«Это будет рекорд»: Олег Кожемяко о достижениях и планах Приморья
– Олег Николаевич, Восточный экономический форум ожидаемо стал одним из самых ярких событий в России. Как вы сами оцените его итоги, удалось ли сохранить традиционно высокую планку проведения мероприятия, учитывая прошедшие накануне тайфуны?
– Несмотря на небывалую природную стихию, Восточный экономический форум прошел во Владивостоке в запланированные даты – с 10 по 13 сентября. В этом году он состоялся уже в восьмой раз. В целом, считаю, все намеченные в рамках этого крупного мероприятия цели были полностью достигнуты. В ВЭФ–2023 приняли участие более семи тысяч человек из 62 стран мира, в том числе представители делегаций из России, Китая, Белоруссии, Лаоса, Мьянмы, Сингапура, Индии, Казахстана, Филиппин, Монголии, Вьетнама и КНДР. Безусловно, такое крупное международное событие оказывает благоприятное влияние на экономику края, привлекает отечественных и иностранных инвесторов.
В рамках нынешнего форума прошло свыше 100 сессий основной деловой программы. Их участниками стали более 700 спикеров и модераторов. В этом году основные треки были связаны с логистикой, разработкой технологий и развитием технологической кооперации, успехами и вызовами в развитии Дальнего Востока, подходами к образовательной деятельности. «Улица Дальнего Востока» – важная составляющая программы Восточного экономического форума. Все 11 субъектов, входящих в федеральный округ, традиционно представили здесь свои лучшие проекты, яркие культурные программы, уникальные изделия народно-художественных промыслов и самобытную кухню. Основная идея нашего павильона в этом году заключалась в том, что Приморский край – это важнейший транспортно-логистический узел.
На полях ВЭФ подписано 41 соглашение, а всего за восемь лет проведения форума заключено более 270 соглашений на сумму около триллиона рублей. На форуме подвели итоги десяти лет работы по развитию Дальнего Востока. За это время внедрены способствующие этому различные механизмы – территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток и другие преференциальные режимы, создание единого авиаперевозчика, «Дальневосточный гектар» и «Дальневосточная ипотека».
В то же время перед Приморским краем стоят важные задачи, в первую очередь это развитие Владивостокской агломерации, реализация программы ускоренного развития края и привлечение инвестиций.
– С «поворотом на Восток» на передний план выходит сфера логистики в Приморском крае. Довольно много обсуждений на ВЭФ было посвящено модернизации железных дорог. Что может измениться в крае в этой сфере в ближайшем будущем, появятся ли новые ветки? Поможет ли с разрешением данной ситуации заключенное на полях форума соглашение с РЖД, и что оно подразумевает?
– Значимость железной дороги для Приморья трудно переоценить, ведь именно она связывает центр России с нашим стратегически важным регионом. Владивосток и Приморский край, в силу географического расположения с выходом к морю, всегда являлись форпостами и главными торговыми воротами России на Тихоокеанском побережье. Взаимоотношения Приморья и РЖД имеют глубокие государственные, социально-экономические и исторические корни. И сейчас практически все действующие и перспективные проекты в крае связаны с железнодорожным транспортом.
На полях восьмого Восточного экономического форума между Приморским краем и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на период до 2025 года. Это соглашение пришло на смену действовавшему ранее аналогичному документу и является рамочным, при этом отражающим масштабность и комплексный уровень взаимодействия сторон, необходимый для достижения общих стратегических целей. Так, соглашение включает основные и наиболее актуальные направления деятельности РЖД в регионе – перевозки грузов и пассажиров, обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта, проектирование и инновационную деятельность, информацию и связь, социальную сферу, внешнеэкономическую и экологическую деятельность. В тоже время рабочие аспекты взаимодействия с РЖД по конкретным вопросам определяются федеральным, краевым законодательством, а также специальными соглашениями, более предметными и детализированными. Что касается планов и мероприятий по развитию железной дороги, то основой здесь являются утверждаемые на федеральном уровне стратегии и планы развития транспортной отрасли, промышленности, национальные проекты, соответствующие решения Президента и Правительства Российской Федерации.
Реализуемые сегодня очень масштабные и затратные, даже в рамках страны, мероприятия по реконструкции Восточного полигона железных дорог прошли соответствующие предварительную подготовку и экспертизу. Они скоординированы по ресурсам, срокам, обеспечиваются федеральным финансированием. Модернизация Восточного полигона продолжается непрерывно с 2013 года, за это время мощность магистралей Транссиба и БАМа была увеличена в два раза. В 2024 году завершается второй этап модернизации, в ходе которого пропускная способность основного участка Транссиба в Приморском крае от села Волочаевка в Еврейской автономной области до станции Смоляниново Шкотовского округа увеличится в грузовом направлении до 130 миллионов тонн. Значительно возрастет и мощность подходов к новым морским портам и действующим железнодорожным пунктам пропуска на участках Смоляниново – Дунай и Барановский – Хасан, в том числе за счет развития путевой инфраструктуры и строительства вторых путей.
