Автоэксперты: автомобильный рынок России ушел в стагнацию

Автомобильный рынок в России стагнирует, считают опрошенные РБК Приморье автоэксперты. Люди не торопятся покупать машины, потому что не обладают необходимыми суммами, а брать кредиты под высокий процент считают невыгодным. Это подтверждает статистика «Автостата»: за февраль нынешнего года в стране было реализовано 78 тыс. новых легковых автомобилей, что на 24,9% меньше, чем в конце зимы 2024-го. Согласно прогнозу, по итогам года продажи снизятся на 10%. По тем же причинам сокращается и импорт из других стран: только из Японии экспорт авто в Россию в январе уменьшился почти на 19%. Мнением о том, как обстоят дела с покупкой и продажей автомобилей в России и на Дальнем Востоке, как меняется стоимость машин, а также собственными прогнозами на наступивший год с РБК Приморье поделились игроки отрасли.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин

«У людей нет достаточного количества денег, чтобы покупать сильно подорожавшие автомобили. При этом кредитное плечо с нынешней ставкой Центробанка в 21% становится тоже невозможным. Автокредиты если и берут, то только на новые автомобили там, где они либо субсидируются самим производителем, так делают некоторые китайские компании, либо есть госпрограмма поддержки, в том числе это касается Дальнего Востока. Но это исключительно про автомобили отечественного производства, которые в макрорегионе исторически не слишком популярны. И третья возможность – это разные скидки уже непосредственно от дилеров. На вторичном рынке продажи стоят, и те, кто перекупает машины, с этими машинами зависли. У всех сроки экспозиции увеличились. И, конечно же, причина одна – люди не вывозят такие цены.
Все знают, что за Уралом наступает царство автомобилей из Японии. И автомобили эти очень разные, потому что более обеспеченное Приморье позволит себе гораздо больше, чем менее обеспеченный Забайкальский край. Средний чек сейчас по Российской Федерации около 1 млн руб. за подержанную машину. Понятно, что он везде очень разный.
В целом картина «по больнице» следующая: люди на Дальнем Востоке с удовольствием покупали бы японские автомобили и дальше, но существуют ограничения и меры, которые приняла Япония в отношении нашей страны. Они довольно сильно затруднили этот процесс. Но, кроме того, сильно изменилась структура спроса и в самой России.
Повышение утилизационного сбора для электромобилей, например, умножило на ноль ввоз популярных Nissan Leaf из Японии, которые многим жителям Дальнего Востока нравились. Сейчас такой поток автомобилей просто прекращен, точно так же, как и гибридных, которые тоже были весьма популярны.
Рынок Приморского края и Дальнего Востока в 2025 году будет сильно зависеть от санкционного давления. Потому что основной поток – это импортные автомобили. И дальневосточные льготные программы на отечественные машины не поменяют картину. Ясно совершенно, что ключевая история – это стоимость денег. Мы видим, что Центробанк собирается сохранить ставку на высоком уровне, а это значит, кредитное плечо также будет недоступно. Следовательно, люди продолжат ездить на тех автомобилях, которые есть сейчас. Ввоз иномарок физическими лицами в Дальнем Востоке [в 2024 году] был больше 220 тыс. машин, это огромный объем. Часть осталась, часть уехала дальше в Сибирь и даже в европейскую часть. И мы видим, что ввозят люди – японские кей-кары. Эти популярные в японских городах маленькие коробочки становятся популярными и на наших дорогах, потому что там движок 0,6 л и таможить эту «коробочку» дешево. А у нее 4 колеса и довольно большой объем внутри. И я подозреваю, что этот поток продолжится. А если еще и снимут ограничения на гибриды сами японцы, тогда эти гибридные машинки поедут широким потоком».
Заместитель руководителя компании «Север ДВ» Марк Савельев

