдается наименьшая доля соответствия автомобилей требованиям локализации – от 0% до 1% между машинами в собственности и аренде, соответственно. Также в регионах ДФО наиболее высока доля подержанных автомобилей в составе «притока в такси» – на уровне 97–99%.
В сервисе заказа «Максим» отмечают, что новые нормы закона фактически требуют поменять структура авторынка, который на Дальнем Востоке формировался более 30 лет назад и резко отличается от других частей страны. За пять лет, с начала 2020 года, продукция «АвтоВАЗа» подорожала в 2-3 раза, и если эта тенденция сохранится (а административный запрет на использование в такси иностранных автомобилей этому способствует), то и цены на поездки увеличатся кратно.
«Проблема ценообразования на российском авторынке – это отдельная больная тема. По мере увеличения доли отечественных авто вместе с перевозчиками будем смотреть и считать простои на ремонт, рост расходов и выпадение доходов по этой причине. Возможно, придется периодически корректировать тарифы на перевозку», – говорят представители сервиса.
Генеральный директор компании «Восток» считает, что предприниматели Дальнего Востока вплоть до 2030 года не будут предпринимать существенных шагов по локализации автопарка, а с наступлением указанной даты попросту закроют свои организации, уходя в серый и теневой рынок. Такой прогноз он объясняет просто: если бизнесмен решит в течение 5 ближайших лет нести постоянные убытки и терпеть простои авто из-за задержек ремонта, то он «не доживет» до момента вступления закона в силу в ДФО.
«Например, завтра кто-то из предпринимателей пойдет и купит «Москвич 3» за 1,8 млн руб., плюс пересылка – это обойдется порядка 1,95 млн. В то время, как «минимально возможный» автомобиль, чтобы использовать в такси, сейчас ему может обойтись в 1 млн – 1,3 млн. При этом, после первого ДТП, б/у автомобиль в среднем, через 10-15 дней выйдет снова на линию. А вот «Москвич», скорее всего встанет очень надолго, из-за отсутствия запчастей. Тут ремонт может растянуться на долгие месяцы. <...> Почему я сразу ссылаюсь на ДТП? Потому что среднестатистически каждый автомобиль такси попадает в ДТП (в среднем!) порядка 2 раза в год. Причем, хочу отметить, что это происходит не из-за «тупых таксистов», а из-за простой теории вероятностей. Автомобили такси проезжают в год порядка 120–130 тыс. км, тогда как средний обыватель проезжает в год 10–15 тыс км. Поэтому, у таксистов вероятность попасть в ДТП, причем не по своей вине, многократно выше», – подчеркивает Валентин Тен.
Если предположить, что бизнесу ДФО удастся успешно «пересесть» на отечественные авто, то стоимость проезда, по оценке Тена, подскочит в среднем в два раза относительно актуальной на тот условный момент времени. При этом дефицит автомобилей на линии, который возникнет с высокой вероятностью, может привести к еще большим искажениям – в какие-то моменты стоимость проезда в такси может взлететь «до неимоверно фантастических высот».
«Возможно, на фоне слома ныне сложившейся системы заказа такси, появятся какие-то ТГ-боты, работающие с применением ИИ, принимающие заказы такси гораздо проще чем сегодня, которые прижившись в народе, вытеснят современные платформы. Возможно, это будет тем толчком, который породит новое поколение мини-служб заказа такси, которые будут менее заметны и менее легальны. Возможно, это будут этакие «мини-партизанские отряды» такси, коих будет великое множество. При закрытии одних, тут же будет активирован резервный новый бот… На самом деле, сейчас я не фантазирую, а фактически пересказываю часть событий, произошедших накануне принятия предыдущего закона о такси» – рассуждает предприниматель.
Напомним, что изначально закон о локализации машин такси предлагали ввести в действие значительно раньше – с 1 октября 2025 года. Как уже писал РБК Приморье, против отдельных положений законопроекта высказывались и представители бизнеса, и экономисты, и депутаты Заксобрания региона – в частности, после его спорного первого чтения. В то же время цены на такси стабильно растут – по информации отдельных компаний-перевозчиков, стоимость поездок выросла на 20-30% в течение 2024 года. В качестве причин называется и многократный рост цен на запчасти, и усиление государственного регулирования. Напомним, что с 1 сентября 2023 года вступили в силу нормы закона (580-ФЗ), которые дополнительно регулируют сферу пассажирских перевозок в такси.