Вместе с тем, вопросы дальнейшего развития железной дороги и синхронизации с планами участников транспортной и внешнеэкономической деятельности, в частности, экспортерами и морскими портами, продолжают оставаться наиболее актуальными. Разработка очередного, третьего этапа модернизации железных дорог, проводится с 2021 года. В связи с «поворотом на Восток» возникла потребность пересмотреть отдельные условия и показатели. Перечень основных мероприятий разрабатывается компанией «РЖД» и также будет утвержден правительством страны.
Приморский край активно участвует в программе по модернизации Восточного полигона. Мы обращаем внимание руководства страны и РЖД на региональные потребности, планы и возможности развития перегрузочных мощностей в морских портах, инвестиционных проектов в промышленности, вносим соответствующие предложения. Ориентир для Приморья на ближайшую перспективу – поднять мощности по транзиту и перевалке грузов до 300-400 млн т в год.
Здесь уместно отметить, что Транссибирская железнодорожная магистраль – это единственная железная дорога, связывающая наш край с другими регионами страны. Поэтому, наряду с мероприятиями по расширению пропускной способности существующих линий Транссиба и БАМа, считаем целесообразным вернуться к реализации альтернативных железнодорожных магистралей в Приморье. В частности, продлению линии БАМа от Комсомольска-на-Амуре через Новочугуевку к портам Находки и строительству новой линии от Новочугуевки к порту Ольга.
Помимо развития грузовых перевозок правительство края уделяет большое внимание повышению комфортности и доступности пассажирского сообщения. За прошлый год пригородные поезда перевезли около 5 млн человек. Совместно с РЖД мы проводим системную работу по обновлению парка пригородного подвижного состава. Край должен получить 16 самых новых и современных электропоездов, три из них уже готовятся к поставке. Пассажирские перевозки имеют решающее значение для региона как в социальном плане, так и для развития туризма. В Приморье создается федеральный круглогодичный морской курорт. Развитие инфраструктуры востребовано на пассажирских направлениях Владивосток – Большой Камень, Находка, Хасан, а также для улучшения связи с другими регионами – в направлении Хабаровска. Повышение роли железнодорожного транспорта учитывается в мастер-плане развития Владивостока.
– Одним из главных событий ВЭФ стало подписание мастер-планов Владивостока, Находки, Уссурийска и Арсеньева – как в результате изменятся крупнейшие города Приморья? Какие самые значимые проекты, заложенные в них, вы могли бы выделить?
– Мастер-планы – это новый формат планирования развития городов, которые вместе с жилыми зонами и социальной инфраструктурой являются центрами притяжения рабочей силы. Такие планы помогают решить вопросы благоустройства на основе мнения жителей, исторически сложившихся предпосылок и перспектив. Можно сказать, это компактное совмещение стратегии и генерального плана.
Мастер-план развития Владивостокской агломерации к 2050 году предусматривает ее становление как научного, финансового и логистического центра России в Азиатском макрорегионе. Большой Владивосток включает нескольких функциональных зон. Так, столица края – это ядро агломерации, Артем – транспортно-логистический хаб, Большой Камень и территория опережающего развития «Приморье» – промышленные площадки, а остров Русский, в свою очередь, – научный центр и центр по развитию туризма.
Ключевым драйвером экономического развития агломерации станут проекты создания восточного узла Северного морского пути на базе Владивостокского морского торгового порта и транспортно-логистического центра в Артеме, промышленный кластер в Большом Камне, включающий ССК «Звезда», Приморский металлургический завод и промышленный парк, новые площадки ТОР «Приморье».
Интересные проекты будут реализованы на острове Русском – это инновационный научно-технологический центр, вторая очередь кампуса ДВФУ, конгрессно-выставочного центра и детского оздоровительного лагеря при содействии Всероссийского детского центра «Океан». Здесь же разместится развлекательный центр с аквапарком.
В фокусе внимания для агломерации оказались такие важные направления, как жилая застройка, транспорт и мобильность, экология и рекреация. В Артеме также планируется строительство газопровода и перевод котельных на «голубое топливо». В ближайшие годы во Владивостоке будет реконструирован Рудневский мост. Президент страны Владимир Владимирович Путин поддержал создание легкого метро и вынос нефтебазы, находящейся в центральной части Владивостока, за пределы города, чтобы соединить район Второй Речки с центром общей набережной и дорогой. Для развития системы общественного транспорта ставим задачу обновить подвижной состав, в том числе электротранспорта, и его инфраструктуру. В 2024 году закупим 16 первых троллейбусов, на очереди – приобретение новых автобусов.
