Иванникова: КРТ позволяет учитывать потребности человека в инфраструктуре
В Приморье строится 3 млн кв. м жилья, это примерно 40% от общего объема жилищного строительства на Дальнем Востоке. Однако зачастую эти квадратные метры возводятся без оглядки на инфраструктуру: застройщики обеспечивают людей квартирами и благоустроенными дворами, редко включая в проекты создание детских садов, школ, комфортных торговых площадей. Кардинально изменить этот подход должен механизм комплексного развития территории (КРТ).
В конце 2025 года во Владивостоке объявили о запуске двух проектов КРТ — на Адмирала Юмашева и Тунгусской. В этих микрорайонах вместе с комфортным жильем появится социнфраструктура, современные рынки, новые развязки. Известно также, что помогать застройщикам, которые возьмутся за проекты, в реализации КРТ планируют краевые власти. Правительство Приморья готово брать на себя обязательства по созданию стратегической инфраструктуры, но только под проекты комплексной застройки.
О том, почему Приморский край переходит на КРТ, РБК Приморье рассказала заместитель председателя правительства Приморского края Ольга Иванникова.
Ольга Иванникова, заместитель председателя правительства Приморского края
«Если мы проанализируем опыт городов-лидеров по жилищному строительству, к которым можно отнести Москву, Московскую область, Казань, Уфу, Нижний Новгород и Тюмень, то увидим, что они все идут по пути КРТ. Потому что это единственный правильный механизм, предусматривающий жилищное строительство.
Мы видим потребность жителей Владивостока в базовой инфраструктуре: это детские сады, школы, которых не хватает с учетом объемов жилищного строительства. Есть большой запрос на качественное современное благоустройство. Людям недостаточно уже поставить лавочки, посадить какие-то деревья. Есть запрос на стрит-ретейл, чтобы создать весь комплекс услуг для людей, которые проживают в том или ином ЖК. Механизм КРТ позволяет закрывать эти потребности не только за счет государства, но и за счет инвестора. Это только первый шаг.
Я уверена, что через 10-15 лет реализации механизма КРТ в Приморском крае детский сад и школа будут базовым минимумом. Люди уже захотят, так сказать, роскошного максимума в виде спа-центра или медицинского центра, йога-центра, открытого бассейна, скалодрома.
Механизм КРТ гибок, он позволяет учитывать эволюцию потребности человека в инфраструктуре. Ведь на сегодняшний день основной тренд в градостроительной политике — не только удовлетворение базовых потребностей человека в инфраструктуре, но и создание возможности для его творческой реализации. Все крупные города прошли этот путь, именно они развивают культуру градостроительства. Я считаю, что Приморский край, в частности, Владивосток, все-таки на правильном пути. Нам много предстоит сделать, но у нас есть для этого и ресурсы, и желание.
КРТ — это достаточно сложный механизм. Он не простой, но максимально эффективный и, наверное, единственный возможный на сегодняшний день, позволяющий качественно обновлять городские территории, реновировать территории, решать задачи по расселению ветхого и аварийного фонда. Это инструмент, который дает возможность публичной власти в диалоге с жителями и с бизнесом формировать проекты, учитывающие баланс интересов всех сторон. А наличие договора КРТ, который является обязательным при реализации данного механизма, позволяет и городу, и краевой власти контролировать стройку на всех этапах. Чтобы не возникла ситуация, при которой жилье застройщиком построено, а инфраструктура не создана».