Перейти к основному контенту
Приморье⁠,

Из-за повышения утильсбора через границу с КНР спешно гонят спецтехнику

В результате очереди возникают на отдельных пунктах пропуска в Забайкалье, Амурской области и Приморье
Фото: Минтранс РФ
Фото: Минтранс РФ

Утилизационный сбор на автомобили в России повышают с 1 октября 2024 года – соответствующее постановление правительства пока не подписано, но документ размещен на официальном портале проектов нормативных актов. Для отрасли это не новость, и сейчас через российско-китайскую границу все активнее перегоняют транспортные средства, подпадающие под повышение ставок. В некоторых пунктах пропуска из-за этого образуются заторы, мешающие продвижению остальных грузов.

Проблемы на границе

Как рассказали РБК Приморье представители отрасли, каждый раз с приходом новостей о повышении утильсбора, на границе начинают скапливаться транспортные средства, которые предприниматели стараются поскорее «прогнать» через пункты пропуска. В частности, на российско-китайской границе заторы по этой причине начали формироваться еще в середине августа.

Интерес к китайским авто на фоне грядущих октябрьских ставок «утиля» подтверждают данные агентства «Автостат»: в августе 2024 года в России было реализовано 90 тыс. новых легковых автомобилей производства КНР – этот показатель является рекордным за все время присутствия «китайцев» на российском рынке. Однако собеседники РБК Приморье рассказали, что очереди выстраиваются в основном не из-за автовозов, а из-за ожидающих пропуска грузовиков, автобусов, седельных тягачей, самосвалов. Наибольшие проблемы в результате возникли на дальневосточных погранпереходах, через которых поступает большое количество специализированной техники: это Забайкальск - Маньчжурия и Благовещенск - Хэйхэ.

Отметим, что в Забайкалье логистические и транспортные компании неохотно рассказывают о сложившейся ситуации. Однако наличие большой очереди в МАПП «Забайкальск» анонимно подтвердили сразу несколько источников. По их данным, срок доставки увеличился с одного дня до 3-10, он колеблется то в большую, то в меньшую сторону. В несколько раз выросла и стоимость перевозок.

«Через Забайкальск идет очень много спецтехники – тягачи, самосвалы и тому подобное. Это не легковые машины – это именно спецтехника, которая идет своим ходом. Китайцы ее стараются выгнать побыстрее, а садятся за руль русские водители. Исторически так сложилось, что есть короткое плечо Маньчжурия – Забайкальск, по которому ездят местные машины (забайкальские фуры заезжают в Китай, забирают товары, а когда возвращаются в РФ, перегружают их на московские или белорусские грузовики. – прим. РБК Приморье). Таких машин мало, потому что у водителя должна быть виза, а у грузовика – лицензия на международные перевозки. А сейчас их вообще нет, потому что местные, которые работали по короткому плечу, теперь занимаются другим – им выгоднее сесть за руль того же тягача или самосвала, который едет из Китая», – рассказали в одной из логистических компаний региона о комплексе наложившихся друг на друга проблем.

Предприниматели Забайкалья надеются на скорое разрешение ситуации, но реалистично предсказывают, что приграничные заторы сохраняться весь сентябрь, но даже в октябре будут ощущаться их последствия – грузопоток нормализуется не сразу. Сейчас в одной очереди с «утилизируемыми» автомобилями стоит и другой груз – в том числе лекарства и корма для животных.

В Приморье все спокойнее

В Приморском крае тоже наблюдаются проблемы с трансграничными перевозками, но не в таком масштабе. Перевозчики рассказали РБК Приморье, что довольно сильные заторы встречаются лишь на участке Краскино - Хуньчунь, где ожидание пропуска груза увеличилось до нескольких дней.

