Перейти к основному контенту
Приморье ,  

Искусство логистики. Как привезти выставку на Дальний Восток

Сколько стоит показать подлинники жителям востока России
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Транспортировку предметов искусства на Дальний Восток предложили субсидировать – с такой инициативой выступила руководитель Государственного музея им. А. С. Пушкина Елизавета Лихачева во время Стратегической сессии «Музейные дни на Амуре», которая проходила в Хабаровске на минувшей неделе. Идею поддержал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. Ожидается, что новая мера, если она будет принята, облегчит финансовое бремя, увеличит количество экспозиций и сделает культурное достояние доступнее для жителей ДФО. Сейчас же стоимость доставки произведений искусства в макрорегион составляет большую часть бюджета, который местные музеи и галереи закладывают на проведение выставок. С какими трудностями приходится сталкиваться дальневосточным культурным центрам, – в материале РБК Приморье.

По воздуху и по земле

«Транспортировка коллекций – это самое сложное в силу отдаленности нашего региона от центральной части России. <…> Логистических компаний у нас немало, но перевозить произведения искусства и, допустим, коробки со сгущенкой – это совершенно разные вещи. Потому что работать с произведениями искусства в соответствии с требованиями, утвержденными для транспортировки музейных ценностей, могут только специализированные перевозчики. Их не так много», – рассказала директор Приморской государственной картинной галереи Алена Даценко.

Во Владивосток экспонаты выставки чаще всего доставляются самолетом. С этим, по словам Даценко, связана определенная проблема: привезти в дальневосточную столицу, допустим, картину размерами 2 на 3 м не получится, поскольку люки бортов рассчитаны на грузы с меньшими габаритами.

«Максимум туда заходит ящик 1,42 м по высоте и 3,86 м по длине», – уточнила руководитель галереи. Она добавила, что внутри ящика – то есть специального защитного короба для экспоната – есть еще и пространство для укрепления работы, которое тоже занимает немало места. Иногда, если картина представляет особую ценность, ящик укрепляют дополнительно, для подстраховки. Из-за этого на выставку всегда подбирается определенный тип работ.

В западной части России, продолжила Алена Даценко, транспортировать работы проще: там часто используют специализированные автомобили с климат-контролем и пневмоподвеской, которые передвигаются в сопровождении вооруженной охраны. Для дальневосточников это недоступная роскошь: перевозить экспонаты машинами и дольше, и дороже, чем самолетом.

Был, впрочем, у приморской картинной галереи опыт доставки выставки на авто – проект минкульта, посвященный началу железной дороги. Экспозиция включала макеты паровозов, живопись, графику, прикладное искусство, костюмы. Также пришлось перевозить оборудование для виртуальной реальности. В итоге транспортировка заняла 2 недели и обошлась в 15 млн руб. в обе стороны.

А вот, например, в Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова однажды экспонаты доставляли поездом.

«Очень редко когда используют железную дорогу для транспортировки. Необходимость в таком варианте связана с какими-то ограничениями, которые есть у музея. Например, мы сталкивались с такой ситуацией, когда везли выставку из Всероссийского музея декоративного искусства. При транспортировке необходимо было соблюдать особый температурный режим, а стоимость перевозки самолетом была очень высокой. Поэтому было принято решение везти не в самолете, а в климатическом вагоне», – рассказала заведующая музейно-выставочным центром Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова Екатерина Гончарова.

Львиная доля расходов

Тарифы на перевозку, по словам Даценко, вообще самое страшное для дальневосточных музейщиков, учитывая, что стоимость доставки постоянно растет. Денег, которые культурное учреждение закладывает на выставку за год до начала проекта, к моменту реализации проекта может и не хватить.

«Наш проект по перевозке Репина был осуществлен за 9,5 млн руб. Это немаленькая сумма, но она могла быть и больше. Сейчас, например, мы готовим большой проект Поленова, а объем средств у нас выделен как в прошлом году, он не увеличился. Но стоимость транспортировки выросла. И мы думаем, что нам придется отказаться от каких-то работ, чтобы войти в эту сумму: сейчас это будет уже не 9 млн руб., хотя везем мы работы также из 10 музеев. А выставку мы открываем к концу ноября, и какими будут тарифы к этому времени, никто не знает», – добавила Даценко.

В начале июня в Приморскую картинную галерею приедет выставка из московского Музея Востока. Ее транспортировка обойдется в 2 млн руб. туда и обратно, хотя изначально предполагалась другая, значительно меньшая стоимость.

С похожими проблемами сталкиваются и в других регионах Дальнего Востока.

«Выставки в нашем музее в последние годы проводились при финансовой поддержке правительства региона. И, конечно, львиная доля расходов уходит на покрытие вопросов транспортировки. <…> В среднем, на выставку нам надо 15 млн руб., но эта сумма, помимо доставки, включает страховку экспонатов», ­– поделилась директор Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) Влада Тимофеева.

Отметим, что страховка каждый раз занимает разный процент от общей суммы расходов. Зависит это от страховой оценки каждого произведения специальной комиссией: такая информация конфиденциальна в любом музее, но известно, что чем старше экспонат, тем размер выплаты выше.

«У нас больше не появится произведений Шишкина, Крамского или других художников. Если мы страхуем кого-то из современных авторов, то, конечно, можем говорить о том, что (в случае чего) они могут сделать идентичную работу. А когда речь идет о наследии, то понятно, что таких шедевров больше будет», – отметила Алена Даценко.

По словам Екатерины Гончаровой, цена на перевозку предметов искусства складывается из фрахта, который предоставляют авиакомпании, сотрудничающие с логистами. В копейку влетает и упаковка грузов, их доставка из музея в аэропорт, аренда ящиков и дополнительная безопасность, без которой нельзя осуществлять транспортировку.

