На Дальнем Востоке машины такси заставят «русифицировать» с 2030 года

Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании во вторник, 13 мая, приняли закон о локализации автомобилей такси в России – сразу во втором и третьем чтении. Фактически он обязывает таксопарки и службы заказа переходить на авто отечественного производства. В документ, вызвавший сопротивление со стороны предпринимательского сообщества, в итоге включили отсрочки – для Дальнего Востока, Калининграда и Сибири.
В пресс-службе Госдумы подчеркивают, что новые требования не будут применяться к автомобилям, внесенным в региональные реестры до 1 марта 2026 года – для большинства субъектов РФ. Для Калининградской области и Сибирского федерального округа этот срок – до 1 марта 2028 года. А в субъектах ДФО отсрочка действует до 1 марта 2030 года. При этом, по словам депутатов, начиная с этих дат людям и компаниям не придется продавать имеющиеся импортные автомобили, чтобы в срочном порядке менять их на российские аналоги.
«Машина считается технически исправной, пока она проходит ежегодный технический осмотр. На сегодняшний день 1 млн 46 тыс. машин, которые зарегистрированы в реестрах субъектов РФ, будут работать до списания», – поясняет председатель комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.
В то же время с 1 января 2033 года единственным критерием для внесения автомобиля в реестр такси станет количество набранных баллов локализации. Автомобиль признается локально произведенным при наличии не менее 3,2 тыс. соответствующих баллов, фактически присуждаемых за «происхождение» его деталей. Эта отметка соответствует планке допуска машин к госзакупкам в России, и на сегодня под данной «планкой» проходят только высоко локализованные модели «АвтоВАЗа» (Granta, Vesta, Iskra, Aura), а также отдельные модели «Москвича» и электромобили Evolute.
Напомним, что данный законопроект – о внесении изменений в статьи ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» – был внесен в Госдуму в ноябре 2023 года. В процессе обсуждений и ревизий он претерпел изменения. Так, ко второму чтению список допустимых машин дополнили теми, которые производятся в рамках специнвестконтрактов (СПИК), заключенных с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. По заключенным после 1 марта 2025-го СПИК машины такси также будут пропускать в реестр, но только по согласованию с правительством РФ. Отметим, что этот механизм предусматривает обязанность инвестора внедрить или разработать ту или иную технологию в обмен на преференции. СПИК действуют в стране с 2015 года.
Также в итоге сдвинулись сроки локализации авто – изначально этот процесс предлагали запустить с 1 октября 2025 года, – появились упомянутые выше отсрочки для регионов. Как уже писал РБК Приморье, против отдельных положений законопроекта высказывались и представители бизнеса, и экономисты, и депутаты Заксобрания региона – в частности, после его первого чтения. Как отмечал кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента» ВВГУ Андрей Корень, предложенную инициативу будет очень сложно реализовать на практике. Но если это действительно произойдет, то можно ожидать как роста стоимости поездок, так и сокращения количества работающих водителей – многие таксисты просто уйдут «в тень» и будут заниматься частным извозом. Непроработанность ранних версий законопроекта отметил и председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в ходе последнего обсуждения инициативы.
«Давайте отрабатывать нормы, а не вносить их сырыми. Тот, кто хочет, где-то желая лучшего, плечо подставить и ускорить процесс, должен осознавать риски. Мы с этим столкнулись, вынуждены были практически с нуля заниматься подготовкой этого законопроекта», – заявил Володин, обращаясь к депутатам и авторам закона.
Однако ряд предложений бизнес-сообщества законодатели пока не реализовали – комментируя уже принятый закон, парламентарии отметили необходимость в будущем учесть в нем положение самозанятых водителей. Ранее РБК рассказывал, что у партнеров-перевозчиков сервиса заказа такси «Максим» в восточной части страны доля отечественного автопрома в среднем не превышает 5%. А так как лизинг доступен лишь юрлицам, то законопроект о локализации в «Максиме» предлагали распространить только на таксопарки.
«Законопроект о локализации не может распространяться на личные автомобили частных водителей, работающих через приложения. Причины – в иной экономической модели и преимущественном использовании автомобиля в личных целях. Большая часть водителей перевозками подрабатывают и используют автомобиль больше для семейных поездок», – говорил представитель сервиса.
В «Яндекс Такси» озвучивали прогноз о возникновении в отрасли дефицита кадров из-за новых норм закона, в конечном итоге это приведет к росту цен. Сервис ожидает, что тарифы на услуги такси могут вырасти на 25–27%, а в ряде городов – на 40–50%. Представитель «Яндекс Такси» также подчеркивал, что законопроект о локализации сделает работу в такси невозможной для десятков тысяч самозанятых водителей, для которых это является источником дополнительного заработка в свободное от основной работы время. Такие водители, как правило, выполняют заказы на личных автомобилях. По оценкам сервиса, в Сибири и на Дальнем Востоке работы в такси могут лишиться 70–90% водителей.
В своем анализе российского рынка BusinesStat сообщал, что в 2024 году количество поездок на такси в РФ выросло лишь на 2% – до 3,4 млрд. Одной из основных причин замедления темпов роста рынка уже тогда назвали снижение доступности услуг такси. Наблюдается нехватка водителей, что напрямую влияет на количество доступных автомобилей и, соответственно, на возможность удовлетворения спроса. Это связано с уходом водителей из профессии из-за повышения требований к ним, увеличения расходов на ведение деятельности, и снижения доходов от перевозок.
А незадолго до окончательного одобрения законопроекта в Госдуме результаты своего исследования представил и Аналитический центр при правительстве России. По этим данным, отрасль в целом может потерять до 507 тыс. водителей, а выпадающие доходы водителей в связи с принятием законопроекта могут составить 289 млрд руб. Именно на Дальнем Востоке наблюдается наименьшая доля соответствия автомобилей требованиям локализации – от 0% до 1% между машинами в собственности и аренде, соответственно. Отмечается, что для частично занятых в сфере перевозок, а также для водителей из Дальневосточного и Сибирского ФО, подержанные автомобили (в том числе импортные) предпочтительны из-за их доступности. При этом разрешение работы в такси для всех автомобилей, произведенных или собранных в России, позволило бы снизить долю затронутых законопроектом водителей в 2 раза.
Ранее РБК Приморье сообщал, ссылаясь на данные исследования Института человека РОМИР, что большинству жителей Дальневосточного федерального округа, которые заказывают такси, комфортнее всего ездить на автомобилях японских и корейских марок. 22% участников опроса заявили, что будут меньше ездить на такси, если в нем будут работать только отечественные машины. В то же время цены на такси стабильно растут – по информации отдельных компаний-перевозчиков, стоимость поездок выросла на 20-30% в течение 2024 года. Дальнейшее подорожание неизбежно, как утверждали собеседники РБК Приморье. В качестве причин указывался и многократный рост цен на запчасти, и усиление государственного регулирования. Напомним, что с 1 сентября 2023 года вступили в силу нормы закона (580-ФЗ), которые дополнительно регулируют сферу пассажирских перевозок в такси.