«Люди пытаются продавать свои автомобили, чтобы купить новый автомобиль, но у них не выходит. Покупательская способность снизилась из-за того, что ставки поднялись. Большинство клиентов раньше покупали машину в кредит, ежемесячный платеж был более-менее оптимальный, потому что ставка по кредиту была меньше. Сейчас спрос на кредитный продукт упал и, соответственно, меньше спроса на машины в целом на рынке стало. А предложений много. Люди пытаются продать свой старый автомобиль, но не могут. Средний цикл продажи машины стоимостью около 2 млн руб. составляет 30-40 дней, если дороже, то этот период увеличивается до 60 дней. По статистике одного из автомобильных сервисов, средний цикл продажи автомобиля увеличился на 20-25%. Поэтому, собственно, и ценник все пытаются вниз спустить.
В 2023 году средний чек при покупке машины составлял где-то 1,9 млн руб., в 2024 года – 1,6 млн, весной 2025 года – 1,7 млн. Наиболее популярные авто – это все, что до 2 млн, в том числе все семейные машины. А самая популярная машина, конечно же, Toyota Corolla, ее сейчас можно привезти как на левом руле из Китая, так и на правом из Японии. Если мы говорим все-таки про средний чек клиента вообще по стране за автомобиль, это где-то в районе 1,7 млн за подержанный авто.
Я считаю, что 2025 год будет вялотекущим, потому что непонятно, как вообще будут клиенты справляться с высокой ставкой. Машину нужно покупать, нужно на чем-то ездить. У нас, даже во Владивостоке в семье, у каждого члена семьи по два автомобиля. Один для повседневной езды, один для охоты, рыбалки и так далее. Поэтому машины так или иначе будут нужны. Вторичка рано или поздно все равно должна подрасти. Обычно это происходит в летние месяцы и в сентябре – люди берут отпуск, думают, куда потратить деньги. И тратят их кто на поездку в Таиланд, а кто на покупку подержанного автомобиля. Если, конечно же, накопил. Если не накопил, тут вопросик по поводу ставки опять же, которая если снизится, а я думаю, что она рано или поздно все равно снизится, то положительно повлияет на экономику, в том числе и вторичного рынка».
Директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский

«Машины плохо продаются и именно поэтому дешевеют. То есть на сегодняшний день рынок автомобилей стагнирует, он замер практически. И что дилеры, что частные продавцы, что просто физические лица все сейчас жалуются на то, что машину очень сложно продать. Это опять же, связано это с тем, что стоимость автомобилей в России существенно подросла за последнее время. Поэтому сейчас люди больше прибегают к способам альтернативным – покупают машины не у нас в стране, а везут из-за границы.
Самые популярные у нас традиционно японские автомобили, это не меняется десятилетиями. В основном это, конечно, праворульные японские машины. По нашей собственной статистике, за 2024-й год средняя стоимость автомобиля из Японии составила около 1,5 млн руб.
Это самый доступный автомобиль на сегодняшний день. Уверен, что цифра не сильно отличается от внутреннего рынка автомобилей в России. Я думаю, что за 1,5 млн руб. за границей просто чуть лучше машины. Но это не значит, что у среднестатистического потребителя есть больше, чем 1,5 млн на автомобиль сейчас. То есть это, наверное, такая самая распространенная сумма, которой обладает у нас среднестатистический покупатель.
Мы изучаем рынок, у нас есть ежеквартальные срезы. Смотрим, что происходит с рынком б/у машин, с рынком новых автомобилей. Согласно статистике крупнейших агентств, в этом году рынок будет падать, и все прогнозируют падение до 20% по новым автомобилям. Если в штуках, это получается, больше чем на 300 тыс. авто будет меньше продано в этом году. Вот поэтому все ожидают падения, и падение уже чувствуется. По итогам февраля у нас около 20% падение. Импорт подержанных иномарок из Японии составил всего 7 тыс. машин. В Японии я встречаюсь со многими экспортерами и японскими компаниями, все прогнозировали лучше февраль, чем он оказался на самом деле. Я думаю, что нас однозначно ждет падение. Но на фоне того, что прошлый год был чуть ли не самым успешным, мы по новым автомобилям догнали практически 2007 год – до кризиса 2008 года – это очень крутая цифра. Поэтому мне кажется, что это не столько падение, сколько коррекция, которая будет отображать реальную ситуацию на рынке. В этом году просто скорректируем себя. И это не будет чем-то страшным».