Путешествия для каждого: Дальний Восток привлекает все больше туристов

Спрос на путешествия по Дальнему Востоку показывает стабильный рост. По оценкам некоторых туроператоров Приморья, интерес к весенним путешествиям по региону увеличился в 1,5 раза. При этом места размещения подняли цены в среднем на 40%. Летние бронирования в отели, гостиницы и базы отдыха края подскочили еще значительнее – в 1,7 раза. В 90% случаев гости выбирают для путешествия Владивосток.
Аналитики отмечают также, что в 2025 году по сравнению с 2024-м в два раза увеличилась востребованность премиальных туров – для состоятельных россиян. В этом сегменте особой популярностью в разрезе всей России пользуются Сахалин (25%) и Камчатка (20%). У Приморского края доля скромнее – 7%.
Растущий спрос, по мнению некоторых экспертов, связан с произошедшей в декабре 2024 года экологической катастрофой на черноморском побережье. Пока идет очистка популярных пляжей Сочи и Анапы от нефтепродуктов, дальневосточные регионы притягивают к себе внимание российских туристов своей особенной красотой, кухней и культурой. Однако макрорегион может не справиться с растущим спросом.
В беседе с корреспондентом РБК Приморье участники туристического рынка ДФО рассказали о том, почему макрорегион становится таким популярным, успевают ли субъекты адаптироваться к росту туризма, нужно ли регулировать цены, как отрасль влияет на экономику Дальнего Востока и пострадает ли внутренний туризм в случае отмены санкций.
Янис Дзенис, pr-директор Авиасейлс:

«Пик бронирования приходится на август-сентябрь, хотя, конечно же, и в более низкие для туризма месяцы мы видим бронирование, мы видим поиски в города Дальнего Востока, и это, безусловно, прежде всего связано с доступностью городов макрорегиона. Например, в прошлом году появился прямой рейс Санкт-Петербург-Владивосток, это приносит больше туристов.
Регион, конечно же, становится доступнее, интереснее, и администрация города, и местный бизнес очень много делают для того, чтобы всем было интересно, было, чем заняться. Кроме того, города Дальнего Востока и Владивосток, в принципе, это еще и своего рода такие входные ворота в страны рядом. Например, в последнее время я очень много вижу в социальных сетях каких-то постов о поездках в Северную Корею. И Владивосток здесь самый удобный способ, чтобы начать свое путешествие.
Во время пандемии мы запустили подкаст «Куда можно», где исследовали новую реальность, а также изучали историю внутреннего туризма в России. Так вот, весь опыт, который мы там собрали, свидетельствует о том, что всевозможные потрясения работают на развитие внутренних регионов. А дальше, знаете, как в рекламе: попробовав раз, ем и сейчас. То есть, один раз оказавшись на Дальнем Востоке, в каком-то еще другом регионе страны, понимая, что это классно, здорово, интересно, путешественники так просто оттуда не уезжают уже. То есть, на самом деле, очень важен этот первый раз в туризме в особенности, поэтому я не думаю, что снятие ограничений как-то моментально растащит туристов по другим направлениям».
Анна Ганжа директор туристической компании «Терратур»:

«Эта категория туристов [желающих отдохнуть в ДФО] растет и растет очень быстро. А Дальний Восток на данный момент по экологии, на мой взгляд, это наиболее интересные места. <...> И из-за того, что все-таки запад страны сейчас несколько рискованный из-за всем понятных факторов, люди предпочитают ехать к нам. К тому же у нас проводятся и фестивали продуктовые всякие разные, гастрономические так называемые, которые тоже людей очень привлекают. Ну и самобытность края, макрорегиона очень важна.
Не успевает [туротрасль ДФО адаптироваться к росту туризма]. Слава богу, что у нас есть ряд туристических компаний, которые специализируются именно на предоставлении услуг в нашем крае, на Дальнем Востоке. Они – да, но их по пальцам пересчитать можно. Они стараются, скажем так, соответствовать всем требованиям. А в массе своей, особенно это касается людей, которые индивидуально принимают туристов, рекламируют свои услуги в частном порядке, конечно, нет. Получается, что стоимость завышена, а качество услуги оставляет желать лучшего. И их количество тоже.
Регулировать цены не получится – это однозначно, на мой взгляд, потому что все-таки, к сожалению, затратная часть и у нас здесь, в Приморье, и в других регионах Дальнего Востока очень высока. Понятно, что мы всегда говорили про то, что сезон короток, расходов много и за летний сезон надо успеть. А сейчас из-за того, что как раз нужно адаптировать и средства размещения, и транспортные услуги под все растущие и растущие требования туристов, затрат все больше и больше. То есть раньше можно было обходиться, грубо говоря, картонным домиком на берегу. Сейчас людям нужно уже размещение более качественное, с услугами, с бассейном и так далее. Затратная часть вырастает многократно, а доходная часть может восполняться только за счет поднятия стоимости услуг. Вот и все. Другое дело, что мне совершенно непонятно, почему, например, если туристическая база, как была 5−7 лет назад из картона построенная, и такой остается, повышает цены.
Пополняемость бюджета растет, то есть экономика региона растет. Если турист, например, приехал и посмотрел наш ДВФУ в рамках экскурсии и понял, что тут действительно классно и хорошо, возможно, он отправит сюда своего ребенка учиться, а ребенок, может быть, здесь и останется. Ну, то есть и демография, и экономическая составляющая, это очень важно. Узнаваемость региона, вложение в бизнес-процессы, то есть привлечение новых и новых инвесторов в край. Это все можно, скажем так, поправлять и благодаря туристам, туризму в том числе.
Нет, рынок внутреннего туризма не осядет (в случае отмены санкций), потому что люди действительно видят, я даже по себе сужу, что у нас настолько прекрасная страна, разнообразная. Раньше мы вообще не рассматривали вопрос о том, чтобы провести отпуск в стране, куда-то поехать, в другой регион, а только за границу. Сейчас и те же круизы по России растут в бешеной прогрессии, это очень интересно, и просто туры, и люди понимают, что своя страна ничуть не хуже, а зачастую даже лучше, чем отдых за границей. Поэтому, да, нужно повышать уровень сервиса, уровень обслуживания, будут выигрывать те регионы, которые быстрее к этому подтянутся. Будем к этому стремиться».
Аркадий Ксенофонтов, менеджер по туризму ТИЦ «Якутия – твоя сила духа»:

«На любой вкус для любых туристов здесь найдется место, которое может посетить турист. У нас на Дальнем Востоке весной начинает таять снег и открываются горные тропы, экологические тропы и раскрывается вся красота природы. Еще одним фактором, который только начинает развиваться на Дальнем Востоке, является экономичность. В низкий сезон цены снижаются, также происходит и у нас на Дальнем Востоке.
Идет множество споров по поводу того контролировать цены или нет, так как туризм только развивается на Дальнем Востоке, увеличивается туристический поток. Лучше, по моему мнению, ориентироваться на свободные отношения, а уже по истечении 5-7 лет можно начинать регулирование цен государством. Такие ситуации у нас уже были в Краснодарском крае, там как-то постепенно идет на больших курортах регулирование цен. Но на Дальнем Востоке здесь и сейчас лучше оставить свободный рынок, а уже потом, если будут риски ценовой спекуляции, то пусть уже вмешивается государство.
Все говорят, что туризм имеет мультипликативный эффект, что он развивает всю отрасль и весь субъект. Это рост доходов от туристов, стимулирование строительства и благоустройства среды, инфраструктуры, в том числе народно-художественных промыслов, сельского хозяйства и точек общественного питания. И повышение налоговых поступлений. Но эту туристическую отрасль развивают сами предприниматели. Получается круговорот – предприниматели работают, и развивается туристическая инфраструктура. Тем, конечно, лучше для субъектов на Дальнем Востоке. А вот, что касается малого и среднего предпринимательства, то развитие туристической отрасли открывает для них какие-то новые возможности. Если на определенной территории туризма вообще не было, а последнее время туристы туда дикарем ходят, то местные видят это и строят там туристические домики, организуют экскурсии и транспорт. Любое развитие туристической отрасли создает условия для развития инфраструктуры, потом в этих местах появляются фестивали, мероприятия. Регион это видит и понимает, что надо поддерживать малое и среднее предпринимательство, и начинаются тогда гранты и субсидии.
То, что [в случае отмены санкционных ограничений] откроются международные рейсы – тут 50 на 50. Многие люди, конечно, захотят поехать за границу, но чувство патриотизма останется и они, скорее всего, будут хотя бы один раз в год путешествовать по Дальнему Востоку».