Перевозчики зазывают рыбаков ДФО на Севморпуть
Период лососевой путины становится напряженным временем не только для рыбаков, но и для транспортных компаний, владельцев рефрижераторных контейнеров и вагонов. 90% рыбы уходит с Дальнего Востока «по рельсам», и на время путины из-за сезонного спроса растет стоимость отправки – в качестве альтернативы железной дороге правительство РФ предлагает Северный морской путь (СМП). Оператор рефконтейнеров, участвовавший в перевозках по СМП в 2024 году, рассказал РБК Приморье о преимуществах и недостатках данного маршрута.
«Мы единственные из операторов рефконтейнеров, кто участвовал в СМП в текущем году. Теперь делимся опытом с другими участниками рынка», – отметил директор по развитию ООО «Полярная звезда», член совета Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Антон Востриков.
На сайте компании указано, что «Полярная звезда» осуществила две отправки по Севморпути в 2024 году: в ходе первого рейса суда Росатомфлота перевозили 50 рефконтейнеров компании, а во время второго – 20 рефконтейнеров с замороженной рыбой. Октябрьский транзит из Петропавловска-Камчатского до Мурманска должен был составить 22 дня, а от Мурманска до Москвы – 3 дня. Однако представители организации рассказали, что во время проводки сроки были увеличены из-за задержки в одном из портов.
Отсутствие регулярных рейсов, расписание которых не всегда соотносится с периодом путины, создает необходимость консолидировать большую партию грузов под конкретное судно. Так, большой объем рыбопродукции сначала необходимо складировать на Камчатке, затем единовременно вывозить, а в итоге вновь складировать в Москве или Санкт-Петербурге. Для накопления такой партии порожних контейнеров оператору необходимо начинать готовиться практически с весны.
Это перевозчик отмечает как недостаток данного транспортного пути, но акцент делает на достоинствах. Сроки доставки рыбы с Камчатки существенно меньше чем по обычному маршруту – через Владивосток. В условиях ограниченной пропускной способности Восточного полигона и нехватки фитинговых платформ эта альтернатива вывоза рыбопродукции в центральную Россию выглядит все более перспективной.
«Для владельцев рефрижераторных контейнеров запуск СМП – это однозначное благо. Теперь их клиенты могут сами выбирать – доставить контейнер по железной дороге или по Северному морскому пути. <...> Конечно, не хватает большего количества регулярных рейсов, большего количества розеток для подключения рефрижераторных контейнеров. К тому же, конечно, важно привести условия договора ближе к коммерческим. Такие риски, как ледокольная проводка, должны на себя брать судовладелец или государство. Но в целом, однозначно, СМП – это тренд развития региона и логистики», – заявляют представители компании.
Напомним, ранее РБК Приморья приводил другую точку зрения – свою позицию в интервью озвучил президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. Он подчеркивал, что пока объемы перевозок рыбной продукции по этому маршруту небольшие – в 2023 году по СМП было перевезено порядка 9,5 тыс. т. Буглак также отметил отсутствие регулярных рейсов как важный недостаток. Но востребованность Севморпути, по его словам, остается низкой и из-за ряда других факторов: это ограниченный сезон доставки, необходимость ледокольного сопровождения в большую часть года, трудности с обратной загрузкой транспортного флота и рефрижераторного подвижного состава, необходимость «дополнительной логистики» из северных портов до конечных покупателей в европейской части нашей страны. Все это влияет на итоговую стоимость перевозки – эксперт утверждает, что доставка рыбы по СМП выходит значительно дороже, чем по традиционным путям.
В ООО «Полярная звезда» не согласны с отдельными тезисами. Компания поясняет, что рыбаки получают «абсолютно коммерческие условия» по доставке их продукции, а владельцам рефрижераторных контейнеров предоставляются договоры фрахтования судов. В итоге перевозка по СМП, даже при всех неудобствах, обходится дешевле, так как тарифы ОАО «РЖД» выше тарифов фрахта контейнеров. Более того, ни один рефрижераторный контейнер не посылается на Дальний Восток порожним – в тариф на перевозку рыбы это никак не закладывается.
Глава Ассоциации добытчиков минтая в своем интервью РБК Приморье отмечал, что одной из действенных мер поддержки для рыбодобытчиков, рассматривающих возможности поставок по СМП, могло бы стать дополнительное субсидирование стоимости перевозок. Аналогичная мера применяется в смежной логистической сфере – государство субсидирует около 7 руб. стоимости перевозки минтаевой продукции с Дальнего Востока в центральные регионы по железной дороге.
Отметим, что в целом перевозки на маршруте СМП субсидируются из федерального бюджета. Программа стартовала в 2022 году – за это время перечень портов для судозахода увеличился с 4 до 14. Как писал РБК Приморье, в 2024-м по Севморпути было перевезено 25,6 тыс. т различных грузов – за два года их количество выросло на 175%.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.