Перейти к основному контенту
Утилизационный сбор⁠,

В России утильсбор на авто хотят повышать ежегодно вплоть до 2030

Эксперты рассказали РБК Приморье, как это отразится на автомобильном рынке региона
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Правительство планирует установить новые параметры утилизационного сбора с долгосрочной шкалой индексации до 2030 года. Об этом рассказал РБК, ссылаясь на свои источники – планы подтвердили в Минпромторге. В итоге ставки утильсбора, по сравнению с действующими сейчас, вырастут как минимум в несколько раз. Эксперты рассказали РБК Приморье, что это может быть связано с желанием государства локализовать в стране производство зарубежных автомобилей. Насколько сильно это в целом ударит по ценам зависит от одного – сохранятся ли льготные ставки для граждан.

«Утилизационный сбор – это разовый платеж, и предлагаемая индексация не затрагивает те автомобили, которые уже находятся в эксплуатации в России. Поэтапная индексация утилизационного сбора рассматривается для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники», – пояснил РБК замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов.

Также он добавил, что параметры утилизационного сбора могут корректироваться в зависимости от того, освоено ли в России и союзных государствах (в частности, Белоруссии) производство определенных видов техники и способно ли оно закрыть потребности внутреннего рынка. Подорожание утильсбора не окажет влияния на стоимость этих машин благодаря мерам государственной поддержки.

Утилизационный сбор рассчитывается исходя из базовых ставок: 20 тыс. руб. для легковых автомобилей и 150 тыс. руб. практически всех остальных категорий. Также платеж зависит от возраста машины – начиная от трех лет он значительно выше. В итоге сумму определяет коэффициент к базовой ставке, утвержденный соответствующим постановлением Правительства (текущие коэффициенты можно найти на официальном сайте Федеральной таможенной службы). 

Как изменятся расчетные коэффициенты на новый автотранспорт к 2030 году – по данным РБК (в сравнении с действующими нормами, по данным ФТС):

  • транспортные средства с электродвигателями, в том числе с гибридными силовыми установками (вероятно, имеются в виду выпущенные в обращение на территории РФ) – коэффициент увеличится с 1,63 до 58,62 (это максимальный рост среди всех категорий);
  • транспортные средства с рабочим объемом двигателя 1-2 тыс. куб. см – с 15,03 до 58,62;
  • двигатели на 3-3,5 тыс куб. см – с 48,5 до 189,17;
  • двигатели свыше 3,5 тыс куб. см – с 61,76 до 240,89;
  • грузовики массой 12-20 тонн – коэффициент увеличится с 5,63 до 16,96;
  • седельные тягачи массой 12-20 тонн – рост с 9,64 до 29,03;
  • полуприцепы – с 4 до 15,6.

Отметим, что утилизационный сбор платят не только люди и компании, ввозящие в страну автомобили из-за границы, – эти платежи обязательны и для производителей машин. Однако обстановку на дорогах Дальнего Востока формирует в большинстве своем именно импорт. И тут есть еще одна важная деталь – лица, ввозящие новые автомобили для личного пользования, с объемом двигателя до 3000 куб. см, делают это по льготной ставке – с коэффициентом 0,17 (чуть выше для машин старше трех лет – 0,26). Зачастую граждане занимаются этим по договоренности с той или иной компанией для последующей перепродажи транспортного средства.

«Если взять объем ввозимых в Приморье автомобилей за прошлый месяц, то озвучивалась цифра в 25 тысяч. Так вот, из тех машин, что идут на Дальний Восток из Японии, наверное, 98-99% – это под льготный утильсбор. То есть заплатить нужно будет 3400 руб. для авто до трех лет, 5200 руб. – старше трех лет. Поэтому вопрос даже не в том, насколько повысят утильсбор, а в том, станет ли он таким же, как утильсбор для юридических лиц и для физлиц, везущих авто на продажу. Там астрономические ставки – на самые популярные машины 2020-2021 года с объемом двигателя от 1 до 2 литров вместо 5200 рублей будет 528 800 рублей. Вот и представьте, если какой-нибудь «Пробокс» стоимостью около 1 млн рублей подорожает на половину своей цены – кому он такой нужен будет? Так что если эти коммерческие ставки утильсбора переложат на «физиков», которые возят для себя – это будет совсем другая история. Но этого в информации о готовящемся постановлении Правительства нет», – пояснил РБК Приморье директор компании Carwin Дмитрий Забора.

По его словам, именно данный фактор определит, насколько серьезно вырастут цены на автомобили в регионе. Причем имеются в виду б/у автомобили (старше трех лет) или новые из нижнего ценового сегмента. Увеличение ставок утильсбора относительно слабо отразится на импорте, например, премиальных авто, которые сейчас активно завозят из Южной Кореи, – в данном случае ценник вырастет всего на 10-15%.

