Как пункты пропуска в Приморье стали новыми воротами в Азию
На ремонт и модернизацию пунктов пропуска в России выделят почти 180 млрд руб. Более 30 переходов в регионах ДФО отремонтируют в ближайшие три года. За пять лет планируется обновить свыше четверти всех пунктов пропуска в стране, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.
В Приморье модернизация идет сразу на нескольких погранпереходах. По данным краевых властей, в текущем году работы должны завершиться на пунктах «Краскино», «Пограничный», «Марково». После ввода в эксплуатацию в «Краскино» будет 14 полос движения, в «Пограничном» — 20, в «Марково» — 6.
О том, насколько востребованными в нынешних условиях стали пограничные пункты пропуска РБК Приморье в рамках программы «Суть дела» рассказали эксперты.
Джамбулат Текиев, председатель комитета по региональной политике, законности и международному сотрудничеству Законодательного собрания Приморского края.
«Мне кажется, многократно увеличилась [роль автомобильных погранпереходов], потому что все остальные пути стали намного более проблемными, они попали под ограничения. Переходы здорово выручили и продолжают это делать. Но у нас есть свои нормативы, у китайцев же это все делается просто. Они товар отправили или сразу на склад, и там дальше идет оформление. А у нас получается практически все оформление на пункте пропуска, в связи с этим затягивается время обработки грузов, товаров, автомобилей, меньше проходит поток через пункт пропуска.
Мы говорим: давайте круглосуточно работать. А китайцы говорят, что и так все успевают: сколько хотите, отправьте, мы все оформим. Но российская сторона не может так — у нас есть свои ограничения, к сожалению. И этот вопрос, надо будет решать совместно, может быть, с правительством, с бизнесом, чтобы донести, что необходимо изменить правила игры на пунктах пропуска.
Все погранпереходы, которые находятся в Приморском крае, они уже модернизируются, так же как и по всему Дальнему Востоку. Просто сами сроки модернизации немного сдвинулись, в этом проблема. Тяжело когда наши китайские друзья каждый день что-то планируют, они сейчас, например, уже начали строить новый пассажирский пункт пропуска между Хасаном и пунктом пропуска «Краскино». Наша сторона еще об этом не знает, к сожалению. Вопрос актуальный. «Краскино» и так задыхается. Там и газ [ввозится в Китай], и другие опасные продукты, и краб. И пассажиры в автобусах, туристы [на границе] проводят много времени, потому что загруженность большая. Поэтому решение китайцев о том, что нам необходим еще один чисто пассажирский пункт пропуска, это было бы выходом из ситуации. Чтобы люди не стояли там вместе с бочками газовыми, а проходили спокойно, безопасно.
Пункты пропуска и дороги к ним должны быть федерального значения и финансироваться из федерального бюджета. У нас весь Приморский край и все дороги ведут к пунктам пропуска — это и порты, и автомобильные пункты пропуска. У них очень большая нагрузка, потому что все товары, которые идут не только в Приморский край, но и в Россию, проходят по этим дорогам.
Получается, бюджет региона должен содержать дороги, по которым едут большегрузы, и с каждым годом [грузопоток] становится более мощным. Понятно, что это серьезная проблема, тем более существующие мосты — они почти столетней давности, на них нагрузка на полуторки, на пятитонники была рассчитана. А сейчас ездят машины 50−60 т.
Мы строим в Хасанском округе новый пункт пропуска — на границе с КНДР. Ранее Россия, как член ООН, Совета безопасности ООН, выполняла все указания Совета безопасности и незаслуженно наших друзей — будем откровенны — мы бросили в свое время. КНДР нуждается в нашей помощи, потому что весь мир от них отвернулся. И мы сами видим, как это — жить в условиях санкций, когда никто не хочет общаться. Северная Корея может поставлять любую сельскохозяйственную продукцию, у них очень хорошо развиты все инженерные технические институты. Совместно мы можем наладить большие промышленные кластеры, и с помощью КНДР на нашей территории создавать оборудование, которое необходимо для нашей страны».
