«Сила народной дипломатии»: как развивается туризм на Дальнем Востоке
Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов из разных регионов России и стран зарубежья. Сюда приезжают за уникальными природными красотами, а также культурными и природными достопримечательностями. Новый гость рубрики «Совет по делу», заместитель директора инвестиционного департамента Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Мария Бадмацыренова, рассказала, как развивается туристическая отрасль в ДФО и какие преференции есть у инвесторов, желающих запустить свой турпродукт.
Рост турпотока
В 2022 году Дальний Восток принял почти 5 миллионов туристов. В отели, гостиницы, хостелы и другие коллективные средства размещения заселились порядка 3,5 миллиона человек. По словам Марии Бадмацыреновой, это хороший результат: за год номерной фонд в ДФО вырос приблизительно на 10%. При этом, как ранее писал РБК Приморье, коллективных мест размещения в 2022 стало меньше на 2,5%. Эксперты связывают это с уходом с рынка небольших организаций и укрупнением наиболее конкурентоспособных.
Туристов на Дальнем Востоке, в первую очередь, привлекают культурные и природные достопримечательности, традиции коренных народов Севера и соседство с азиатскими странами.
«Конечно, специфика местной сферы гостеприимства заключается в близости к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Рядом с нами многомиллионный целевой рынок: открываются границы – открываются условия для международного туризма, и сейчас международная. Здесь в доковоидное время иностранный поток составлял 10-20% в наши дальневосточные субъекты, и сейчас международная повестка усиливается. Кроме того, туризм – это мягкая сила народной дипломатии, которая показывает Россию, показывает ее гостеприимство, радушие всем, особенно в условиях нынешнего времени. Туризм является продвижением нашей страны, приглашением к знакомству с нашими красотами, природой, кухней», – отмечает Бадмацыренова.
В нынешнем году, добавляет эксперт, планируется достичь доковидных показателей по турпотоку. Напомним, по итогам 2019, Дальний Восток посетили 7,5 миллиона человек.
Львиную долю турпотока в ДФО составляют межрегиональные туры. Жители Хабаровска приезжают во Владивосток, Забайкалья – в Бурятию, Якутии – в Магадан и наоборот. А к 2024 году, в преддверии 50-летия «стройки века», эксперты планируют разработать автомаршрут-дублер Байкало-Амурской магистрали (БАМа). Проехав по нему, туристы смогут узнать, как создавалось «одна из крупнейших железных дорог в мире». Маршрут свяжет дальневосточные субъекты БАМа.
«В последнее время меняется само поведение туриста. С каждым годом развиваются автомобильные туры, люди хотят путешествовать самостоятельно, автодомами, поэтому сейчас идет работа по созданию инфраструктуры для автотуризма: придорожных сервисов, стоянок, усиления сотовой связи», – говорит Мария Бадмацыренова.
Стимулы и мотивация
Вместе с тем, одной из главных проблем туристической отрасли, по мнению эксперта, остается логистика. Впрочем, постепенно этот вопрос решается. Благодаря созданию в 2021 году Единой дальневосточной авиакомпании на базе крупнейшего на Дальнем Востоке перевозчика «Аврора», количество путешествий внутри макрорегиона увеличилось. В первом полугодии 2022 услугами компании воспользовались 524 тысячи человек (+16% в сравнении с первым полугодием 2021 года). Теперь, добавляет Бадмацыренова, добраться, например, из Владивостока в Магадан можно напрямую, а не через Москву, как это было в прежние годы. Отметим, что перелеты по Дальнему Востоку субсидируются для всех жителей страны.
«Для неместных туристов, которые прилетают на ДВ из дальних регионов, авиакомпании увеличивают в летний сезон количество рейсов. Плюс, существуют плоские тарифы. Билеты Москва – Анадырь в прошлом году стоили 20 тысяч рублей, Москва – Владивосток – 12 тысяч. Это достаточно приемлемая сумма», – комментирует замдиректора департамента.
Летом 2023 года дополнительной мотивацией для поездки на Дальний Восток для жителей России и Беларуси может участие в конкурсе, главный приз в котором – 3 миллиона рублей. Для победы туристам необходимо снять ролик о своем путешествии: водном, пешем, горном, морском. Заявки принимаются до 30 сентября на сайте путешественникдв.рф. Поездка на Дальний Восток, уверена Мария Бадмацыренова, подарит туристам возможность открыть для себя страну и новые интересные маршруты.