«Через приморские пункты пропуска тоже завозится техника – основной объем провозится через МАПП «Краскино». Есть определенные моменты с китайской стороны, потому что эту технику китайцы пропускают без очереди, а потом по остаточному принципу весь остальной транспорт заезжает – китайцы дают определенный приоритет такой технике, хотя этот товар ничем не отличается от других и должен стоять в общей очереди. Мы все, перевозчики, так считаем. Однако очередь не такая катастрофичная, чтобы неделю, например, стоять на въезд», – рассказал Иван Коваль, председатель регионального совета Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в ДФО.

Импортирующие легковые автомобили компании в большинстве своем отмечают, что изменений, о которых пишут в новостях, не заметили – свою технику они везут через другие погранпереходы.

«По поводу доставки автомобилей задержек никаких нет, о которых пишут. Вот вчера прочитал, что автовозы стоят на границе и не могут пройти – таких проблем не заметили. Вчера у меня машины выходили в Уссурийск – они в штатном режиме погрузились, документы сделали, сегодня вечером уже будут здесь. Все идет в штатном режиме», – отметил Дмитрий Гусев, руководитель компании BuyCarDV.

В Ассоциации грузоперевозчиков МАПП «Пограничный» подтвердили эту информацию: обращений об очередях с китайской стороны в адрес руководства за последний месяц не поступало.

«Проблемы как таковой нет. У нас работают свои автовозы по Китаю – они быстро заполняются и доставляют груз. Отклонений по срокам и каких-либо затруднений в логистике нет. У тех, кто пользуется услугами других транспортных компаний в Китае, как я слышал, есть проблемы с поиском автовозов, потому что они переполнены. Что касается самого повышения утильсбора: так как мы ввозим все авто для личного пользования, то никаких проблем с клиентами тоже нет. Все машины по льготной ставке – то есть все платят по 5200 и 3400 руб. Машин объемом двигателя свыше трех литров у нас пока немного (не больше 5%)», – рассказал генеральный директор ООО «Санрайз Авто» Ю Ен Сам.

Такой позиции относительно очередного повышения утильсбора придерживаются все опрошенные редакцией приморские автодилеры, доставляющие машины из Китая, Японии и Кореи – в конечном итоге Минпромторг отдельно подчеркнул сохранение льготных ставок утильсбора для физлиц, а в Приморском крае это основной вариант автоимпорта.

«Обращаем внимание, что в части импорта автомобильной техники изменения не затрагивают льготные коэффициенты, действующие для физических лиц, самостоятельно ввозящих в Россию автомобиль с объемом двигателя до 3 л для личного пользования. <...> Решение о введении долгосрочной шкалы индексации утильсбора принято в отношении тех видов техники, которые серийно производятся на территории России в достаточном для обеспечения запросов внутреннего рынка объеме. Новые коэффициенты будут действовать как для производителей техники, так и для импортеров», – ранее указывали в ведомстве.

Изменения затронут, например, грузоперевозчиков. Однако в АСМАП по ДФО на повышение ставок смотрят спокойно – говорят, что уже привыкли.

«Естественно, техника наша подпадает под повышение утилизационного сбора. Если покупать машину после 1 октября, конечно, на цене это все отразится. На самом деле, даже сегодня стоимость транспортного средства, если брать в лизинг или в кредит, при тех расценках, что существуют на рынке, очень тяжело выплачивать. Но Минпромторг разработал определенные льготы для международных перевозчиков: если они будут сами закупать напрямую у китайских поставщиков грузовики для нужд своего предприятия, для осуществления международных перевозок, то для них предусмотрена льгота по утилизационному сбору», – пояснил председатель регионального совета Ассоциации Иван Коваль.

Новые правила

Как ранее писал РБК Приморье, правительство устанавливает новые параметры утилизационного сбора с долгосрочной шкалой индексации до 2030 года. В сентябре эти планы официально прокомментировал Минпромторг.

