Окупаемость – два года: компьютерные клубы снова набирают популярность
Киберспорт может стать олимпийским видом спорта. Первые в истории киберспортивные игры, под эгидой Олимпийского комитета, должны пройти уже в следующем году в Саудовской Аравии. Ожидается, что в программу войдут симуляторы, файтинги, гонки и даже мобильные игры. Сегодня игровая индустрия – одна из самых быстрорастущих. Размер мирового рынка оценивается в 2 млрд долларов, российская доля – порядка 100 млн. При этом, россияне, по данным онлайн-школы гейминга XYZ, только за первый квартал этого года потратили на покупку компьютерных игр почти 50 млрд руб. Весомый вклад в развитие отечественной индустрии вносят киберспортивные клубы, их число по итогам прошлого года превысило число кинотеатров в стране. О том, насколько это прибыльный спорт и перспективный бизнес, рассказали эксперты: основатель клуба True Gamers во Владивостоке Вячеслав Залукаев и президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит.
– Вячеслав, как вы оцениваете возможность участия киберспортсменов в олимпийских играх?
– Я считаю, что эта сфера достаточно доступна для людей. Каждый потенциальный онлайн-игрок может добиться достаточно больших побед. В онлайн-играх, – учитывая разные составы игроков, их знания, скилы, опыт, – может случиться все, что угодно: любое движение руки, плюс такой момент, как тайминг – игрок отвернулся или отошел, – это все может повлиять на результат игры. Это непредсказуемая игра, но в то же время она считается интеллектуальной.
– Я знаю, что вы футболом занимаетесь. Как спортсмен, объясните мне: есть Олимпийские игры – спорт высоких достижений, а как киберспорт может быть спортом высоких достижений, какие достижения там оцениваются? Скорость реакции?
– Да и мышление, принятие решения, креативность. Они же все смотрят демо, анализируют каждого соперника, и тут креативность может сыграть роль, потому что ты ожидал одного движения или какого-то решения, а соперник поступил по-другому. Поэтому тут такие тонкие моменты.
– Больше на шахматы похоже.
– Согласен.
– По видеосвязи с нами президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит. Дмитрий, как вы считаете: всем ли доступен киберспорт или здесь нужен талант?
– Безусловно, талант необходим в каждом деле, но киберспорт настолько многогранен, что каждый человек сможет себя там найти. У нас даже есть специальный тест, с помощью которого можно определить предрасположенность к тому или иному виду программы. Если мы говорим про стратегии реального времени, то там необходима огромная скорость реакции. Если мы говорим про Тетрис, то там важно стратегическое мышление. Если мы говорим про управление дронами, то там нужно пространственное воображение и так далее. Но в любом случае киберспорт воспитывает дисциплину, закаляет характер, учит взаимодействовать в команде, решать сложные задачи в условиях нехватки времени и неполной информации.
– А насколько киберспорт – дорогое удовольствие?
– На самом деле киберспорт сейчас потому и популярен, что вход в него стоит очень дешево. Практически у каждого в кармане есть смартфон, мобильный киберспорт сейчас активно развивается. Например, есть игра Standoff 2, в которой можно соревноваться просто на обычном смартфоне буквально за 20 тыс. руб. Но если мы говорим про профессиональный классический киберспорт, про Dota 2, то там, конечно, требования к железу уже гораздо выше, и хороший геймерский компьютер может стоить несколько сотен тысяч рублей. Тем не менее, для первого шага в киберспорт практически ничего не требуется.
– Сколько зарабатывают киберспортсмены?
– Давайте поймем, что заработок киберспортсмена может складываться из нескольких вещей, все зависит от того, чем он занимается. На начальном уровне весь заработок будет складываться из призового фонда. Наша федерация проводит примерно 7 турниров в день, и на каждом из них можно немножечко заработать. Когда спортсмен становится уже более известным и именитым, когда он уже добился определенных спортивных результатов, он попадает в команду. В команде уже есть такая вещь, как заработная плата. Естественно, она варьируется: кто-то может получать, условно говоря, 50 тыс. руб., а кто-то – в десятки раз больше. Ну и не стоит забывать про рекламные контракты. Естественно, как и в любом спорте, в киберспорте это очень развитое направление. Есть много спортсменов, которые становятся лицом той или иной компании. Ну и особенностью киберспорта еще является возможность стримить – транслировать свои игры и таким образом зарабатывать за счет своей харизмы, смекалки, за счет умения монетизировать свое общение с аудиторией. В целом киберспорт позволяет зарабатывать достаточно неплохо.
