Туризм в инвестициях, планах и желудке
Как привлечь инвесторов на Курилы
На этой неделе на Дальний Восток с рабочим визитом приехал полномочный представитель президента РФ в федеральном округе Юрий Трутнев. Первым делом зампред посетил Сахалин и остался недоволен работой чиновников по привлечению инвесторов на Курилы. Несмотря на специальный преференциальный режим, который установило российское правительство, на островах «набралось» всего 14 инвестпроектов. Полпред считает, что эту задачу «надо решать гораздо энергичней». Для этого Трутнев поручил организовать «бизнес-миссии» на Курилы – благодаря им инвесторы лучше познакомятся с потенциалом территорий.
В частности, речь идет о туристической привлекательности островов. По словам директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Сахалин и Курилы Михаила Алешина, в первую очередь инвесторам, которые размышляют о возможности зайти в регион со своими проектами, предлагают обратить внимание на природный потенциал территории.
«Туризм – это динамично развивающаяся отрасль, которая сейчас на Курильских островах особенно востребована. У нас есть устойчивое сообщение с материковой частью России, а у населения страны есть потребность и спрос на поездки», – пояснил он.
Помимо туризма интерес для бизнесменов на островах, богатых запасами ценных биоресурсов, представляют перспективные сферы рыбодобычи и рыбопереработки. Несколько крупных инвестпроектов разработаны и реализуются как раз в этих отраслях. Например, крупнейший в Сахалинской области рыбокомбинат «Островной» – якорный резидент созданной в 2016 году ТОР «Курилы» – производит на острове Шикотан преимущественно замороженную продукцию и консервы. Здесь же строит большой рыбоперерабатывающий комплекс другой участник префрежима – компания «Дальневосточный рыбак», представленная также на Камчатке и во Владивостоке.
По словам Алешина, в настоящий момент общий объем инвестиций по всем проектам, реализуемым на островах Курильской гряды, составляет порядка 12 млрд рублей. Эта сумма включает вложения участников как ТОР «Курилы», так и совсем «свежего» префрежима, созданного в 2022 году. Сейчас в корзине КРДВ находится 22 инвестпроекта, на рассмотрении еще 13 предложений в сфере туризма, переработки отходов, энергетики и рыбодобычи.
Эксперт добавил, что запуск префрежимов стал стимулом для инвесторов.
«Компании посмотрели на те условия, которые были в материковой части России и в нашей области, и решили заниматься своими проектами на Курилах. Существующие здесь меры поддержки облегчают и финансовую модель, и сроки возврата инвестиций, поэтому в целом окупаемость проекта становится более привлекательной. Учитывая, что логистика на Курильские острова финансово обременительна для бизнесменов, такие налоговые льготы становятся подспорьем и позволяют какую-то часть своей выручки направить на погашение таких расходов. Поэтому эти режимы помогают и будут помогать в дальнейшем новые проекты привлекать», – сказал Алешин.
Однако с привлечением инвесторов в регион есть и сложности – в том числе те, что отметил на совещании Юрий Трутнев. Михаил Алешин считает, что затрудняет работу по увеличению бизнес-активности на Курилах слабый маркетинг.
«Количественный состав нынешних участников, по нашему мнению, недостаточен. Поэтому необходимо доносить информацию до широкого круга инвесторов – и местных, и тех, что представлены в западной части страны – использовать активно каналы нашего продвижения, наших бизнес-инициатив. Мы должны акцентировать внимание на том, что трудности в развитии Курильских островов, конечно, есть, но тем не менее, общими усилиями, с помощью государства, их можно преодолеть», – добавил Алешин.
В ближайшее время КРДВ планирует организовать серию выездных мероприятий, чтобы презентовать потенциальным инвесторам 5 подготовленных экспертами бизнес-проектов, направленных на развитие Курильских островов.
Как превратить Владивосток в «город-сад»
Создание во Владивостоке комфортной для его жителей городской среды – одна из главных задач, которые ставит перед собой мэрия. Видеть приморскую столицу ухоженной, удобной и современной мечтают и сами владивостокцы. Раньше благоустройство шло урывками: проблемы копились быстрее, чем чиновники успевали их решать. Теперь у города появился четкий структурированный документ, по которому он будет развиваться – мастер-план Владивостока.