Андрей Дядя, руководитель Ассоциации грузовых автомобильных перевозчиков и экспедиторов Приморского края
«Те, кто стояли раньше в очереди, сейчас просто проезжают без проблем. Поэтому и кажется, что существует рост пропускной способности, но не грузопотока. Потому что раньше 3, 4, 5 недель в очереди можно было стоять. Сейчас машина приезжает и проходит если не день в день, то на следующий день. Пропускная способность увеличена, на Пограничном, например, практически в два раза, при тех же инфраструктурных возможностях. Видимо, к многолетнему нашему крику прислушались, поменяли все-таки процесс оформления.
Увеличение пропускной способности не будет являться каким-то очевидным триггером экономики развития Приморского края. Нельзя сказать, что эта инфраструктура прямо повлияет на какие-то экономические показатели.
Чтобы повысить эффективность пунктов пропуска на границе с Китаем, надо согласовывать действия с сопредельной стороной. Из-за разницы во времени с Китаем наши переходы начинают работать раньше. Мы машины оформили за эти два часа, они скопились перед китайской границей. И еще, если машина выходит из России с экспортом после обеда, в этот же день в Китае она не растаможивается. Они в свои утренние часы там принимают импорт из России, а потом переключаются на экспорт из Китая. Машина, вышедшая из России после обеда, вынуждена ночевать на пункте пропуска в Китае.
Что касается КНДР, то тут мне понятно, какие товары российские может потреблять Северная Корея, но не совсем понятно, что мы можем получить. Нужно определить, если будет торговля, то, конечно, имеет смысл построить переход.
Но я вижу трудности, для частного бизнеса — невозможность сотрудничать: каким образом мы за товар будем расплачиваться, банковские обмены, переводы. Не знаю как этот вопрос отрегулирован. Даже если создадут какой-то банк совместный для расчета, но в Северной Корее нет частного бизнеса, с кем общаться.
Если это крупные государственные контракты, есть железнодорожный переход, он работает, что-то возится, но большого грузопотока нет. Будет ли в ближайшем будущем не знаю. Строить инфраструктуру в надежде на то, что что-то появится. Опять же, насколько это обоснованно? Может быть в другие места, которые уже доказали свою нужность и необходимость, вложить эти деньги?»
Константин Ягодин, руководитель туристического интернет-проекта о Китае
«После начала СВО роль погранпереходов стала максимально значимой для Приморского края и для страны в целом. Не забывайте, что многие компании, которые поставляют ту же волонтерскую помощь для бойцов СВО, они тоже закупаются в Китае.
После того, как у нас прекратилась практически вся торговля с Европой и со всем остальным миром, Китай стал одним из наших основных партнеров деловых. Через него также идет параллельный импорт, который заменяет сейчас прямой.
В Приморском крае работает несколько переходов. «Марково» находится в состоянии ремонта. «Хасан» — это вообще беда и боль наша. И для туриста, и для бизнеса. Погранпереход старый, бедные пограничники и таможенники, которые там работают. Они так же, как и бизнес, как и туристы ждут, когда все-таки сделают эти погранпереходы. Далее «Краскино». Честно скажу, там очень много работы.
Вообще у нас же есть транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», по ним в обязательном порядке должны строиться хорошие дороги, потому что у китайцев очень большая заинтересованность к выходу на дальневосточные порты. Касается это именно Думбэя, северо-восточных провинций. Это Цзилинь и Хэйлунцзян, потому что ближайшая к ним точка на море это Инкоу, Циндао, Далянь, но они гораздо дальше. Они даже предлагали вложиться, инвестировать деньги в несколько автомобильных дорог, начиная от границы, и даже предлагали построить с Песчаного на Владивосток мост, низководный мост.
Относительно другого нашего соседа, КНДР, то давайте скажем честно. Пока может быть непонятно для чего нам нужен этот пункт пропуска. Но с другой стороны у нас сейчас выстраиваются отношения в том числе экономические с Северной Кореей. Главное — вовремя построить, а как потом его будут использовать, с этим уже государство и бизнес разберутся».