Перейти к основному контенту
Приморье ,  

Из-за повышения утильсбора через границу с КНР спешно гонят спецтехнику

В результате очереди возникают на отдельных пунктах пропуска в Забайкалье, Амурской области и Приморье
Фото: Минтранс РФ
Фото: Минтранс РФ

Утилизационный сбор на автомобили в России повышают с 1 октября 2024 года – соответствующее постановление правительства пока не подписано, но документ размещен на официальном портале проектов нормативных актов. Для отрасли это не новость, и сейчас через российско-китайскую границу все активнее перегоняют транспортные средства, подпадающие под повышение ставок. В некоторых пунктах пропуска из-за этого образуются заторы, мешающие продвижению остальных грузов.

Проблемы на границе

Как рассказали РБК Приморье представители отрасли, каждый раз с приходом новостей о повышении утильсбора, на границе начинают скапливаться транспортные средства, которые предприниматели стараются поскорее «прогнать» через пункты пропуска. В частности, на российско-китайской границе заторы по этой причине начали формироваться еще в середине августа.

Интерес к китайским авто на фоне грядущих октябрьских ставок «утиля» подтверждают данные агентства «Автостат»: в августе 2024 года в России было реализовано 90 тыс. новых легковых автомобилей производства КНР – этот показатель является рекордным за все время присутствия «китайцев» на российском рынке. Однако собеседники РБК Приморье рассказали, что очереди выстраиваются в основном не из-за автовозов, а из-за ожидающих пропуска грузовиков, автобусов, седельных тягачей, самосвалов. Наибольшие проблемы в результате возникли на дальневосточных погранпереходах, через которых поступает большое количество специализированной техники: это Забайкальск - Маньчжурия и Благовещенск - Хэйхэ.

Отметим, что в Забайкалье логистические и транспортные компании неохотно рассказывают о сложившейся ситуации. Однако наличие большой очереди в МАПП «Забайкальск» анонимно подтвердили сразу несколько источников. По их данным, срок доставки увеличился с одного дня до 3-10, он колеблется то в большую, то в меньшую сторону. В несколько раз выросла и стоимость перевозок.

«Через Забайкальск идет очень много спецтехники – тягачи, самосвалы и тому подобное. Это не легковые машины – это именно спецтехника, которая идет своим ходом. Китайцы ее стараются выгнать побыстрее, а садятся за руль русские водители. Исторически так сложилось, что есть короткое плечо Маньчжурия – Забайкальск, по которому ездят местные машины (забайкальские фуры заезжают в Китай, забирают товары, а когда возвращаются в РФ, перегружают их на московские или белорусские грузовики. – прим. РБК Приморье). Таких машин мало, потому что у водителя должна быть виза, а у грузовика – лицензия на международные перевозки. А сейчас их вообще нет, потому что местные, которые работали по короткому плечу, теперь занимаются другим – им выгоднее сесть за руль того же тягача или самосвала, который едет из Китая», – рассказали в одной из логистических компаний региона о комплексе наложившихся друг на друга проблем.

Предприниматели Забайкалья надеются на скорое разрешение ситуации, но реалистично предсказывают, что приграничные заторы сохраняться весь сентябрь, но даже в октябре будут ощущаться их последствия – грузопоток нормализуется не сразу. Сейчас в одной очереди с «утилизируемыми» автомобилями стоит и другой груз – в том числе лекарства и корма для животных.

В Приморье все спокойнее

В Приморском крае тоже наблюдаются проблемы с трансграничными перевозками, но не в таком масштабе. Перевозчики рассказали РБК Приморье, что довольно сильные заторы встречаются лишь на участке Краскино - Хуньчунь, где ожидание пропуска груза увеличилось до нескольких дней.

«Через приморские пункты пропуска тоже завозится техника – основной объем провозится через МАПП «Краскино». Есть определенные моменты с китайской стороны, потому что эту технику китайцы пропускают без очереди, а потом по остаточному принципу весь остальной транспорт заезжает – китайцы дают определенный приоритет такой технике, хотя этот товар ничем не отличается от других и должен стоять в общей очереди. Мы все, перевозчики, так считаем. Однако очередь не такая катастрофичная, чтобы неделю, например, стоять на въезд», – рассказал Иван Коваль, председатель регионального совета Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в ДФО.