По словам советника главы Владивостока, члена совета Архитекторов России и градостроительного совета Приморского края Кирилла Солгалова, самая важная мечта, которая должна воплотиться в жизнь благодаря мастер-плану – выход столицы Дальнего Востока к морю.
«Владивосток – город, окруженный с трех сторон морем. При этом эффективного выхода к нему нет. Эту историческую несправедливость мастер-план как раз и хочет исправить, предоставив и доступ, и общественное пространство с комплексным развитием, чтобы эта территория действительно стала лицом Владивостока и тем морским фасадом, который мы мечтали увидеть», – отметил эксперт.
Речь идет о создании единой набережной, ранее анонсированной мэром дальневосточной столицы Константином Шестаковым, которая проходила бы от маяка Токаревского до парка культуры и отдыха имени С.Г. Лазо. По словам Солгалова, она будет представлять из себя единое городское пространство вдоль моря.
Также на этой территории будет развиваться транспортная инфраструктура. Вдоль Амурского залива построят дорогу или, как ее назвал эксперт, городскую улицу, которая обеспечит доступность побережья и его связь с различными районами Владивостока.
«И, безусловно, здесь же мы говорим про создание и развитие комплекса территорий для строительства жилых и нежилых зданий. В том числе, комплексных помещений вдоль фронта набережной. Таким образом, мы обеспечим и экономическую, и социальную эффективность этой территории. Поскольку это достаточно дорогостоящий процесс, и территории потребуют преобразований, подход должен быть комплексным, иначе к ним будет не подступиться», – пояснил эксперт.
Важная роль в мастер-плане отводится транспортной системе Владивостока, и в частности – «легкому метро». По словам Солгалова, под этим понятием подразумевается использование существующей железнодорожной инфраструктуры для размещения новых составов и новых платформ.
«Практически «легкое метро» – это та инфраструктура, которая позволяет связать все районы города. Железнодорожное полотно есть у нас практически везде, и за счет этого мы можем обеспечить эффективную связь всех жилых районов друг с другом», – добавил эксперт.
Также на месте отдельных станций «легкого метро» появятся транспортные пересадочные узлы – они обеспечат его связь с автобусами. Такая система поможет горожанам быстрее добираться до места назначения.
«Это одна из самых больших целей во Владивостоке. Если мы хотим решить проблему пробок, то создание качественного общественного транспорта – основная задача для нашего города», – уверен Кирилл Солгалов.
Чем заманить туристов в приморскую столицу
«Город-сад» уже сам по себе будет манить туристов, но пока Владивосток привлекает гостей и другими способами. Люди едут сюда круглый год, но основной наплыв отмечается с мая по октябрь. Именно в теплое время года дальневосточная столица буквально заманивает туристов гастрономическими фестивалями. Только недавно проходил «Мидия саммит» – фестиваль мидий, следом отгремел фестиваль минтая, сейчас в разгаре фестиваль гребешка «На гребне».
Привлекать людей в регион нужно интересным событийным туризмом, уверена директор туристско-информационного центра Приморского края Ольга Гуревич. А если мероприятия еще и вкусные, то они станут магнитом, который будет притягивать путешественников, ведь еда – это базовая потребность.
«Вся наша дальневосточная кухня – это такое сочетание моря, тайги и Азии, этот микс следует продвигать. Также мы надеемся, что в октябре сделаем фестиваль краба, с которого вся наша фестивальная история началась», – поделилась планами Гуревич.
Пока же жители и гости Владивостока могут попробовать различные блюда из гребешка на фестивале «На гребне». Он стартовал 1 июля на уличных площадках. Повара на непрофессиональных кухнях готовили блюда из деликатеса различной сложности – от живых моллюсков с добавлением соусов, до изысканных вариаций: с острой корейской капустой кимчи, в составе плова, во французских эклерах и так далее. Сейчас фестиваль переместился в рестораны, где задержится до 15 июля.
Отметим, что во Владивостоке стоимость трех гребешков из аквариума с авторскими соусами составит 550 рублей. Цены на более сложные блюда из моллюска не превысят 1000 рублей.
Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.