«Утильсбор на автомобильную технику и прицепы будет проиндексирован с 1 октября 2024 года – на первом этапе ставка вырастет в среднем на 70-85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10-20% с 1 января каждого последующего года. При этом для расчета суммы утилизационного сбора на транспортные средства, ввезенные в Россию до 1 октября 2024 года, будут действовать предыдущие коэффициенты при условии подачи документов в таможенные органы не позднее 15 октября 2024 года», – поясняет ведомство.

Долгосрочные изменения затронут ряд легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторые виды дорожно-строительной техники. Базовые ставки утильсбора сохранятся – меняются коэффициенты. Действующие можно найти на сайте Федеральной таможенной службы (отдельно – для специализированной техники), а предлгаемые изменения – в тексте проекта постановления. Вот примеры повышения ставок с 1 октября 2024 года:

  • автомобиль с объемом двигателя 1–2 л: коэффициент вырастет с 15,03 до 27,81 – в денежном эквиваленте это означает увеличение платы с 300,6 тыс. до 556,2 тыс. руб.;
  • автомобиль с объемом двигателя 2–3 л: с 42,24 до 78,14 – с 844,8 тыс. до 1,563 млн руб.;
  • автомобиль с объемом двигателя 3–3,5 л: с 48,5 до 89,73 – с 970 тыс. до 1,795 млн руб.;
  • автомобиль с объемом двигателя 3,5 л: с 61,76 до 114,26 – с 1,235 млн до 2,285 млн руб.;
  • грузовики массой 12-20 т: с 5,63 до 9,57 – с 844,5 тыс. до 1,436 млн руб.;
  • полуприцепы: с 4 до 7,4 – с 600 тыс. до 1,11 млн руб.

Данные примеры приведены для относительно новых транспортных средств, так как на машины, с даты выпуска которых прошло более трех лет, ставки утильсбора традиционно выше. Важно отметить, что на данном этапе сохраняется льготная ставка для физических лиц, которые ввозят в страну авто для личного пользования, – коэффициент остается на уровне 0,17 для машин с объемом двигателя до 3 л. Плата вырастет лишь на авто для личного пользования свыше 3 л, которые уже не принято считать льготными (коэффициент 0,17 не применяется) – ставка утильсбора в этом случае соответствует примерам выше.

В части специализированной дорожно-строительной техники принято решение об индексации утилизационного сбора лишь с 1 января 2025 года – с увеличением ставки на 15% ежегодно.

Напомним, что ранее РБК Приморье приводил коэффициенты утилизационного сбора, ожидаемые в 2030 году – на сегодня эти цифры подтверждаются проектом постановления правительства РФ. Через шесть лет ставки, по сравнению с действующими сейчас, вырастут как минимум в несколько раз. Утилизационный сбор платят не только люди и компании, ввозящие в страну автомобили из-за границы, – эти платежи обязательны и для производителей машин. Однако обстановку на дорогах Дальнего Востока формирует в большинстве своем именно импорт. Цены на автомобили в макрорегионе в итоге будут зависеть от того, сохранятся ли льготный ставки для физических лиц в будущем.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 22:21
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 22:21
Все новости Приморье
Умер архитектор Фрэнк Гери Общество, 22:30
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Какие сборные вышли на чемпионат мира по футболу 2026 года Спорт, 22:19
Лариса Долина пообещала вернуть деньги купившей ее квартиру Полине Лурье Общество, 22:14
Состоялась жеребьевка финальной части ЧМ-2026 Спорт, 22:07
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Россия прекратила военные соглашения с Канадой, Францией и Португалией Политика, 22:03
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:59
Кадыров обратился к ВСУ и призвал встретиться «лицом к лицу» Политика, 21:54
Какое имущество по иску к Тимуру Иванову изъяли в пользу государства Политика, 21:54
Определились сборные, которые сыграют в матче открытия ЧМ-2026 Спорт, 21:53
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Постпредство при ЕС прокомментировало предложение о конфискации активов Политика, 21:42
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40