– Вячеслав, вы согласны с Дмитрием? Он говорит, что любой может стать киберспортсменом и можно подобрать игру.
– Да, это доступный вид спорта, и я думаю, что каждому по силам, но опять же, как правильно сказал Дмитрий, это зависит от предрасположенности человека – нужны определенные умения в определенной игре, для этого и существуют такие тесты. Что касается таких классических игр, как Dota 2, Counter-Strike , Valorant, там железо стоит 100-200 тыс. Да, для кого-то это большие деньги, но я думаю, большая часть аудитории и родители этих игроков могут позволить себе купить полностью укомплектованной компьютер сыну или дочери и дать им возможность себя проявить. Если нет такой возможности, есть компьютерные клубы, куда можно прийти, потратить 100-200 руб. и попробовать, начать с этого, по крайней мере.
– Вы сказали: родители могут позволить. Мы о какой возрастной категории говорим? Киберспортсмен – это кто?
– Есть такой выходец из Спирит академии, я не помню его имя и фамилию, но его ник Donk, ему сейчас, если не ошибаюсь, 16 лет, он уже на высоком уровне играет. Еще пример: есть стример-мальчик, по-моему, из России, ему 7 лет, его тренирует папа, и он уже достаточно неплохие результаты дает.
– Как вы оцениваете интерес к киберспорту у нас в Приморье, на Дальнем Востоке, во Владивостоке?
– В 2019 году, когда мы открывались, причем это была пандемия, во Владивостоке было, если мне память не изменяет, 15 или 17 клубов, сейчас их уже 27. 10 клубов за 5 лет, то есть каждый год по два новых клуба открывается, либо филиалы сетей.
– Вот киберклуб: дорого содержать, большие расходы или большие доходы, какие там подводные камни есть?
– Ну, смотрите, в 2019 году мы открыли 30 компьютеров и две зоны PlayStation, нам это вышло в 6,5 млн руб. Окупаемость была где-то 2-2,5 года, но мы попали, во-первых, сначала в коронавирус – все было закрыто, а потом в 2022 году СВО началась. Вот такие подводные камни, которые могут повлиять на финансовую модель, а в целом спрос есть. Если ты делаешь все качественно, вовремя обслуживаешь компьютеры, следишь за сервисом администраторов, то люди будут ходить и будут довольны.
– Но насколько ваш бизнес зависим от импорта? К примеру, только в этом году президент поручил правительству организовать в стране производство игровых приставок и консолей, то есть собственная игровая продукция только-только начинает появляться.
– Если речь идет о видеоиграх, то в принципе, я думаю, это – хорошая идея, потому что сейчас, в связи с ограничениями, идет такая тенденция – акцент на собственное производство.
– Ну, естественно.
– Да, но у нас есть близкие друзья – китайцы, они никогда нам не отказывали, поэтому в плане поставки оборудования и других каких-то сборных моментов у нас проблем нет.
– То есть вы на китайском оборудовании работаете? Железо китайское?
– Оно, в принципе, все китайское. То есть, если, к примеру, написано Польша или какая-то другая страна, все собирается в Китае.
– По итогам ВЭФ, по-моему, прошлого года Владимир Путин поручил рассмотреть возможность проведения ежегодного международного турнира по киберспорту на Дальнем Востоке. Как вы считаете, мы готовы к соревнованиям такого уровня? И что это даст бизнесу?
– Я думаю, вполне. Ежегодно у нас проводится ВЭФ, и я ни разу не слышал, что наша администрация или наш город как-то не так принял гостей, плохо подошел к организации. Я думаю, это даст большой рывок, привлечет каких-то инвесторов международных, может быть из Азии, потому что в Азии очень большая, просто дикая аудитория играет в онлайн-игры. И в Азии много достаточно крупных предприятий – они всегда заинтересованы в инвестициях. Я думаю, будет толчок к развитию киберспорта у нас на Дальнем Востоке.
– Вы бы своему ребенку посоветовали такую карьеру строить?
– Я бы не советовал, но не ограничивал бы его в желании. Если бы он принял решение стать киберспортсменом, я бы дал ему эту возможность, но на начальном этапе я бы установил какой-то лимит времени проведения за компьютером.
– Почему? Ведь 14-летний ребенок может приносить домой миллиарды.
– Да, может, но это единичные случаи. Большая часть просто увлечена. Они не живут реальной жизнью, не общаются с друзьями, все в онлайн, у них нет коммуникации, поэтому тут нужно разграничить и понять: либо он развивается в этом направлении, потому что ему это нравится, и он хочет быть киберспортсменом, либо это все-таки времяпрепровождение, чтобы отвлечься от учебы или еще каких-то моментов.