«Приговорить к расстрелу»: таксистов хотят пересадить на российские авто
Депутаты Госдумы собираются принять закон о требованиях к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве легкового такси – нововведение коснется и таксопарков, и агрегатаров. По мнению авторов, новая мера позволит поддержать отечественный автопром и создать дополнительные условия для его развития, а вместе с ними и новые рабочие места.
Право определять, какие автомобили будут допущены к работе в такси и какие органы будут контролировать соблюдение требований к локализации, отдали на откуп регионам. При этом минимальный порог «русификации» будет устанавливать правительство РФ. Увеличен он может быть за счет сварки и окраски кузова в России, использования отечественного металла, изготовления корпусных деталей рулевого механизма (литье, ковка, штамповка, механическая обработка) и так далее. Но делать все это необходимо на стадии производства авто.
РБК Приморье выяснил, насколько реально наполнить рынок Приморья достаточно «русскими» автомобилями.
Зачем нужен новый закон
«В текущих условиях наблюдается существенное падение продаж новых автомобилей на внутреннем рынке. Так, если в 2021 г. объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России составил 1,67 млн единиц, то в 2022 г. – только около 0,67 млн единиц; прогноз на 2023 г.: около 1 млн автомобилей», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В то время как продажи отечественных машин в стране падают, Россию заполоняет продукцию китайского автопрома. В пояснительной записке приводится статистика аналитиков (очевидно, составленная в прошлом году), что к концу 2023 объем автомобилей из КНР достигнет 35-40%, и в дальнейшем их количество будет только нарастать.
Обеспокоены законотворцы и развитием непрямого импорта машин. В прошлом году в стране открылось несколько «низколокализованных сборок», которые не создают значимой добавочной стоимости продукции, выпускаемой на территории РФ.
«Еще одним риском является повышение степени зависимости сети такси в РФ от импортных поставок автомобилей, комплектующих, запчастей, а также от импортных поставок оборудования и программного обеспечения для технических сервисов. В результате сеть такси, перевозящая только в одной Москве около 1,7 млн. пассажиров в сутки, становится уязвима к санкционному давлению», – указано в документе.
Предлагаемые меры, отмечают законотворцы, потенциально помогут избежать потери существенной доли продаж российских авто и запчастей и, как следствие, падения выручки, недозагрузки производственных мощностей и увольнения работников.
«Своевременная инициатива»
«Первое чтение данного законопроекта было достаточно бурным: одни коллеги высказывали мнение, что он приведет к повышению цен на такси и снижению качества услуг, другие – что он будет способствовать развитию отечественного автопрома. <…>
Ко второму чтению в закон будут внесены уточняющие поправки, например, о том, что требования локализации нецелесообразно распространять на транспортные средства стоимостью более 4 млн рублей, используемые для перевозок категории «бизнес» и выше. Это делается потому, что «пока не обеспечено предложение высоколокализованных автомобилей данной категории», то есть, нужные модели автопроизводителям ещё предстоит предложить рынку такси в необходимом количестве», – рассказывает РБК Приморье депутат Госдумы от партии «Новые люди» Роза Чемерис.
По ее словам, важно учитывать, что новая мера не будет распространяться на автомобили, которые уже используются в качестве такси. То есть, пока машины благополучно проходят техосмотр, они смогут эксплуатироваться водителями. А новые места в таксопарках будут постепенно заполняться отечественными марками.
«Считаю данную инициативу своевременной, но ко второму чтению законопроекта необходимо решить ряд сопутствующих вопросов: обеспечить полный жизненный цикл автомобиля, наладить выпуск запчастей официальными производителями и прописать в законе процент локализации. Согласитесь, не очень правильно, если на Дальнем Востоке он будет один, а в западных регионах страны – другой, причем ниже, с неизбежной разницей в стоимости. Нам, дальневосточникам, эти нюансы очень важны, ведь мы давно привыкли к вполне комфортным праворуким «японцам», и нужны существенные аргументы в пользу отечественных автопроизводителей», – добавила депутат.
Кроме того, по ее мнению, производителям необходимо дать гарантию на свою продукцию минимум на 3 года, а также зафиксировать цены на эти автомобили.
«Перекладываем деньги из одного кармана в другой»
«На мой взгляд, лучшей поддержкой российского автопрома мог бы стать рост его, автопрома, качества вкупе с доступными для потребителя ценами. А лучшей попыткой хоть как-то разобраться с рынком такси могла бы стать системная работа по приведению в соответствие тарифов и выработка требований к таксистам. Законодательство, безусловно, надо совершенствовать, но с учетом специфики агрегаторов», – поделился мнением с РБК Приморье депутат Госдумы от КПРФ Алексей Корниенко.
С появлением агрегаторов независимых компаний, предоставляющих услуги такси, стало меньше. Сейчас водителями становятся индивидуальные предприниматели, а с недавнего времени к ним присоединились и самозанятые. Доля последних растет за счет более мягкой системы налогообложения. И в последнее время к ним также применяются строгие требования, что в итоге увеличивает цены на услуги такси.
«Существует четкая взаимосвязь: чем больше законов, требующих капиталовложений, мы принимаем, тем выше стоимость для конечно потребителя. Но как (и зачем) пересаживать ИП и самозанятых на отечественные машины, я, честно говоря, не знаю», – добавил Корниенко.
