Названы проблемы, которые мешают развитию строительной отрасли на ДВ
В России ожидают очередной виток удорожания строительства, вызванный ростом цен на технику. Напомним, с 1 августа в стране планируют повысить утильсбор на транспорт. Помимо этого беспокойство в отрасли вызывают и возможные санкции на вывоз японских автомобилей: несмотря на то что власти Японии отложили рассмотрение этого вопроса, угроза сохраняется. Как планируется решать эти и другие актуальные проблемы отрасли в эксклюзивном интервью РБК Приморье рассказал президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков во время Всероссийского форума «Развитие малых городов и исторических поселений».
По его словам, объем производства машин и механизмов, налаженный в России, достаточно низкий и не может обеспечить существующую проблему. Возможный выход из этой ситуации для европейской части страны эксперты видят в выстраивании параллельного импорта.
«Проблем две: содержание уже существующей иностранной техники и поставка новой. В первом случае мы выстраиваем параллельный импорт запчастей и расходных материалов, в том числе через Турцию. Техника не должна просто превратиться в железо, она должна работать», – отметил Глушков.
Он также добавил, что сейчас российские власти обсуждают разработку дополнительных мер поддержки для поставки новых строительных машин. Например, предлагают создать специальный режим, который позволил бы строителям приобретать технику в дружественных странах с использованием существующих преференций. Дальний Восток, отметил эксперт, мог бы закупать строительные машины в Китае. Еще один вариант – наладить собственное производство. Однако в ближайшей перспективе увидеть результат подобных действий не получится, на их реализацию потребуется минимум 3-4 года.
На Дальнем Востоке остается актуальным вопрос с поставками подержанной техники из Японии, пользующейся спросом в макрорегионе.
«Риски из-за повышения экспортных пошлин и утильсбора есть. Но вторичный рынок техники более гибкий. На сегодняшний день это самый понятный и конкурентоспособный инструмент замещения той техники, которая ушла с рынка. Я очень надеюсь, что сейчас, в том числе и благодаря активности бизнеса и использованию неплохой вторичной техники из Японии, строительными машинами можно будет обеспечить не только Дальний Восток, но и часть средней полосы России», – добавил Глушков.
Вместе с тем проблемы отрасли в ДФО связаны не только с удорожанием техники. В третьем квартале текущего года Россия в обязательном порядке перейдет от базисно-индексного метода определения стоимости сметы на строительство к ресурсно-индексному. Разница в том, что последний, в отличие от первого, учитывает территориальную удаленность, сложность логистики и доставки материалов, которые существуют в каждом регионе.
Как объяснил эксперт, для того чтобы перейти на новый метод, необходимо заполнить государственную информационную систему информацией о поставщиках и стоимости строительных ресурсов. На Дальнем Востоке среднее наполнение не превышает 10% от норматива.
«ДФО в октябре перейдет на новый метод ценообразования с ненаполненной базой. От этого достоверность стоимости контрактов, которые будут заключаться с муниципальным и региональным бюджетом, начнет хромать. У нас на Дальнем Востоке 7 тысяч подрядных организаций, и мы будем думать, как этот вопрос решить. В наполнении информационной системы также заинтересован бизнес, хотя формально это задача органов власти. От того, как она будет выполнена, зависит качество работы подрядчиков», – отметил Глушков.
При этом добавим, что на общем фоне выделяется Приморье. Край стал единственным на Дальнем Востоке и одним семи в стране пилотным регионом, перешедшим на ресурсно-индексный метод еще в первом квартале 2023 года.
Ранее РБК Приморье писал, что в ДФО объявили конкурс на строительство нового «Дальневосточного квартала». Застройщику предстоит возвести более 460 тысяч квадратных метров жилья.
Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.