Перевозку угля и мазута на Дальний Восток предложили субсидировать
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила субсидировать перевозки мазута и угля на Дальний Восток так же, как и перевозку нефтепродуктов. Речь идет о топливе, которое поступает в адрес ТЭС. «РусГидро», которая владеет дальневосточной генерацией, идею приветствует. Как сообщает «Коммерсантъ», компания уже несколько лет жалуется на высокую с учетом перевозки стоимость угля и уже получает компенсацию потерь по этой статье. Однако в РЖД опасаются, что инициатива приведет к нерациональной логистике и неразберихе в очередности доставки грузов по Восточному полигону.
«С 1 апреля вступило в силу постановление, которое предполагает субсидирование перевозки на 4 тыс. руб. за тонну. При этом очевидно, что стоит субсидировать также и мазут, уголь и думать в этом направлении, для того чтобы сдержать стоимость энергоресурсов, на которых вырабатывается электроэнергия», – сказал на конференции «Ведомостей» замглавы ФАС Виталий Королев.
Напомним, субсидирование действует на перевозку нефтепродуктов в Бурятию, Якутию, Забайкалье, Приморье, Хабаровский край, Еврейскую автономную, Амурскую и Сахалинскую области, а также в Иркутскую область и Красноярский край. РЖД дает грузоотправителю скидку до 4 тысяч рублей на тонну к тарифу на перевозку. Государство, в свою очередь, возмещает перевозчику недополученные в результате такой скидки доходы.
Инициативу с субсидиями для топлива ТЭС можно реализовать двумя способами. Распространить на него действие льготы, обозначенной выше, либо принять документ для угля и мазута, аналогичный действующему постановлению №406 (о возмещении из бюджета потерь ОАО РЖД на льготные перевозки зерна).
На Дальнем Востоке электроэнергию продают по регулируемым тарифам, которые включают только часть от закупочной цены угля, в этом году – 50%. В результате ТЭС терпят убытки. «РусГидро» добилось включения компенсации убытков от покупки угля в энергоцены. В результате оптовые цены для промышленности в регионе выросли в полтора раза. В компании считают, что идея ФАС сможет снизить транспортные издержки и, как следствие — конечную цену топлива.
Однако в РЖД опасаются, что субсидирование приведет к нерациональной логистике, когда уголь из одного угледобывающего региона доставляется в другой. Уже сейчас топливо для Нерюнгринской ГРЭС в Якутии везется из Казахстана, хотя поставки с близлежащих месторождений были бы дешевле, а поставка для Приморского филиала ДГК из Бурятии — на 20% дешевле, чем из Кемеровской области. При этом «РусГидро» заказывает топливо на Кузбассе, и даже нарастила объем на 66% по сравнению с 2021 годом. К тому же, субсидированные перевозки по приоритету выше, поэтому они могут вытеснять другие грузы, в том числе идущие на экспорт.