Чукотка в тестовом режиме получит единого оператора северного завоза
В России создадут единого морского оператора северного завоза. Соглашение о совместной реализации пилотного проекта на ПМЭФ-2024 подписали Минвостокразвития России, Росатом и правительство Чукотки. Как сообщает пресс-служба министерства, цель документа – отработка бесперебойной и экономически эффективной доставки грузов на территории северного завоза.
«Северный завоз – это, прежде всего, сложная, многоэтапная логистика, сопряженная с трудностями ледовой обстановки. Основные объемы жизненно важных грузов завозятся водными видами транспорта, при этом возможность их доставки в отдельные районы существует всего несколько недель в году», – отметил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Напомним, создание единого морского оператора по поручению президента РФ было включено в закон «О северном завозе». При этом работать оператор должен начать с 1 января 2026 года. «Реализация в 2025 году пилотного проекта на Чукотке, как наиболее зависящем от сжатых сроков навигации регионе, позволит обеспечить максимально точную настройку работы данной системы», – говорится в сообщении.
Глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев подчеркнул, что приоритет в проработке запуска оператора – это сохранение надежности поставок и стабилизация стоимости транспортировки грузов северного завоза морским путем.
Для реализации пилотного проекта была выбрана Чукотка, как один из непростых субъектов, как с точки зрения логистики, так и природных условий. Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов рассчитывает, что соглашение улучшит систему доставки грузов в регион: будет обеспечено достаточное количество флота для перевозки, появится горизонт планирования на три года, снизится стоимость логистики.
«В трехлетнем соглашении прописано, что стоимость фрахта корректируется ежегодно только на размер инфляции. То есть мы не только стабилизируем саму систему доставки, мы стабилизируем и цену. Практически «Росатом» берет на себя всю логистику от момента загрузки на корабль до выгрузки груза. Позитивные изменения на Чукотке должны увидеть уже в 2025 году», – отметил Кузнецов.
Ранее РБК Приморье писал, что единый морской оператор будет регулярно перевозить грузы по льготным тарифам через Северный Ледовитый и Тихий океаны, а также возьмет на себя функции управления и координации транспортных потоков. Еще в прошлом году сообщалось, что стать им может «Росатом. Единый морской оператор будет назначен на срок 15 лет.
Отметим, что в некоторых регионах уже существуют собственные единые операторы северного завоза. Так, в Хабаровском крае такой оператор работает более 10 лет. Это компания «Межрайтопливо», которая централизованно закупает грузы по поручению районных администраций и районных ресурсоснабжающих организаций.
В рамках ВЭФ-2023 председатель комитета Госдумы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов уточнял, что северный завоз охватывает 25 территорий России. Основным регионом является Якутия – сюда направляется большая часть северного завоза. Причем, здесь 97% грузов необходимо завозить по воде – через Севморпуть. Среди других регионов – Камчатка (18% от всего объема завоза) и Чукотка (10%). В целом объем северного завоза оценивается в 3,3 млн т грузов.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.