Импортирующие легковые автомобили компании в большинстве своем отмечают, что изменений, о которых пишут в новостях, не заметили – свою технику они везут через другие погранпереходы.

«По поводу доставки автомобилей задержек никаких нет, о которых пишут. Вот вчера прочитал, что автовозы стоят на границе и не могут пройти – таких проблем не заметили. Вчера у меня машины выходили в Уссурийск – они в штатном режиме погрузились, документы сделали, сегодня вечером уже будут здесь. Все идет в штатном режиме», – отметил Дмитрий Гусев, руководитель компании BuyCarDV.

В Ассоциации грузоперевозчиков МАПП «Пограничный» подтвердили эту информацию: обращений об очередях с китайской стороны в адрес руководства за последний месяц не поступало.

«Проблемы как таковой нет. У нас работают свои автовозы по Китаю – они быстро заполняются и доставляют груз. Отклонений по срокам и каких-либо затруднений в логистике нет. У тех, кто пользуется услугами других транспортных компаний в Китае, как я слышал, есть проблемы с поиском автовозов, потому что они переполнены. Что касается самого повышения утильсбора: так как мы ввозим все авто для личного пользования, то никаких проблем с клиентами тоже нет. Все машины по льготной ставке – то есть все платят по 5200 и 3400 руб. Машин объемом двигателя свыше трех литров у нас пока немного (не больше 5%)», – рассказал генеральный директор ООО «Санрайз Авто» Ю Ен Сам.

Такой позиции относительно очередного повышения утильсбора придерживаются все опрошенные редакцией приморские автодилеры, доставляющие машины из Китая, Японии и Кореи – в конечном итоге Минпромторг отдельно подчеркнул сохранение льготных ставок утильсбора для физлиц, а в Приморском крае это основной вариант автоимпорта.

«Обращаем внимание, что в части импорта автомобильной техники изменения не затрагивают льготные коэффициенты, действующие для физических лиц, самостоятельно ввозящих в Россию автомобиль с объемом двигателя до 3 л для личного пользования. <...> Решение о введении долгосрочной шкалы индексации утильсбора принято в отношении тех видов техники, которые серийно производятся на территории России в достаточном для обеспечения запросов внутреннего рынка объеме. Новые коэффициенты будут действовать как для производителей техники, так и для импортеров», – ранее указывали в ведомстве.

Изменения затронут, например, грузоперевозчиков. Однако в АСМАП по ДФО на повышение ставок смотрят спокойно – говорят, что уже привыкли.

«Естественно, техника наша подпадает под повышение утилизационного сбора. Если покупать машину после 1 октября, конечно, на цене это все отразится. На самом деле, даже сегодня стоимость транспортного средства, если брать в лизинг или в кредит, при тех расценках, что существуют на рынке, очень тяжело выплачивать. Но Минпромторг разработал определенные льготы для международных перевозчиков: если они будут сами закупать напрямую у китайских поставщиков грузовики для нужд своего предприятия, для осуществления международных перевозок, то для них предусмотрена льгота по утилизационному сбору», – пояснил председатель регионального совета Ассоциации Иван Коваль.

Новые правила

Как ранее писал РБК Приморье, правительство устанавливает новые параметры утилизационного сбора с долгосрочной шкалой индексации до 2030 года. В сентябре эти планы официально прокомментировал Минпромторг.

«Утильсбор на автомобильную технику и прицепы будет проиндексирован с 1 октября 2024 года – на первом этапе ставка вырастет в среднем на 70-85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10-20% с 1 января каждого последующего года. При этом для расчета суммы утилизационного сбора на транспортные средства, ввезенные в Россию до 1 октября 2024 года, будут действовать предыдущие коэффициенты при условии подачи документов в таможенные органы не позднее 15 октября 2024 года», – поясняет ведомство.

