Перейти к основному контенту
Приморье ,  

Особенности роста: ВМТП на пути к миллиону

Владивостокский морской торговый порт преодолевает трудности на пути к миллиону
Елена Казарина о снижении экспорта, новых логистических хабах и обновлении инфраструктуры
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Торговый дисбаланс

За последние 8 месяцев контейнерооборот Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, входит в Транспортную группу FESCO) достиг уровня рекордного аналогичного периода прошлого года, составив практически 570 тыс. TEU. Об этом на полях ВЭФ рассказала коммерческий директор порта Елена Казарина. Она добавила, что в июле нынешнего года ВМТП установил исторический рекорд, обработав за месяц более 79 тыс. TEU. При этом на фоне снижения экспорта (-12%) увеличилась доля импорта грузов (+9%).

«Наша емкость склада – 28 тыс. TEU. Однако порт загружен на 30 тыс. единиц. Мы можем нарастить и больше, но дисбаланс между импортом и экспортом нам в этом препятствует», – рассказала Казарина. Она добавила, что несмотря на нынешний объем склада, обработка судов и поездов происходит в максимально сжатые сроки.

Казарина уточнила, что большая часть груза ­– 70%, – отправляемых портом, доставляется железнодорожным транспортом, еще 30% – автомобильным. При этом в экспортном направлении на железной дороге порт недополучает порядка 20% грузов.

«Нам важно, чтобы в экспорте прибывало столько же, сколько и в импорте. На текущий момент нам бы прибавить немного с железной дороги, и я с полной уверенностью могу сказать, что мы раскачаемся и до 80, и до 90 тыс. TEU в месяц. И миллион [за год], конечно, будет у нас в руках», – добавила она.

Сейчас, напомнила Казарина, есть проблема, связанная с тем, что на Дальний Восток поступает мало вагонов – это обоснованно нехваткой пропускных мощностей на Восточном полигоне, – при этом порту необходимо отправлять все увеличивающееся количество грузов на импорт. Для этого ВМТП использует сдвоенные поезда, обрабатывает полувагоны – изначально речь шла о двух таких составах в неделю, сейчас, несмотря на то что это технологически сложная операция, количество выросло до 10.

«Мы с РЖД пришли к тому, что поезд состоит из 71 условного вагона, а 150 TEU в поезде – это стандартный объем. И самый важный факт – мы теперь работаем с удлиненными поездами: это 100 до 118 условный разбег. Буквально на прошлой неделе мы отправили 114 условных вагона, вместимость в TEU – 243 единицы. Такие удлиненные поезда разгружают склад и Восточный полигон», – пояснила Елена Казарина. Она добавила, что в конце августа таким образом порт установил очередной рекорд – было отправлено почти 7 тыс. TEU 45-ю поездами. Предыдущий рекорд, для сравнения, был в прошлом году – тогда около 6,5 тыс. TEU были отправлены 49-ю поездами.

Как только будет запущен Северный морской путь, часть грузов отправится по нему. Это позволит разгрузить Транссиб – магистраль сможет принять те товары, которые не могут идти по СМП.

Азиатские направления и каботаж

Главным международным партнером порта остается Китай – он занимает около 70% товарооборота ВМТП. Также активно развивается импорт вьетнамских грузов: уже два года FESCO напрямую связывает Владивосток с Хайфоном и Хошимином. Эту линию обслуживают три контейнеровоза, суда отправляются по маршруту еженедельно, срок в пути варьируется от 9 до 12 суток.

«Сейчас порты Хайфон и Хошимин стали для нас логистическими хабами. Через них в Россию доставляются товары не только со всего Вьетнама, но и из других стран Юго-Восточной Азии. За этот год таким образом в Россию доставлено почти 9 тыс. TEU грузов – на 7% больше, чем за такой же период прошлого года», – отметила Казарина.

Она добавила, что в основном грузы из стран АТР по железной дороге доставляются в Москву. Кроме того, их отправляют в страны СНГ: так, в этом году значительно увеличился экспорт в Беларусь – больше, чем в 2 раза. Общий грузооборот по этому направлению вырос почти на треть.

