Кооперация и брендинг: как Дальний Восток привлекает китайских туристов

Ключевым элементом путешествия китайских туристов на Дальний Восток России остается логистика. Транспортная доступность регионов напрямую влияет на стоимость и продолжительность туров. Мнением о том, какой стратегии придерживаться и как объединить усилия все заинтересованных сторон, с РБК Приморье поделился лайфстайл-предприниматель, маркетолог, гендиректор агентства азиатского маркетинга RUSAPAI, основатель ГК DVR GROUP Кирилл Потапенко.
«Туризм всегда начинается с логистики. Транспортная доступность многих дальневосточных регионов для китайских туристов остается весьма ограниченной, не говоря уже о доступности удаленных природных достопримечательностей внутри каждого региона.
От сложности логистики во многом зависит и стоимость всего тура. В этом плане в категорию «недалеко, недолго и недорого» в китайском интернете попадают Владивосток, Хабаровск и Благовещенск, а в сегменте «далеко, долго и дорого» идут в порядке возрастания Сахалин и Курилы (средняя продолжительность тура — 12 дней), Камчатка (9 дней), Саха-Якутия (8 дней) и Чукотка (тоже девять дней). Диапазон цен — от 300 до 900 тыс. руб. Это, конечно же, усредненные данные. Проговорим, что во Владивостоке и Приморье можно без проблем провести время ну очень дорого — с 5 звездным проживанием, вертолетами, яхтами и икрой морского ежа с игристым по утрам. Владивосток для китайцев выглядит скорее недорогим направлением, для жителей Москвы же это чаще всего выглядит по-другому.
На текущий момент основными авиа-хабами для китайских путешественников на Дальнем Востоке остаются Владивосток и Хабаровск. Но амбиции на роль дальневосточного хаба проявляет и Амурская область, так как в Благовещенске грядет открытие нового пассажирского терминала УК Аэропорты России. Стоит отметить, что эта же управляющая компания владеет и новым терминалом на Камчатке, что открывает дополнительные возможности для стимулирования авиакомпаний к развитию межрегиональных рейсов Благовещенск-Камчатка, в том числе для китайских туристов.

В любом случае свои лидирующие позиции в прямом авиасообщении с Китаем Владивосток вряд ли когда-либо уступит. На текущий момент Владивосток, как российский центр международного сотрудничества и одновременно крупнейший тихоокеанский портовый город, имеет связность с 7 аэропортами КНР, причем с максимальным количеством рейсов как российских, так и китайских авиакомпаний. Далее идут Хабаровск, Сахалин и Якутск соответственно, но из этих городов в Китай летают только российские авиаперевозчики, в отличии от Владивостока, где активно присутствуют и увеличивают свое присутствие китайские авиакомпании. Так что от кооперации с хабами в развитии китайского въездного туризма никуда не деться. Почти 600 тыс. китайских туристов на Дальний Восток в 2024 году формируют Владивосток (400 тыс.), Хабаровск (около 25 тыс.) и Благовещенск (137 тыс.) — и все это целевая аудитория китайцев, десятая часть которых потенциально готова к повторной поездке в Россию: например, на Сахалин, Камчатку или в Саха-Якутию.
Предлагаю этим регионам всерьез задуматься о таком потенциале своего продвижения, поскольку это воздействие точечное, а не из пушки по воробьям. Посмотрите на рекламу многих туристических дестинаций в таких хабах, как Стамбул, Сингапур, Дубай. Так устроена индустрия мирового туристического маркетинга, так же это должно работать и у нас.
Впрочем, не все регионы ДВ в равной степени заинтересованы в китайских туристах, плюс у всех разная сезонность, весьма отличающиеся точки интереса для туристов, их мотивация к поездкам.
Тем не менее, на Форуме устойчивого развития туризма, который проходит в эти дни в Петропавловске-Камчатском, практически на всех секциях представители смежных отраслей говорили о необходимости кооперации — как межрегиональной, так и межотраслевой, поскольку туризм — это единая длинная цепочка индустрии гостеприимства, в которой участвуют власти разных уровней, объекты транспортной инфраструктуры, авиакомпании, отельеры и рестораторы, заповедники, музеи, другие объекты показа, наконец, непосредственно туристические операторы и компании.
Поэтому, какую бы стратегию по развитию китайского туризма на Дальнем Востоке не выбрали федеральные власти в лице Центра стратегических разработок при министерстве экономического развития РФ, чем больше будет форм сотрудничества и объединения усилий всех заинтересованных сторон, тем ощутимее будет результат, и тем быстрее мы его получим. А возможных развилок в потенциальной стратегии действительно несколько.
Можно продвигать туризм на Дальнем Востоке под общим зонтиком суббренда Discover Russia Far East, можно строить кооперацию только среди ключевых регионов, которым наиболее интересны китайцы, можно объединяться ряду тихоокеанских регионов Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Сахалин, Камчатка) под общим брендом дестинации Pacific Russia, как это происходило ранее до пандемии в круизном направлении туризма. Поскольку Дальний Восток сильно неоднороден, некоторым регионам, вроде аутентичных Бурятии и Саха-Якутии или приграничного Благовещенска, можно двигаться и самостоятельно — одно не исключает другого. По моему мнению, видеть общие интересы и возможности намного лучше, чем соперничать и биться за «пальму первенства» в чем-либо — тем более в таком непростом деле, как сотрудничество с нашими китайскими друзьями».
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.