Такси набирает цену: представители отрасли говорят о росте до 30% за год
Официальные данные по ценам на услуги такси в Приморском крае показывают умеренный рост, но с такими цифрами не согласны представители отрасли – по информации компаний-перевозчиков, стоимость поездок выросла на 20-30% в течение года. Дальнейшее подорожание неизбежно, говорят собеседники РБК Приморье. Причины, по их словам, очевидны: начиная от многократного роста цен на запчасти и заканчивая усилением государственного регулирования.
Статистика официальная и «из первых уст»
Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) выдает по Приморскому краю лишь один показатель стоимости услуг такси – цены за проезд в расчете на 1 км пути. Если сравнивать январь – октябрь с аналогичным периодом прошлого года, то тарифы в регионе выросли всего на 10,1% (сравнение только октября год к году дает практически такой же результат). При этом самый большой рост по данному показателю в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) показало Забайкалье – 31,2%. Заметно выросли цены в Якутии (+25,6%), Амурской области (+23,8%), а таксисты Хабаровского края в этом отношении вдвое обогнали коллег из Приморья (+20,2%).
В абсолютных цифрах, опять же по сведениям ЕМИСС, в Приморском крае средняя цена на такси в октябре составила 46,6 руб. за 1 км (то есть в среднем 466 руб. за 10-километровую поездку). Максимальная стоимость услуг по ДФО зафиксирована в Якутии (95 руб. за 1 км пути), а минимальная – в Амурской области (38,4 руб.). Такси во Владивостоке, естественно, возит за более высокую цену чем в среднем по Приморью – ЕМИСС указывает 54,8 руб. за км.
В то же время представители компаний-перевозчиков говорят о других процентных соотношениях. В Общественном совете по развитию такси заявили, что в целом по году видят рост стоимости поездок в среднем на 30% – как передает «Парламентская газета», это касается всех регионов России. Про аналогичный рост РБК Приморье рассказали в приморской компании такси «Восток» – от 20% до 30% в целом на различных направлениях по краю (цены зависят от труднодоступности адреса, времени суток, загруженности дорог, погоды и т. д.). По информации руководства компании, рост цен на такси в крае сейчас немногим уступает Москве. При этом до захода в регион федеральных служб такси амплитуда колебаний тарифов и динамика роста были не столь высоки.
Причины роста цен – в росте цен
Перевозчики объясняют увеличение стоимости своих услуг общим удорожанием бензина, запчастей, страховки и т. д. Во владивостокской компании «Реал ДВ» пояснили, что их цена в 2024 году выросла незначительно – всего на 50 руб. (около 11% от минимальной ставки). Но эта организация в основном предоставляет услуги корпоративного развоза пассажиров, и произведенного повышения, по словам сотрудников, может быть недостаточно в современных условиях.
«В первую очередь, заставляет повышать цены бензин. А вторая причина (а может быть, и первая) – это цены на запчасти для машин. У нас есть свои магазины автозапчастей, мы работаем с Японией, и в связи с санкциями – за год я могу сказать, – если в прошлом году блок ABS на Toyota Prius мы покупали за 15 тыс. руб., то теперь его найти от 60 до 70 тыс. руб. в хорошем состоянии очень сложно. Вот последний блок ABS две недели назад мы покупали за 64 тысячи. Это, как говорится, «по блату», – пояснила заместитель директора компании «Реал ДВ» Елена Муромская.
Аналогичную ситуацию описал руководитель компании «Восток», добавив, что выросли в цене и сами автомобили.
«Причины удорожания стоимости наших услуг очевидны для нас, но по всей видимости не очевидны для некоторых людей, раз вы задаете такие вопросы. В доковидном 2018 году стоимость бензина АИ-95 была на уровне порядка 42 руб., а сегодня порядка 59 руб. (+40%). Самый популярный и востребованный автомобиль в такси Toyota Prius без пробега (в 20-м кузове) стоил 650-700 тыс. руб., а сейчас порядка 1,2 млн руб. (+75% к прежней цене). По запчастям на некоторые виды рост произошел на более, чем 100%, страховка – такая же история. Ни у кого из нас нет своей нефтяной скважины на дачном участке, ни один из нас не производит своих автомобилей и запчастей к ним. Поэтому у нас нет других вариантов выжить, кроме как поднять стоимость проезда», – говорит генеральный директор компании Валентин Тен.