«Помимо контейнеров можно отметить стабильно высокий экспорт зерна и металлов. Отдельно можно отметить рост обработки легковых автомобилей. За полгода Владивостокский автомобильный терминал, расположенный на территории ВМТП, перевалил более 35 тыс. авто. В июле темпы увеличились – обработано на 21% авто больше, чем в июне (в абсолютных цифрах через Владивостокский автомобильный терминал (ВАТ), который находится на территории ВМТП, прошло 9,3 тыс. иномарок – прим. РБК Приморье)», – рассказала Казарина.

Рост связан со значительным увеличением доли новых китайских авто напрямую от заводов-изготовителей – за июль их число выросло на 60% по сравнению с июнем. В основном это авто марки Chery и ее дочерних брендов. Напомним, что за прошлый год через ВАТ прошло больше 72 тыс. автомобилей. 

Отдельно Елена Казарина остановилась на каботажных перевозках по Дальнему Востоку и северном завозе. В настоящее время ВМТП отправляет регулярными линиями грузы в Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Магадан. В рамках сезонной навигации на этот год запланировано 5 рейсов в Анадырь и Эгвекинот.

«В целом, можно отметить стабильно высокий грузооборот на этих направлениях. С начала года он составил уже 105 тыс. TEU – показатель на уровне прошлого рекордного года», – отметила Казарина.

Обновление и высота

«Если смотреть на порт с высоты, то можно увидеть, что он «зашит» с одной стороны морем, с другой – Эгершельдом, это городская черта. И нам приходится работать на этой площадке. Поэтому мы идем в модернизацию текущей инфраструктуры, которая у нас имеется. В первую очередь, складских площадей: ненужные мы убираем, а на их месте вводим специализированные укрепленные контейнерные площадки», – рассказала коммерческий директор порта.

Немаловажно, по ее словам, расти и в высоту – это позволяют делать технологические решения. В январе 2024 года крановый парк был увеличен на 25%: порт получил 11 новых RTG (портальных) кранов грузоподъемностью 45 т. Они изготовлены по заказу ВМТП в Китае, оснащены современными системами, контролирующими скоростной режим и исключающими раскачивание (то есть колебания в воздухе) груза. В следующем году поставки продолжатся. К 2028 планируется увеличить парк кранов до 68 единиц.

Также будет увеличено количество других средств механизации. Если в 2023 году парк техники составлял 179 единиц, то к началу 2024 он расширился до 200, а к 2028 достигнет 223 единиц.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 октября
EUR ЦБ: 104,74 (-0,12)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Курс доллара на 5 октября
USD ЦБ: 94,87 (-0,16)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Все новости Приморье
Австралия эвакуировала через Кипр 229 граждан из ЛиванаПолитика, 22:08
ЦАХАЛ подтвердила удары Ирана по двум авиабазамПолитика, 21:59
В МИДе назвали успешными прошедшие в Гааге слушания по спору с УкраинойПолитика, 21:46
Беспилотники атаковали пожарную часть в ГорловкеПолитика, 21:34
Австралийский певец Джек Колвелл умер после анонса нового альбомаОбщество, 21:25
Депутат Рады предложил «перенести войну» на территорию БелоруссииПолитика, 21:20
«Спартак» разгромил клуб Карпина в матче РПЛСпорт, 21:03
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Нью-Джерси» во второй раз подряд победил на старте НХЛСпорт, 20:59
Депутаты Азербайджана призвали МИД пересмотреть отношения с СШАПолитика, 20:51
Учителем года в России стал преподаватель физики из ПетербургаОбщество, 20:48
Буркина-Фасо начала отзывать у иностранцев лицензии на добычу золотаБизнес, 20:46
В Петербурге задержали замглавы комитета мэрии по инвестициямПолитика, 20:31
Грету Тунберг задержали во время протестной акции в БрюсселеОбщество, 20:25
ФСБ внесла «Авангард народной воли» в список террористовПолитика, 20:20