Правительству предложили субсидировать перевозки дальневосточной сельди

В правительстве Камчатского края предложили расширить субсидирование перевозок рыбы железнодорожным транспортом с Дальнего Востока – в том числе сельди. Эту тему обсуждали участники круглого стола в Совете Федерации. Инициативу поддержали представители Минсельхоза, Росрыболовства и отраслевых ассоциаций. При этом в ходе обсуждения отмечалось, что вопрос о транспортных субсидиях на различные виды товаров обычно встречает сопротивление со стороны Минфина.
«Сегодня в перечень таких товаров не входит очень востребованная продукция из сельди, камбалы, трески. Это продукция, которая и в наших уловах занимает большую долю, и населением Российской Федерации любима, востребована и полезна. Если бы эти товары попали [в перечень субсидируемых], то это и плюс для рыбопереработчиков, и плюс, прежде всего, для населения, которое по более доступным ценам смогло бы эту продукцию потреблять», – передает Fishnews слова врио председателя правительства Камчатского края Юлии Морозовой.
Как добавляет «Парламетская газета», Морозова отметила, что доля сельди составляет не менее 15% от всей проданной в стране рыбы – речь идет о 370 тыс. т сельди каждый год. Основным поставщиком этого продукта является Дальний Восток.
Представителя правительства Камчатского края поддержала Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ). В Рыбном союзе также поддержали «льготный проезд» для сельди. Но вопрос о субсидировании перевозок более дорогой рыбы вызвал споры.
«Субсидировать камбалу, которая стоит 200 руб. за кг на Дальнем Востоке, и тем более треску, которая стоит 460 руб. на Дальнем Востоке? Я напомню, субсидия составляет порядка 6 руб. в тарифе перевозочном. Ну что такое 6 руб. на 460 руб. стоимости на Дальнем Востоке? Эта цифра размоется просто в пути, и потребитель ее точно не увидит», – высказал свое мнение председатель Рыбного союза Александр Панин.
Отметим, что сейчас господдержка распространяется на перевозки продукции из минтая, горбуши и сардины-иваси. Расширить этот список согласились представители Росрыболовства и Министерства сельского хозяйства РФ. Председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин отметил, что в перечень субсидируемых при перевозке рыбопродуктов необходимо включить и полуфабрикаты, такие как рыбный фарш и другие. При этом представитель Минсельхоза напомнил, что вопрос о транспортных субсидиях до сих пор всегда встречал сопротивление со стороны Минфина, и для предоставления этой льготы как для минтая, так и для горбуши с сардиной-иваси потребовались поручения главы государства.
Также в ходе круглого стола Сергей Митин рассказал, сославшись на сведения Минсельхоза России, что в 2024 году в России наблюдался рост производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью. По оперативным данным, за 11 месяцев 2024-го мороженого рыбного филе произведено порядка 215 тыс. т, мороженых рыбного фарша и мяса рыбы – 96 тыс. т, рыбной муки – 179 тыс. т. Что больше аналогичного периода 2023 года на 5%, 13% и 10% соответственно.
Как писал РБК Приморье, в 2024 году потребление минтая в России в переводе на сырец превысило 4 кг на жителя страны в год. В Ассоциации добытчиков минтая данный показатель называют самым высоким более чем за 20-летний период наблюдений. Новый рекорд стал возможен благодаря увеличению уловов, поставок на внутренний рынок, цене продукции и изменению восприятия данной рыбы со стороны потребителей. При этом уловы минтая в 2025 году уже ниже прошлогодних из-за природных факторов, передислокации рыболовного флота и упора на добычу другой рыбы – тихоокеанской сельди. С начала сезона, по данным на февраль, вылов сельди на Дальнем Востоке превысил 123,4 тыс. т – на 13% больше, чем в прошлом году.