Минвостокразвития ищет новый путь перевозки рыбы с Дальнего Востока
Из-за резкого роста цен на дальневосточную рыбу Минвостокразвития РФ прорабатывает альтернативные пути ее поставки в другие регионы России. В качестве основного в ведомстве рассматривают перевозки по Северному морскому пути (СМП). По мнению федеральных властей, так можно снизить стоимости продукции для потребителя.
В распоряжении «Коммерсанта» оказалось письмо министерства к участникам рыбного рынка. В нем власти просят до 25 октября текущего года высказаться о целесообразности введения специальных мер поддержки для увеличения объема перевозки продукции этим маршрутом.
«Министерство просит участников рынка сравнить стоимость логистики рыбы из района промысла через Владивосток в Москву по железной дороге, из Петропавловска-Камчатского или места добычи по СМП в Архангельск, Мурманск или Санкт-Петербург с последующей доставкой в Москву», – пишет издание.
Уточняется, что сейчас мер поддержки перевозки рыбы по СМП нет – с 2022 года субсидируются только каботажные перевозки по маршруту в целом. На эти цели из бюджета каждый год выделятся 560 млн руб., деньги предназначены для компенсации перевозчикам недополученных доходов из-за льготных тарифов. Минвостокразвития предлагает выбрать механизм субсидирования перевозок рыбы из расчета на 1 кг перевезенной по СМП продукции – в пользу единого логистического оператора или всех участников рынка, занимающихся транспортировкой.
Согласно данным ФГУП «Нацрыбресурс», сильнее всего на данный момент в цене прибавляют лососевые – из-за неудачной путины. Так, горбуша на Дальнем Востоке в опте год к году подорожала уже вдвое, до 300 руб. за кг, нерка – на 29,6%, до 700 руб., кета – на 24,3%, до 460 руб. за кг. По подсчетам ведомства, стоимость доставки рыбы из Владивостока в Москву составляет 23–25 руб. за кг, за год показатель почти не изменился. При этом исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин оценивает стоимость ж/д логистики в данном направлении в 30–40 руб. за кг. Он подчеркивает, что это сопоставимо с перевозками по СМП в летне-осенний период, зимой доставка обходится дороже из-за ледокольного сопровождения. Именно поэтому объем транспортировки рыбной продукции по СМП небольшой – 20-30 тыс. т ежегодно. Эксперт считает, что при развитии маршрута и снижении стоимости перевозок этот транспортный коридор для рыбаков может быть оправдан. Фомин также обращает внимание, что для перевозки рыбы по СМП нужны морозильные контейнеры – оборудование дорогое, поэтому есть у небольшого числа перевозчиков, к тому же использоваться оно будет всего несколько месяцев в году. В связи с чем логистам может быть невыгодно развивать поставки рыбы по Севморпути.
По словам сенатора Людмилы Талабаевой, перевозчики рыбы сталкиваются с тремя основными проблемами при транспортировке продукции через СМП, об этом писал РБК Приморье. В первую очередь маршруту не хватает «очень жесткого» расписания, благодаря которому рыбу доставляли бы круглогодично, а не только в сезон. Во-вторых, нет единого оператора, который регулировал бы движение по СМП. И, наконец, субсидии. Сенатор считает, что они не должны быть «размазанными» – то есть их не нужно давать тем, кто не пользуется такими услугами.
Практически всю рыбу в России сейчас перевозят по железной дороге. За 9 месяцев текущего года поставки достигли 521,8 тыс. т рыбы и морепродуктов (-2,1%). В РЖД подчеркивают, что в розничной цене рыбы доля железнодорожного тарифа не более 5%.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.