«В среднем, привезти выставку в Хабаровск из центральных музеев стоит не меньше миллиона. Тарифы очень сильно поднялись с 2020 года. Также цена зависит от количества предметов, которые к нам приезжают. Если количество ящиков превышает 5 штук, то стоимость будет уже выше миллиона. Кроме того, многое зависит от транспортной компании, которая предпочтительная для того или иного музея. Чаще всего выбирают или Fineartway, или AntArt. В сумму также складывается упаковка, которая является обязательным условием для перевозки груза», – добавила Гончарова.

Спектакль без декораций

Еще одна, локальная для Дальнего Востока, проблема – перевозка предметов искусства внутри макрорегиона. Между аэропортами ДФО курсируют маленькие самолеты, неспособные принять крупногабаритные грузы.

«Хотелось бы, чтобы выставки, которые привозят на Дальний Восток, можно было прокатить по нескольким музеям, чтобы сократить транспортные расходы. <…> Но для художественной выставки мы не сможем взять картины больше метра. Крупные работы нам приходится везти через Москву – то есть делать такой большой крюк, и из-за этого тоже расходы растут», – рассказала директор ассоциации музеев Сахалинской области, руководитель музея книги им. А. П. Чехова «Остров Сахалин» Евгения Фирсова.

Субсидирование расходов на авиаперевозку ценных грузов способно частично облегчить эту проблему. Сейчас сахалинским музеям – как и культурным учреждениям, которые привозят выставку в островной регион – приходится отказываться от дизайнерского оформления экспозиций. А ведь каждая выставка, по словам Фирсовой, – это своеобразный спектакль, которому, как и театральному представлению, нужны декорации – они представляют коллекцию в выгодном свете.

«Если нам приходится везти много предметов, то у нас падает уровень оформления. Мы не нанимаем дизайнеров, сами как-то все придумываем. И федеральным музеям, которые приезжают к нам, чтобы привезти выставку, приходится отказываться от оформления – я думаю, ни один западный музей России не открывает ни одного выставочного проекта без дизайнера. У них готовится тематика, план, концепция выставки. К сожалению, из-за больших расходов на транспортировку нам приходится ущемлять себя в этом», – добавила Фирсова.

Доступ к наследию

К идее субсидирования перевозок опрошенные эксперты отнеслись неоднозначно.

«Конечно, мы поддерживаем эту инициативу, она необходима для того, чтобы жители нашей огромной страны имели равный доступ к уникальным коллекциям, которые, безусловно, принадлежат всем гражданам РФ. Таким образом вот это равенство, культурная доступность будут осуществлены, если предложение претворят в жизнь», – считает Влада Тимофеева.

По мнению Евгении Фирсовой, выделение средств или компенсация расходов на транспортировку выставок – это, безусловно, хорошая идея. Однако, даже в случае ее реализации, Сахалин все равно останется «за бортом», поскольку большие работы при любом раскладе не доберутся до острова.

Пока, правда, никакой конкретики о том, как будет работать этот инструмент, нет.

«Предложение, конечно, хорошее. Было бы здорово, если бы его воплотили. Но какой механизм этого воплощения, я пока не могу представить. Но очень хорошо, что этот вопрос был поднят. Если он действительно будет проработан, я думаю, это даст нам возможность делать не один или два проекта на те субсидии, которые мы получаем на реализацию выставок, а больше показать нашему приморскому зрителю. Мы находимся очень далеко, за 10 тыс. км от ярких очагов культурных ценностей, собранных в основном в западной части России. Конечно, не у всех есть возможность выезжать, смотреть. А если кто-то и выезжает, то мы понимаем, что это такая «культурная пробежка» по Третьяковке или Эрмитажу. <…> Людям хочется быть сопричастными, потому что это наше общее культурное достояние, и оно должно быть доступно всем», – резюмировала Алена Даценко.

Добавим, что дальневосточники хотят посещать выставки – тем более если речь идет о коллекциях известных русских художников. К примеру, экспозицию «Репин. Далекое близкое», открывшуюся в Приморской картинной галерее в ноябре 2022 года, за 4.5 месяца посетили 24 тыс. человек. Еще один проект, «Иван Шишкин», который прямо экспонируется в главных анфиладах краевого учреждения, из-за большого ажиотажа продлили до 19 мая – изначально завершить его планировали 10 марта.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 98,3 (-0,29)
Инвестиции, 21 мая, 16:37
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 90,41 (-0,25)
Инвестиции, 21 мая, 16:37
Все новости Приморье
Маркетинг для тревожных одиночек: чем теперь привлекать аудиторию Pro, 13:43
В Екатеринбурге загорелся трамвай с пассажирами. Видео Общество, 13:40
Толпа в Газе перехватила большую часть разгруженной гуманитарной помощи Политика, 13:37
Войти в сеть: предприниматели предпочитают открывать сетевые магазины РБК Франшизы, 13:33
Как исключить партнера из компании Pro, 13:25
Кремль не увидел политики в идее уточнить границу на Балтике Политика, 13:24
«Базис» и Fplus создадут экосистему цифровых рабочих пространств Отрасли, 13:12
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Минобороны сообщило о взятии под контроль Клещеевки Политика, 13:11
Кремль словами «трудно поверить» ответил на слова Блинкена о гибели Раиси Политика, 13:08
Песков заявил о продолжении Москвой курса СССР в отношении Палестины Политика, 13:03
Кремль назвал действия Запада с активами России острожной экспроприацией Политика, 13:00
Лидеры ХАМАС приветствовали признание Палестины тремя странами Европы Политика, 12:57
Организаторы подвели итоги Московской недели интерьера и дизайна Отрасли, 12:57
Промышленность и ИТ: как совмещать импортозамещение и развитие инноваций Компании, 12:55