Особенности рельефа Владивостока дают возможность формировать комфортное общественное пространство за счет благоустройства местных сопок, примером тому служат проекты уже улучшенных сопок Нагорной и Бурачка. Обустроим также Орлиную, Буссе, Тигровую, Алексеевскую. Продолжим развивать парк Минного городка во Владивостоке, парк «Озерные ключи» в Артеме и «Алексеевский» в Большом Камне.
Мастер-план Уссурийска предусматривает строительство мостов, путепроводов, реконструкцию улично-дорожной сети и, конечно же, гидротехнических сооружений. Для развития потенциала приграничной торговли планируется создать экспоцентр и гостиницы, уже заявлены проекты по строительству транспортно-логистического центра.
Находка как один из крупнейших морских портов в России продолжит развиваться как «город-порт/город-курорт» с проектами в сферах транспорта и туризма, а также индустриальных проектов. Мастер-план Находки предполагает завершение строительства автомобильной дороги до Владивостока, строительство инженерных сетей, создание туристско-развлекательных комплексов, благоустройство пляжей. Также здесь планируется создать индустриальную долину для размещения высокотехнологичных производств.
Город Арсеньев – центр вертолетостроения, где находится завод «Прогресс», выпускающий лучшие в мире боевые вертолёты Ка-52. В соответствии с мастер-планом город получит более быстрое транспортное сообщение с Владивостоком. Для этого должна быть электрифицирована железная дорога, запущен скоростной электропоезд. По механизму дальневосточной концессии уже ведётся строительство современного круглогодичного семейного горнолыжного курорта «Арсеньев».
– Одним из важнейших тематических блоков ВЭФ стало «Международное сотрудничество в изменившемся мире». Мы знаем, что Приморье вошло в первую пятерку рейтинга российских регионов-экспортеров сельхозпродукции и продовольствия. Какие результаты (финансовые и по объемам продукции) ожидаются в этом году в экспортных поставках?
– Действительно, один из главных вопросов повестки форума был связан с развитием мировой торговли сельхозпродукции и продовольствием. Важное направление – расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств. Заинтересованность в поставках сельхозпродукции, выращенной на приморской земле, проявили представители Китая, КНДР, Вьетнама, Индии, стран Средней Азии.
Приморский край осуществляет поставки более чем в 40 направлениях. По итогам 2022 года мы находимся на четвертом месте среди российских регионов-экспортеров продовольственных товаров. Основной объем в структуре экспорта с долей более 75% приходится на рыбную продукцию.
В 2023 году объемы экспорта продукции агропромышленного комплекса края планируем довести до почти двух миллиардов долларов, при этом показать стабильный рост к уровню прошлого года на 10%. Постараемся достичь не менее уровня прошлого года по экспорту соевых бобов в объеме 616,3 тыс. т и кукурузы 725,2 тыс. т.
Уже сегодня приморские компании агропромышленного комплекса транспортируют продукцию в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И в дальнейшем готовы увеличить экспортные поставки мяса и мясных субпродуктов, молока и молочной продукции, зерновых культур, соевых бобов, овощей и меда.
– Плодотворное и активно развивающееся сотрудничество Приморья с Китаем – не секрет. А как продвигается работа по сближению и наращиванию связей региона с другими странами АТР, направившими на ВЭФ наиболее крупные делегации: Вьетнамом, Мьянмой, Индией, Лаосом? Помог ли в этом форум, и с кем сотрудничество видится вам наиболее перспективным?
– Китай – наш ближайший торговый партнер, на его долю приходится более 50% объема внешней торговли Приморского края. Вместе с тем, мы, конечно же, не ограничиваемся только Китайской Народной Республикой. Нам также интересны и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, о которых вы упомянули – это Вьетнам, Индия, Лаос, Мьянма, Сингапур и другие. Каждая из этих стран имеют свои конкурентные преимущества в экономике, но есть и гуманитарные области сотрудничества – такие как культура, образование, спорт и другие сферы, где мы также можем вести полноценное взаимодействие.
Это и обсуждали на полях ВЭФ. Совместно с Китаем мы сделали акценты на многих значимых проектах. В частности, в рамках культурных обменов Национальная балетная труппа провинции Ляонин выступит на Приморской сцене Мариинского театра в феврале-марте 2024 года, а артисты Приморской сцены Мариинского театра – в Харбине. Продолжим привлекать китайских спортсменов к участию в играх «Дети Приморья». Планируем открытие авиасообщения между Владивостоком и городом Далянь провинции Ляонин, перевод пунктов пропуска на 24-часовой режим работы, взаимный обмен информацией о подъемах и сбросах воды на водных объектах, расположенных на приграничных территориях. Также будем развивать инвестиционное сотрудничество на основе государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов по строительству дорог, мостов, больниц и других важных социальных объектов.
