В 2024 году объем автокредитования в Приморье вырос в 1,5 раза
По итогам 2024 года в Приморье выдано 7,88 тыс. автокредитов – рост по сравнению с 2023-м составил 54,9%. Общий объем таких займов по краю составил 11,42 млрд руб., увеличившись на 50,5%. Это следует из данных кредиторов, которые передают сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), – организация предоставила РБК Приморье статистику по регионам ДФО.
Приморский край ожидаемо стал лидером по перечисленным показателям на Дальнем Востоке. По количеству выданных займов следом идут Забайкалье (6,98 тыс., +71,6%) и Республика Бурятия (6,2 тыс., +58,6%). По объему – Забайкальский край (8,9 млрд руб., +77,2%) и Якутия (8,58 млрд руб., +90,6%). Темпы роста автокредитования в Республике Саха стали самыми высокими среди регионов ДФО, приближаясь к двукратному увеличению. В целом рынок автомобильных кредитов на Дальнем Востоке, по данным НБКИ, вырос на 69% по числу займов (41,36 тыс.) и на 71,4% по их объемам (56,61 млрд руб.).
«Одновременно [на рост автокредитования] влияет сразу несколько причин. Вероятно, с ростом стоимости автомобилей упала и их доступность, а тем, у кого раньше денег хватало на покупку, теперь уже не хватает. Утильсбор существенно повлиял на тенденции в ценообразовании транспортных средств (его проиндексировали с 1 октября 2024 года. – прим. ред.). В свои ожидания люди до сих пор закладывают будущий рост стоимости автомобилей, на этом фоне фиксация их стоимости сейчас, пусть даже через дорогой кредит, выглядит понятной», – прокомментировал для РБК Приморье тенденции рынка кандидат к. э. н., доцент кафедры экономики и управления Владивостокского государственного университета Андрей Корень.
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков поясняет, что рост выдачи автокредитов в 2024 году объясняется, прежде всего, эффектом низкой базы – то есть сохранившимся дефицитом новых автомашин в 2023-м. Также важно отметить, что четвертый квартал прошлого года показал заметный спад.
«После «рекордных» выдач марта-сентября текущего года, в дальнейшем выдача автокредитов ощутимо упала. Таким образом, после введения в середине 2024 года макропруденциальных ограничений в автокредитовании, сокращение выдачи в данном сегменте существенно ускорилось. И во многом это связано с тем, что автокредитование стали покидать наиболее закредитованные заемщики. Другими факторами падения выдачи автокредитов в последние месяцы 2024 года стали рост утилизационного сбора и рыночных ставок», – рассказал Волков.
НБКИ сообщает, что общероссийские объемы выдачи автокредитов в четвертом квартале 2024-го стали самыми низкими за прошедший год: они сократились до 387,3 млрд руб. (-44,9% по сравнению с третьим кварталом). Количество выданных автокредитов в четвертом квартале 2024 года упало до 295,4 тыс. (-38,8%).
Как ранее писал РБК Приморье, всплеск автокредитования в 2024 году подтверждается данными отдельных банков. По статистике ВТБ, жители ДФО получили свыше 11,5 тыс. автокредитов, а общий объем сделок составил 13,3 млрд руб. – это почти в 2,5 раза больше, чем в 2023.
«С четвертого квартала мощность кредитного двигателя стала серьезно падать. В качестве «ручника» выступили ставки на машины с пробегом, достигшие к концу года пика, и меры регулятора по сокращению закредитованности россиян. Например, в целом по рынку продажи октября-декабря оказались более чем на 40% ниже итогов предыдущих трех месяцев», – цитирует пресс-службе вице-президента, начальника управления партнерских продаж автокредитов ВТБ Константина Каракалова.
В бюллетене департамента исследований и прогнозирования ЦБ о трендах макроэкономики и рынка за декабрь 2024-го сообщалось, что в отрасли автокредитования в последнем месяце года все еще был заметен рост (+2% месяц к месяцу), но темпы его существенно сократились по сравнению с предыдущими месяцами. «Спрос на автомобили, а вместе с ним и на кредитование начал охлаждаться после всплеска в преддверии повышения утилизационного сбора с 1 октября», – пояснили аналитики Банка России.
Напомним, что в России с 1 октября выросли коэффициенты, которые используются для расчета утилизационного сбора на легковые и грузовые автомобили, автобусы, а также спецтехнику. Это был первый этап запланированного повышения, которое пройдет в несколько этапов и продлится до 2030 года, он стал самым высоким – коэффициенты выросли в среднем на 70–85%. При этом повышение утильсбора коснулось тех, кто ввозит в страну автомобили в коммерческих целях, а для физлиц было пролонгировано действие льготных коэффициентов.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.