Долгосрочные изменения затронут ряд легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторые виды дорожно-строительной техники. Базовые ставки утильсбора сохранятся – меняются коэффициенты. Действующие можно найти на сайте Федеральной таможенной службы (отдельно – для специализированной техники), а предлгаемые изменения – в тексте проекта постановления. Вот примеры повышения ставок с 1 октября 2024 года:

  • автомобиль с объемом двигателя 1–2 л: коэффициент вырастет с 15,03 до 27,81 – в денежном эквиваленте это означает увеличение платы с 300,6 тыс. до 556,2 тыс. руб.;
  • автомобиль с объемом двигателя 2–3 л: с 42,24 до 78,14 – с 844,8 тыс. до 1,563 млн руб.;
  • автомобиль с объемом двигателя 3–3,5 л: с 48,5 до 89,73 – с 970 тыс. до 1,795 млн руб.;
  • автомобиль с объемом двигателя 3,5 л: с 61,76 до 114,26 – с 1,235 млн до 2,285 млн руб.;
  • грузовики массой 12-20 т: с 5,63 до 9,57 – с 844,5 тыс. до 1,436 млн руб.;
  • полуприцепы: с 4 до 7,4 – с 600 тыс. до 1,11 млн руб.

Данные примеры приведены для относительно новых транспортных средств, так как на машины, с даты выпуска которых прошло более трех лет, ставки утильсбора традиционно выше. Важно отметить, что на данном этапе сохраняется льготная ставка для физических лиц, которые ввозят в страну авто для личного пользования, – коэффициент остается на уровне 0,17 для машин с объемом двигателя до 3 л. Плата вырастет лишь на авто для личного пользования свыше 3 л, которые уже не принято считать льготными (коэффициент 0,17 не применяется) – ставка утильсбора в этом случае соответствует примерам выше.

В части специализированной дорожно-строительной техники принято решение об индексации утилизационного сбора лишь с 1 января 2025 года – с увеличением ставки на 15% ежегодно.

Напомним, что ранее РБК Приморье приводил коэффициенты утилизационного сбора, ожидаемые в 2030 году – на сегодня эти цифры подтверждаются проектом постановления правительства РФ. Через шесть лет ставки, по сравнению с действующими сейчас, вырастут как минимум в несколько раз. Утилизационный сбор платят не только люди и компании, ввозящие в страну автомобили из-за границы, – эти платежи обязательны и для производителей машин. Однако обстановку на дорогах Дальнего Востока формирует в большинстве своем именно импорт. Цены на автомобили в макрорегионе в итоге будут зависеть от того, сохранятся ли льготный ставки для физических лиц в будущем.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 октября
EUR ЦБ: 104,74 (-0,12)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Курс доллара на 5 октября
USD ЦБ: 94,87 (-0,16)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Все новости Приморье
«Спартак» разгромил клуб Карпина в матче РПЛСпорт, 21:03
«Нью-Джерси» во второй раз подряд победил на старте НХЛСпорт, 20:59
Депутаты Азербайджана призвали МИД пересмотреть отношения с СШАПолитика, 20:51
Учителем года в России стал преподаватель физики из ПетербургаОбщество, 20:48
Буркина-Фасо начала отзывать у иностранцев лицензии на добычу золотаБизнес, 20:46
В Петербурге задержали замглавы комитета мэрии по инвестициямПолитика, 20:31
Грету Тунберг задержали во время протестной акции в БрюсселеОбщество, 20:25
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
ФСБ внесла «Авангард народной воли» в список террористовПолитика, 20:20
Анатолий Антонов завершил работу в качестве посла России в СШАПолитика, 20:07
В Италии сообщили, что первая ракетка мира сделал предложение КалинскойСпорт, 19:49
«Хезболла» заявила об ударе по предприятию военной компании в ИзраилеПолитика, 19:41
В Ставропольском крае задержали автора телеграм-канала «Тринадцатый»Общество, 19:32
Кадыров стал почетным строителем РоссииПолитика, 19:15
Посол заявил о неправильном переводе слов о подаче Сирией заявки в БРИКСПолитика, 19:01