Перейти к основному контенту
Утилизационный сбор⁠,
Эксклюзив

Сокрушительный удар: принцип расчета утильсбора менять не планируют

Эксперты уверены, что этот приведет к росту стоимости машин в десятки раз, а ввоз гибридов и электрокаров «схлопнется»
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Инициативу Минпромторга РФ об изменении принципа расчета утилизационного сбора сдвинули: вместо 1 ноября утильсбор планируют повысить с 1 декабря 2025 года. Об этом министра промышленности РФ Антона Алиханова попросил первый вице-премьер Денис Мантуров. Отсрочку хотят ввести для того, чтобы россияне смогли оформить купленные за рубежом в сентября-октябре иномарки без дополнительных доплат.

При этом речи о переработке схемы расчета утильсбора не идет. Платеж все так же хотят привязывать не только к возрасту и объему двигателя автомобиля, но и к мощности. Льготные ставки предлагается сохранить для физлиц, которые везут машины для личного пользования, и лишь для иномарок до 160 л.с. Для остальных ставки могут подняться на 25-50%. В Минпромторге РФ считают, что на автомобильный рынок в стране новый принцип расчета повлияет незначительно. Для потребителя все еще остается большой выбор машин, которые можно купить или привезти из-за границы, не переплачивая. А если хочется транспортное средство мощнее, можно выбрать из отечественных моделей или иномарок, производство которых локализовано в РФ.

Повтор публикации от 3 октября 2025 года

Эксперты в рамках программы «Суть дела» поделились с РБК Приморье мнением о том, как новый расчет утильсбора может повлиять на российский автомобильный рынок.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза

Сокрушительный удар: принцип расчета утильсбора менять не планируют

«Сложно представить более сокрушительный удар. В Россию на физлиц ввезли в 2024 году 550 тыс. автомобилей, в 2023 — 460 тыс. Для сравнения: весь авторынок, все продажи новых автомобилей в прошлом году — это на 30% рынок «физиков» от общего объема новых машин. Если убрать с рынка этот объем, цены на новые автомобили серьезно вырастут.

Это приведет к полной невозможности приобретения б/у автомобилей и новых автомобилей для «физиков» из-за рубежа, целыми огромными социальными группами.

Жители Дальнего Востока страдают в первую очередь, потому что именно через Дальний Восток приезжает значительная часть иномарок — больше 170 тыс. в год.

Чтобы понять, как сильно подорожают машины, достаточно зайти на государственный портал проектов правовых актов, написать там в поиске «утилизационный сбор» и увидеть предложение Минпромторга. Указанную в документе ставку умножаем на 20 тыс. руб., это та самая базовая ставка «утиля». Раньше она умножалась на некий льготный коэффициент, получалось 3,6 тыс. или 5,4 тыс. руб. А сейчас он умножается на нельготный.

Мы считали Toyota Camry 2,5 литра, 200 л.с. С 1 ноября, если норма вступит в силу, эта машина, новая, будет стоить 6,5 млн руб. Она во всем мире стоит 30 тыс. долларов. То есть, 2,7 млн руб.

Гибридам и электрокарам достается жестче, чем всем остальным. Там точка отсечения 80 л. с. На Дальнем Востоке Nissan Leaf долго был довольно популярен, но сейчас их ввоз снизился, потому что им уже ввели утильсбор некоторое время назад. Сейчас он просто драматически вырастет и, к сожалению, до свидания известная привычная Toyota Prius, до свидания всякие N-боксы гибридные, Toyota Alphard и другие.

Я думаю, единственное, что мы получим — это рост социальной напряженности.

Если эта норма будет принята, а мы надеемся, что не будет, то необходимо разрешить ветеранам специальной военной операции, которые сейчас за нашу страну воюют, и многодетным ввозить автомобили без этого утильсбора. И тогда, как в Беларуси, рынок будет насыщен всеми возможными необходимыми вариантами».

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»

Сокрушительный удар: принцип расчета утильсбора менять не планируют

«В региональном плане достаточно интересная картина. Мы проанализировали, какие машины за 8 месяцев этого года ввозили на Дальний Восток из Японии. На автомобили свыше 160 л. с. приходится чуть больше 10% ввоза. То есть 90% ниже этого порога и, получается, по ДФО это изменение утиля ударит меньше всего относительно других регионов.