А зимой, в «низкий» сезон, туристам предлагают посетить полюс холода Оймякон, где температура опускается до –60, и попробовать искупаться в реке Лене, прогуляться по прозрачному льду озера Байкал и спуститься на лыжах с крутых хабаровских и сахалинских склонов.
Поддержка инвестпроектов
Между тем, на Дальнем Востоке существуют привлекательные меры поддержки для инвесторов, которые создают проекты в туристическом бизнесе. Речь идет об обнулении налогов, предоставлении земельных участков без торгов, строительстве инфраструктуры за счет средств бюджета и пониженных социальных взносах. С одной стороны, отмечает Бадмацыренова, это увеличивает зарплату работников отрасли, с другой – «обеляет» бизнес и снижает нагрузку на зарплатный фонд с предпринимателя.
«Мы все прекрасно понимаем, что строительство, допустим, отеля в Хабаровске, Амурской области или Бурятии или, например, в Твери предполагает совсем разные условия по доставке материалов, найму рабочей силы и вообще по целевому рынку. Поэтому, конечно, региональная специфика ведения бизнеса очень существенна. И здесь необходимо отметить, что федеральные органы власти, институты развития, вроде КРДВ, предлагают все те меры, которые способствуют упрощению и более быстрому запуску инвестиционных проектов на Дальнем Востоке», – говорит замдиректора департамента.
В общей сложности в пуле КРДВ – более 3 тысяч инвестиционных проектов, которые реализуются на Востоке страны при поддержке государства. Каждый десятый из них – создается в сфере туризма. Самый распространенный в этой отрасли префрежим – Свободный порт Владивосток. Здесь создано порядка 213 проектов с объемом инвестиций более 80 миллиардов рублей. На втором месте ТОРы с 80-ю проектами, в которые бизнесмены вложили свыше 70 миллиардов рублей. Эксперт напоминает, что для получения статуса резидента ТОР необходимо инвестировать 500 тысяч рублей.
Малый бизнес
«У «Дальневосточного гектара» тоже очень хорошая динамика по вовлечению земельных ресурсов для создания каких-то новых предложений по туризму. Мы считаем, что где-то на 6-7 гектарах создаются небольшие фермы, комплексы, этнографические истории, которые, создают, с одной стороны, условия для микро и малого бизнеса, а с другой – для нового предложения», – продолжает Бадмацыренова.
Туристическая отрасль на Дальнем Востоке в целом характеризуется наличием большого сегмента микро и малого предпринимательства, говорит эксперт. От общего числа малый бизнес занимает в этой сфере порядка 80-90%. В основном новые туристические стартапы – дело рук самих жителей макрорегиона.
Многие предприниматели пользуются ресурсами в рамках общей федеральной поддержки туризма – это и гранты, и субсидии на строительство некапитальных средств размещения, и кредиты микрокредитования, и другие преференции. Задача государства, уверена эксперт – поддерживать весь пул инвестиционных проектов, от малых, до крупных.
Для того чтобы узнать больше о преференциях и воспользоваться ими, инвестор может позвонить на горячую линию или зайти на официальный сайт Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Либо – очно – в ее дочерние независимые общества, которые представлены в каждом субъекте ДФО. Они, по словам Бадмацыреновой, работают с региональными органами власти, Мининвестом и Минпромторгом на уровне субъектов и прокладывают «бесшовную» карту инвесторов. А КРДВ подключает все меры поддержки и доводит инвестпроект до конечного результата.
Сейчас Корпорация готовит изменения в программе поддержки инвесторов, которые занимаются строительством обеспечивающей инфраструктуры. Также эксперты прорабатывают вопросы по льготному микрокредитованию турпроектов.
Экоповестка
У большинства туристов, утверждает эксперт, Дальний Восток прочно ассоциируется с уникальными природными богатствами. В федеральном округе расположено более 50 особо охраняемых природных территорий – национальных парков, заповедников, заказников – где представлен экологический туризм.
«Люди прекрасно понимают, зачем сюда едут. Есть доля культурно-познавательного туризма, но все-таки основной продукт – экологический и природный», – говорит Мария Бадмацыренова.
Вместе с тем, добавляет она, с каждым годом повышается и экологическая осознанность бизнеса.
В ближайшем будущем в российскую законодательную базу планируется внести понятие «экологическая тропа». Таким образом, строительство инфраструктур для пешего туризма в нацпарках и заповедниках получит юридическое обоснование. А с увеличением количества экотроп преобразятся и турмаршруты: теперь прогулки вблизи удивительных природных достопримечательностей станут не только увлекательными, но и более комфортными.
Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.