Соавтор документа Андрей Кутепов заявил «Известиям», что, если инициатива пройдет, самозанятым таксистам, уже работающим в этой отрасли, не нужно будет в обязательном порядке пересаживаться с иномарок на отечественные машины. Однако это не относится к водителям, которые начнут свою деятельность после подписания закона. Иначе таксопарки будут массово использовать эту лазейку.
По мнению Корниенко, пока непонятно, откуда предпринимателям брать деньги на обновление автопарка. Особенно в регионах: вряд ли, считает он, Приморье получит на это «сотни миллионов бюджетных субсидий», как Москва.
«Во-вторых – а вы не задумывались, почему до сих пор таксисты и простые граждане на Дальнем Востоке выбирают не отечественный автопром, а праворульные «японки»? Может быть, потому что, даже при всех существующих нюансах, эти машины кажутся нам более прочными, безопасными, простыми в эксплуатации и обслуживании? Третий и, на мой взгляд, самый важный вопрос – а зачем? Мы фактически, принимая этот закон, перекладываем деньги из одного кармана в другой», – отметил Корниенко.
Приморские депутаты в любом случае вынуждены будут определиться с уровнем локализации. Открытым остается вопрос, удастся ли законодателям своим решением помочь местным таксопаркам остаться на плаву.
«Приговорить бизнес к расстрелу»
Исторически так сложилось, что подавляющее большинство машин в Приморье – японского производства с правым рулем. Соответственно, вся инфраструктура эксплуатации и содержания автомобилей такси ориентирована на них.
«Несмотря на санкции, отношение местных жителей к японским автомобилям не изменилось. Единственное, что произошло – к ним, по понятным причинам, добавились китайские и корейские машины. В частности, сейчас на приморских дорогах чаще всего можно увидеть таксистов на Toyota Prius. С ним не сможет сравниться ни один отечественный автомобиль, учитывая наличие запчастей и стоимость 1 км поездки на гибридном двигателе. И замена такси на российские машины в итоге скажется на стоимости перевозки, которую платит конечный получатель», – отметила депутат приморского Заксобрания, член комитета по экономической политике и собственности Надежда Телелюева.
По словам генерального директора приморской компании «Восток», оказывающей услуги такси, предлагаемая законотворцами мера не новая и имеет множество подводных камней.
«Возьмем столицу. В Москве порядка 90 – 100 тыс. автомобилей такси. Сколько единиц транспорта из них российского производства? Думаю, что ответ очевиден. Такая же ситуация в Приморье, только более острая по причине удаленности от центрального региона. Одномоментно указом отменив право на работу таксистов на японских авто – значит фактически конфисковать или приговорить бизнес к «расстрелу», – считает генеральный директор приморской компании такси «Восток» Валентин Тен.
По его словам, в регионе фактически нет запчастей к отечественным автомобилям – рынок под них «не заточен». Поэтому любая поломка машины приведет к остановке работы такси.
«Например, сломалась наружная ручка открывания двери. Копеечная деталь, но как пассажиру открывать дверь? Или разбился стоп-сигнал. Без него нельзя эксплуатировать. Купить невозможно. Что делать? А для предпринимателя в сфере такси скорость ремонта – один из ключевых моментов ведения бизнеса!», – добавил бизнесмен.
«Загнать в тень»
При условии, что рынок Дальнего Востока (и Приморья, в частности) будет наполнен всевозможными запчастями на российские авто, дело, возможно, и сдвинется. Но бизнес везти их сюда не хочет: спроса на подобный товар в регионе нет. В свою очередь, потребители не желают покупать автомобили, которые невозможно быстро отремонтировать.
«Кто и за чей счет будет компенсировать простои и убытки? При существенно возросшей после известных событий стоимости автомобилей стало еще сложнее обновлять парк. Если на этом фоне предпринимателям сказать: «Избавьтесь от нынешних автомобилей, а вместо них купите что-то российское, причем еще более дорогое», – это значит их уничтожить, в лучшем случае – загнать в тень.
В связи с этим хочется спросить законотворцев, какими девайсами и автомобилями пользуются они? Со 100% уверенностью могу сказать, что ответ будет не в пользу российских производителей. На этом фоне любой указ, закон, постановление, «ломающий бизнес через колено», рискует родить в регионе обширный пласт недовольных властью людей, что в данной политической ситуации, на мой взгляд, весьма нежелательно и даже опрометчиво», – добавил Тен. Отметим, что по информации пресс-службы Госдумы, глава национального собрания Вячеслав Володин в качестве служебного автомобиля использует «Аурус», а в нерабочее время ездит на «Москвиче-3».
Как отметил кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента» ВВГУ Андрей Корень, сейчас понятно, что предложенную Госдумой инициативу будет очень сложно реализовать на практике. Но если это действительно произойдет, можно ожидать как роста стоимости поездок, так и сокращения количества работающих водителей.
«Из-за неэффективности отечественных автомобилей можно ожидать и снижения уровня доходов у водителей, которые пересядут с иномарок. Как видится, Владивосток и Приморский край здесь пострадают больше всего в силу наиболее высокого процента использования иномарок. Возможно, возникнут сервисы нелегальных такси или трансферты заказов на третьи лица», – отметил экономист.
Законопроект пока принят в первом чтении, и, учитывая общественный резонанс, он, как уже говорилось, будет дополнен и скорректирован. Однако последнее слово останется за российским правительством: в зависимости от того, какой минимальный порог локализации установят федеральные власти, у региональных парламентов останется пространство для маневра – тогда, возможно, получится сохранить исторически сложившуюся ситуацию на приморском рынке.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.