При этом ввоз из Китая — это на 80% модели мощностью свыше 160 л. с., импорт из Кореи — больше 85%. Ввоз из Белоруссии, через Грузию и так далее — там планка существенно выше.

Изменения будут разными. Если взять маломощные и малолитражные автомобили, то там подорожание будет символическое — на 50 тыс., максимум на 100 тыс. руб. В сегменте машин свыше 160 л. с. иномарки подорожают в разы, даже в десятки раз. Сейчас на них действует льготный утильсбор, и за условный Hyundai Palisade покупатель платит 5,4 тыс. руб., а будет платить 1,5 млн.

Ввоз электрокаров и гибридов практически прекратится, потому что все они больше 160 л.с. Сейчас доля электрокаров в рынке новых автомобилей меньше 1%, доля гибридов 2,5%. Есть и российское производство, но оно незначительное — всего несколько моделей. Однако электрокары и гибриды завозят официальные поставщики. То есть рынок полностью не рухнет, просто изменится структура рынка. Изменение в этой части правил направлено на то, чтобы принудить китайских производителей собирать свои автомобили на российских предприятиях. Во Владивостоке есть «Соллерс», возможно, туда придет инвестор из КНР, чтобы организовать сборку».

Видео: РБК Приморье

Олег Баринов, исполнительный директор Ассоциации «Российские автомобильные дилеры»

Сокрушительный удар: принцип расчета утильсбора менять не планируют

«Безусловно, повышение утилизационного сбора сильно ударит по сегменту подержанных автомобилей, которые ввозят физические лица, и повлияет на рынок регионов в целом. В 2025 году автомобильный рынок снизился за 8 месяцев на 20%. Одним из факторов, как мы считаем, стали введенные и увеличенные ставки утилизационного сбора в 2024 году, когда платеж вырос на 70−80%.

Это повлияло на стоимость автомобилей, цены взлетели на 300 тыс. — 500 тыс. руб. Это было беспрецедентно.

Основной сегмент популярных автомобилей на Дальнем Востоке — это машины от 1,5 до 2 литров объемом двигателя. Данный сегмент подорожает на несколько сотен тысяч рублей. При этом в целом автомобили могут подорожать на 20-30%, что скажется на доступности машин для населения.

Введение утилизационного сбора на гибридные автомобили фактически обнулит их экономическую привлекательность. Мы увидим снижение интереса потребителей к данному сегменту транспорта. Но давайте не забывать, что мера все-таки не введена, и сейчас только обсуждается.

Автомобиль на Дальнем Востоке — это не просто транспорт, это часть экономики, это рабочие места в автосервисах, в логистике, страховании. Повышение утильсбора скажется на сокращение объемов ввоза автомобилей и, как следствие, к падению активности, в том числе в смежных отраслях».

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 16:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 16:21
Все новости Приморье
В зоне доступа: как транспортная инфраструктура влияет на бизнес 16:40
Как устроена экономика Ирана РБК и РЭЦ, 16:37
Эксперты зафиксировали максимальный за четыре года ввод ТЦ в России Недвижимость, 16:36
Объем сделок на платформах криптопрогнозов вырос до рекордных $8,3 млрд Крипто, 16:26
Как учитывать ключевую ставку при инвестировании РБК и ПСБ, 16:26
Путин описал рост экономики Индии словами из песни Высоцкого про йогов Политика, 16:25
Кухня — главное место в доме. Как переосмыслили советские традиции РБК и Legenda, 16:19
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Швецов назвал главным фактором роста рубля пухнущую от валюты экономику Инвестиции, 16:14
Как прошел второй день визита Владимира Путина в Индию. Фоторепортаж Политика, 16:13 
Взятки на ₽1,3 млрд и фуражка Гитлера: чем известен Тимур Иванов 16:08
Делобанк отменил комиссию за международные b2b-платежи в декабре Отрасли, 16:08
Медведев предложил США отправить «лучшие в мире подлодки» к Франции Политика, 16:01
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Моди допустил рост товарооборота с Россией до $100 млрд раньше срока Экономика, 15:58