Он озвучил и неутешительный прогноз на будущее, связанный с рядом факторов – в первую очередь, с ростом ключевой ставки.
«Некоторые думают, что цены меняют злые, ненасытные и кровожадные руководители фирм такси. А на самом деле, все гораздо проще, а где-то глубже и сложнее. Ставка рефинансирования сейчас находится на уровне 21%. В конце декабря ожидается повышение до 23% (не так давно ставка была 8% и кредиты по 12%). Это значит, что кредиты станут еще дороже. Наши предприниматели будут их брать на покупку новых авто под новые космические 35-40% годовых. А еще совсем недавно, у нас считалось взять кредит под 16-18% немного дороговатым... Другие предприниматели и компании, точно также пользуются кредитными инструментами, под такие же проценты», – пояснил Тен РБК Приморье.
Государственное регулирование отрасли
Напомним, что с 1 сентября 2023 года вступили в силу нормы закона (580-ФЗ), которые дополнительно регулируют сферу такси. С одной стороны, к работе теперь официально не допускают водителей с непогашенной или неснятой судимостью за ряд преступлений, более чем с тремя неоплаченными административными штрафами за нарушение ПДД, подвергнутых аресту за нарушение ПДД более одного раза за год, не прошедших аттестацию. С другой стороны, закон обязал водителей такси приобретать ОСАГО по тарифу для перевозчиков (в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов) – ИП и самозанятым, которые теперь могут работать таксистами, нужно приобретать его самостоятельно. А службы заказа несут совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП (если этот ущерб не покрывает ОСАГО).
Представители отрасли не рассказали РБК Приморье о том, в какой конкретно степени повлиял на их бизнес 580-ФЗ. Но перевозчики отмечают, что нововведения «влияют на желание работать в этой сфере легально» – речь идет о водителях, а чем меньше водителей на линиях, тем выше растет цена поездки у продолжающих работать.
Весной 2024-го Госдума в первом чтении утвердила законопроект, который предусматривает новые ограничения, – предлагалось дать регионам право устанавливать обязательные требования к «уровню локализации» автомобилей, используемых в качестве легкового такси. То есть обязать компании в большей степени использовать продукцию отечественного автопрома. Озвученные нормы вызвали недовольство представителей отрасли, особенно в Приморье, где основная часть автомобилей – иномарки из Азии. Некоторые предприниматели заявляли, что их бизнес «приговорили к расстрелу». Мнения экспертов и законотворцев о предлагаемых изменениях публиковал и РБК Приморье. Однако с тех пор на портале Системы обеспечения законодательной деятельности законопроект дальше первого чтения не продвинулся – последние требования касаются ожидаемого внесения поправок.
Правда, есть новые изменения, предлагаемые в ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» – законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму. Намерения у авторов благие: ради безопасности водителей и пассажиров установить требование об обязательной видеофиксации происходящего в салоне легкового такси и в сторону движения автомобиля (также должна быть размещена информация о ведении съемки). Однако эти нововведения уже называют спорными.
В пояснительной записке указано, что «расходы на приобретение перевозчиками дополнительного оборудования включаются в налогооблагаемую базу, тем самым уменьшая налоговую нагрузку для организаций». Сами перевозчики напоминают, что их расходы и так постоянно растут – новые, вероятно, приведут к увеличению тарифов. Какими должны быть описанные средства видеофиксации пока не ясно – а значит не ясно, придется ли заменять уже установленные. Опять же, новые жесткие требования стимулируют отток водителей в зону «серых перевозок», где цена за поездку – «в глазах везущего».
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.