Производителей яиц и сливочного масла освободили от допвыплат ретейлерам

В России расширили перечень социально значимых товаров, за приобретение которых производители не должны осуществлять дополнительные выплаты ретейлерам. В список включили яйца первой и второй категории, а также сливочное масло с долей жира 72,5%.
«По закону о торговле поставщики платят ретейлерам бонусы за то, что сети приобретают у них определенное количество товара. Включение масла и яиц в список социально значимых товаров, в отношении которых выплата вознаграждения не допускается, позволит исключить подобную практику», – сообщает пресс-служба кабмина.
Предполагается, что запрет даст производителям возможность сократить затраты при поставках продукции в торговые сети и направить высвобождаемые финансовые ресурсы на модернизацию и расширение производства. В конечном итоге предлагаемая мера должна способствовать снижению оптово-отпускных цен.
Коммерческий директор торговой сети «Реми» Андрей Тетерин пояснил РБК Приморье, что ретро-бонусы, предоставляемые поставщиком за объем закупок, лояльность и долгосрочное сотрудничество, законом ограничены и должны составлять не более 5%.
«Во взаимоотношениях производителей и ретейлеров не изменится ровным счетом ничего, и ни на что это не повлияет. Масло сливочное и яйца – это биржевой товар так называемый, с ежедневно изменяемыми ценами. Цена определяется рынком, а рынок зависит от многих факторов. Все эти ретро-бонусы – они так или иначе были включены в себестоимость товара. Это не какая-то «сущность», которая бралась производителем из ниоткуда и платилась ретейлеру. Теперь ретро-бонусы будут просто добавлены в закупочную стоимость без ретро. <...> Отмечу, что история с ретро-бонусами создает обеим сторонам, и ретейлеру, и производителю, дополнительную работу бухгалтеров, менеджеров, которые отслеживают, выставляют счета, контролируют оплату. В этой части жизнь, конечно, упростится», – рассказал Андрей Тетерин.
Он также отметил, что для потребителя в Приморье цена на яица в результате принятого Правительством решения точно не изменится, так как ее определяет рынок. Со сливочным маслом ситуация сложнее, так как здесь более существенную роль играет сила бренда, конкуренция производителей между собой, и в стоимость закупок может закладываться марочная премия. В данном случае высвободившийся бюджет производителями с высокой силой бренда, по мнению спикера, может быть направлен на продвижение товара в виде промоакций – во время их проведения потребитель получит возможность покупать дорогое масло дешевле.
В ООО «Хорольское Молоко» пояснили редакции, что на работе предприятия данное решение не отразится, так как объемы масла, которые уходят в розницу, «ничтожно малы». РБК Приморье направил запрос на этот счет в «ГринАгро» – в 2024 году компания впервые запустила производство сливочного масла в промышленном масштабе на гормолокозаводе «Артемовский».
Некоторые производители пояснили РБК Приморье, что принципиально не работают с торговыми сетями, а поставляют свою продукцию только оптовикам или работают по госконтрактам.
«Мы категорически не работаем ни с какими сетями. Ввиду того, что рынок у нас нестабильный. Даже на сайте «Честного знака» можно увидеть исследование, связанное с ценами на масло. Однако оно объединяет и оптовые цены, и розничные, и 82-процентное масло, и 72-процентное. 82% в последнее время стало меньше производиться – более дорогого масла стало меньше, поэтому подъем цен указан всего лишь в 40% за год, а они выросли больше чем на 100%. По факту в этой ситуации нет возможности работать с сетями, потому что мы не можем заложить такую цену, чтобы ее можно было только раз в 3-4 месяца регулировать. И у них еще есть ограничения по регулировке», – пояснили в сибирской компании «Село МаслоВо».
Как писал РБК Приморье, ссылаясь на данные Приморскстата, сливочное масло являлось наиболее подорожавшим продуктом питания в молочной категории в январе–ноябре 2024 года – в среднем в регионе ценник вырос на 29,84%. Крупные ретейлеры Приморского края связывали такой рост цен на молочную продукцию с рядом факторов на стороне поставщиков: подорожание логистики, топлива, упаковки, увеличение ключевой ставки и не только. В декабре цены на мед, твердые, полутвердые и мягкие сыры, маргарин, куриные яйца, а также подсолнечное и сливочное масло взлетели еще на 3-7%.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.