ФАС раскрыла сговор на рынке топлива для Камчатки на ₽18,3 млрд
Федеральная антимонопольная служба выявила антиконкурентное соглашение при поставке каменного угля и дизельного топлива для Камчатского края. Суммарный объем контрактов, заключенных в рамках сговора, превысил 18,3 млрд руб. По данным ведомства, картель действовал более десяти лет и мог повлиять на формирование тарифов на коммунальные услуги в регионе.
ФАС России признала нарушившими закон «О защите конкуренции» АО «Корякэнерго», АО «Камчатэнергосервис», АО «Каминжиниринг», ООО «Камчатское морское пароходство», ООО «Эко-Сервис», ООО «Терминал-Запад», ООО «Энерготорг», а также Петропавловск-Камчатский морской торговый порт. По оценке службы, участники соглашения координировали свое поведение при закупках топлива для ресурсоснабжающих организаций края.
«Служба установила, что реализация соглашения проходила по схеме «свой-чужой», что не позволяло добросовестным участникам выходить на рынок поставки каменного угля и дизельного топлива для ресурсоснабжающих организаций. Победителями закупок становились компании, подконтрольные нескольким группам лиц, в частности группе лиц морского порта», — сказано в сообщении.
Одним из ключевых требований закупочной документации было наличие договора с портом либо складом хранения на его территории. При этом такие договоры заключались исключительно с участниками антиконкурентного соглашения, что не позволяло независимым участникам выйти на рынок поставок топлива.
В ФАС отмечают, что длительное ограничение конкуренции на стратегическом для Камчатки рынке могло повлиять на уровень тарифов в сфере коммунальных услуг.
Участникам антиконкурентного соглашения грозят оборотные штрафы в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Решение вынесено по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 федерального закона «О защите конкуренции», ответственность предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП.
Напомним, в октябре этого года группа компаний FESCO, принадлежащая транспортной группе «Росатома», приняла в единоличное управление Петропавловск-Камчатский морской торговый порт (ПКМТП) и Камчатское морское пароходство (КМП). Ранее порт и пароходство были конфискованы у экс-чиновников Камчатки по иску Генпрокуратуры и перешли в полную собственность государства.
Как писал РБК Приморье, основными ответчиками по делу выступали бывшие камчатские чиновники — Юрий Зубарь, Александр Иванчей и Владимир Балакаев. Прокуратура требовала передать государству имущество, которое было приобретено «вследствие нарушения лицами, занимавшими публично значимые должности, требований и запретов, направленных на предотвращение коррупции». Ответчиками стали 65 юридических и физических лиц. Среди них были ООО «Камчатское морское пароходство», ООО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», ООО «Свободный порт Камчатка», компании «Новкам», «Морская гавань», «Аквамарин», НПК «Камаки», «Костер-1» и другие. В июне этого года их конфисковали в доход государства как коррупционный актив.
С сентября этого года «Росимущество» стало передавать конфискованные компании под управление FESCO. Завершился процесс 16-17 октября передачей ПКМТП и КМП.