По информации Минпромторга, за 2023 год был зафиксирован существенный рост внутреннего авторынка – было реализовано свыше 1,3 млн новых автомобилей, на 60% больше, чем в 2022-м. Половину в этом объеме составляли автомобили отечественного производства. В 2024-м объемы продаж российских автомобилей также выросли, на 35%. Новые ставки утильсбора призваны помочь развиваться отечественным производителям (которые получают господдержку) и локализованным иностранным производствам – в том числе стимулировать локализоваться пришедшие в страну китайские компании.

Однако большинство опрошенных РБК Приморье экспертов считают, что Приморье и Дальний Востоке даже к 2030 году не пересядут на отечественный автопром. А если поставки японских машин иссякнут из-за введения «заградительных пошлин» (или зарубежных санкций), то и китайским автопроизводителям не нужно больше будет переносить сюда производства.

«У среднестатистического потребителя в нашей стране все меньше и меньше выбора на автомобильном рынке. Серьезным повышением утилизационного сбора власти хотят локализовать производство большинства брендов, которые у нас представлены. Ведь нужно понимать, что сейчас мы загружаем производственные мощности заводов на территории Китая. Однако остается вопрос: а есть ли [для представителей иностранного бизнеса] смысл строить здесь заводы, вкладываться в инфраструктуру, если все равно у потребителя в России не будет альтернатив?» – поясняет эту точку зрения директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский.

Несколько иное мнение по данному вопросу высказал заместитель руководителя компании «Север ДВ» Марк Савельев – по его словам, ограничение импорта может позитивно сказаться на отечественном автопроме. При этом для озвученного экспертом позитивного прогноза все же важно сохранение «дальневосточных льгот» – пониженной ставки для физлиц, покупающих для себя.

«Если Правительство собирается утилизационный сбор повышать, то с одной стороны это может быть неплохо, так как на территории РФ будет развиваться автопром – какого характера он будет, пока не ясно. Есть все-таки большое ощущение, что к нам зайдет китайский продавец, на территорию России, и начнет собирать свои автомобили, что в принципе сейчас и происходит – например, на базе бывшего завода «Мазда», – отметил Марк Савельев.

Разошлись мнения экспертов и по поводу причин анонсированного резкого роста ставок для электромобилей – фактически коэффициент к 2030 году вырастет в 36 раз. По сведениям Минпромторга, сегодня рынок электромобилей в России показывает уверенный рост: по итогам полугодия 2024 года реализовано более 11 тыс. штук – на 137% больше аналогичного периода в 2023-м. Рассчитывают в Правительстве и на отечественные разработки: так, в скором времени ожидается запуск серийного производства электромобилей на мощностях заводов «Соллерс» и «АВТОВАЗ». Некоторые эксперты из Приморья считают, что государство просто решило уравнять ставки для «электричек» и машин с двигателями внутреннего сгорания – тем более, что гибриды сейчас становятся все мощнее и все дороже в цене.

Напомним, что с 1 июля этого года частичное повышение ставок утильсбора уже произошло. Как ранее рассказывал РБК, сбор на новые погрузчики поднимали почти в 2,3 раза. Для новых бульдозеров мощностью от 600 до 800 л.с. утильсбор вырос до 5 млн руб., на бульдозеры старше трех лет – до 22,4 млн руб. 

Также были анонсированы инициативы, которые призваны прикрыть серые схемы продажи импортных авто, ввозимых в стране по льготным ставкам утильсбора. МВД собирается вывести в правовое поле обязанность доплачивать разницу между льготной и полной пошлиной в случае перепродажи импортированной машины в течение года после покупки. 

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 00:11
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 00:11
Все новости Приморье
В Ивановской области объявили беспилотную опасность Политика, 00:15
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Кадыров пригрозил Украине жестким ответом после атаки на «Грозный-Сити» Политика, 00:10
Вартанян назвал условие досрочной победы Яна над Двалишвили в UFC Спорт, 00:05
Бундестаг отклонил резолюции по активам России и ядерным сделкам Политика, 00:04
Задержанного у Госдумы «иноагента по приколу» арестовали на 15 суток Политика, 05 дек, 23:58
Дрон атаковал машину председателя избиркома Белгородской области Политика, 05 дек, 23:41
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 05 дек, 23:30
Большой театр анонсировал старт продаж на январские показы «Щелкунчика» Общество, 05 дек, 23:24
The Atlantic рассказал о странном исчезновении борца с супер-ИИ в США Технологии и медиа, 05 дек, 23:21
Трамп исполнил свой танец на жеребьевке ЧМ по футболу Спорт, 05 дек, 23:10
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 05 дек, 23:00
Politico узнало, что Венгрия оставила ЕС без «плана Б» по активам России Политика, 05 дек, 22:54
Зеленский исключил Ермака из СНБО и своей ставки Политика, 05 дек, 22:52