На Дальнем Востоке отмечены рост цен, издержек и смена логистики
В июне на Дальнем Востоке выросла потребительская активность. По данным обзора Банка России по региональной экономике, жители и гости макрорегиона стали больше покупать, а также переходить на более дорогие товары. При этом отмечается, что цены на продовольствие росли в начале лета не так быстро, как в мае, а вот темп подорожания услуг, наоборот, ускорился.
«В июне месячный рост цен (с поправкой на сезонность) в макрорегионе замедлился, но оставался повышенным. После майского повышения цены на новые отечественные легковые автомобили немного снизились. Рост цен на продукты питания замедлился за счет плодоовощной продукции и кондитерских изделий. В сфере услуг в июне цены росли быстрее, чем месяцем ранее. Наибольший вклад внесло ускорение роста цен на бытовые услуги на фоне высокого спроса», – говорится в докладе Банка России.
Представитель крупной торговой сети Хабаровского края сообщил, что покупатели стали предпочитать супермаркеты среднего ценового сегмента дискаунтерам, а в Приморье отметили увеличение спроса на более дорогую мясную продукцию. Предприятия общепита и гостиничного бизнеса отмечали повышенный интерес на свои услуги, связывая это с увеличением потока внутренних и иностранных туристов.
Цены на лосось почти не изменились: хоть объемы вылова почти в 2 раза меньше, чем за аналогичный период 2022 и 2023, с прошлого года осталось достаточно запасов. Представители отрасли уверены, что по итогам путины оптовые цены на рыбу лососевых пород все равно увеличатся из-за снижения добычи и роста издержек. А вот стоимость красной икры значительно повысились уже сейчас, подчеркивает регулятор.
Из-за задержек доставки контейнерных грузов по железной дороге некоторые дальневосточные предприятия сообщали о переориентации на более дорогие способы доставки. Это привело к ускорению роста издержек. Так, производитель консервированной продукции в Хабаровском крае выбрал доставку сырья авиатранспортом, из-за чего отпускные цены на его продукцию выросли на 10%. Для снижения нагрузки на железную дорогу одна из транспортных компаний организует в июле сервис доставки контейнерных грузов из Москвы на Дальний Восток через Северный морской путь.
«Повышение приоритета отправок топливно-энергетических товаров на направлениях Восточного полигона увеличило сроки отправки контейнеров на Дальний Восток. Ситуация с контейнерными поставками несколько улучшилась в мае – июне за счет увеличения в конце апреля 2024 г. очередности перевозки продовольственных и социально значимых товаров в восточном направлении. Однако проблема загруженности железных дорог остается существенной для бизнеса», – подчеркивается в отчете.
Отмечается, что на этом фоне грузооборот дальневосточных портов продолжает расти. В мае перевалка контейнеров достигла максимума за последние 9 месяцев за счет увеличения импортных и внутренних поставок, рост продолжается и в июне.
В банковском секторе рост корпоративного кредитного портфеля ускорился за счет кредитов предприятиям добывающей отрасли, а рост потребительского кредитования замедлился. При этом дальневосточники стали брать больше автокредитов и льготных ипотек, выдача рыночных жилищных кредитов продолжает снижаться. Жители макрорегиона все больше денег кладут на счета и срочные вклады и все хуже оплачивают задолженность по кредитным картам.
Ранее РБК Приморье со ссылкой на опрошенных представителей логистического бизнеса писал, что с разворотом на Восток нагрузка на всю инфраструктуру Восточного полигона (а особенно Транссибирской магистрали) серьезно возросла. Эксперты отмечают, что с каждым месяцем ситуация только усугубляется.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.