На встрече с представителем Лаоса мы обсуждали такие вопросы, как возобновление прямого авиасообщения в октябре 2023 года, обмен бизнес- делегациями, создание торговой площадки для взаимной демонстрации товаров, организацию фам-тура в Лаос для освещения туристических возможностей страны, подготовку кадров для Лаоса в Приморском крае, направление преподавателей приморских вузов в Лаос для проведения профориентации и привлечение рабочей силы из Лаоса.
Мьянма тоже является перспективной страной для сотрудничества. На встрече мы обсудили продолжение сотрудничества в сфере здравоохранения, возможности использования портовых мощностей края для перевалки грузов из Мьянмы. Показали делегации работу нашего морского торгового порта, при этом представители этой страны выразили заинтересованность в обмене опытом по цифровизации в области логистики. Коснулись вопросов привлечения рабочей силы из Мьянмы в области строительства, сельского хозяйства и туризма, а также подготовки специалистов по морским специальностям на базе МГУ имени Невельского. Планируем организовать фам-тур в Мьянму с участием представителей туриндустрии Приморского края в 2023-2024 годах.
На встрече с послом Сингапура мы обсуждали возможности обмена бизнес-миссиями в области медицины – по медоборудованию, фармацевтике, медицинским кадрам. Кроме того, рассматриваем возможность привлечь сингапурских инвесторов к реализации проектов в области строительства инфраструктурных объектов, в частности, портов и городской среды.
От Вьетнама был президент компании «Ти Эйч Тру Милк», на встрече с которым обсуждались вопросы реализации инвестиционного проекта компании «Ти Эйч Рус Приморский» по строительству молокозавода и животноводческого комплекса на 10 тыс. голов. Компания очень сильно отстала от графика проекта во время пандемии коронавируса. Договорились подготовить дорожную карту по реализации проекта компании на территории Приморского края и ввода земель в оборот.
Я бы не стал выделять какую-либо страну, поскольку все они уникальны, заслуживают особого внимания, сотрудничество с каждой из них может быть очень многоплановым. Поэтому здесь нужно проанализировать наши конкурентные преимущества, посмотреть на другие страны – что мы можем применить или использовать у себя. Предложить какие-то совместные проекты, товары, услуги и работать на взаимовыгодной основе.
Но могу сказать однозначно – нам необходимо с нашими потенциальными партнерами организовать транспортное авиа- либо морское паромное сообщение. Без этого сложно обеспечить официальные визиты делегаций, наладить деловые обмены и туризм, развивать гуманитарные связи в области культуры, образования, спорта.
– Приморье бьет рекорды по жилищному строительству. Сейчас к нам заходят уже и федеральные застройщики. Поможет ли это улучшить качество вводимого жилья и снизить цены на квадратный метр?
– Перед Приморским краем стоит амбициозная задача – обеспечить ввод жилья не менее 1 млн кв. м жилья с 2022 года, и довести этот показатель до 2 млн кв. м к 2030 году. Мы должны не только закрепить население в крае, но и сделать так, чтобы они переезжали сюда из разных уголков страны. Для этого в первоочередном порядке необходимо решить вопросы с потребностью в свободных и пригодных для жилищного строительства земельных участках, обеспечить их необходимой инженерной инфраструктурой. Очень важно привлечь в строительную отрасль трудовые ресурсы.
Сегодня нам удается наращивать темпы строительства жилья. Если в 2021 году было введено 800 тыс. кв. м жилья, то в текущем году мы планируем ввести не менее 1,1 млн кв. м. Однако сдерживающим фактором развития жилищного строительства является тот факт, что большое количество земельных участков находится в введении Министерства обороны РФ. Постепенно мы решаем этот вопрос. При этом отвечаем на вызов роста стоимости жилья инструментами поддержки застройщиков, берем на себя расходы по инфраструктуре. Так, почти 9 млрд руб. инфраструктурных бюджетных кредитов мы направили на строительство инженерных сетей для развития строительства. Это позволит до 2036 года ввести 932 тыс. кв. м жилья.
Кроме того, при реализации масштабных инвестиционных проектов и строительства объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения предоставляем земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края, без проведения торгов. Используя и другие меры поддержки, сдерживаем рост стоимости эконом-жилья на уровне до 150 тыс. руб. за квадратный метр.
Благодаря активному взаимодействию муниципальных и региональных властей с застройщиками на территории края появляются такие современные и яркие жилые комплексы, как ЖК «Пряники» и «Маринист» во Владивостоке, «Радужный» в Уссурийске, «Формат» в поселке Зима Южная Надеждинского муниципального района. Такие проекты отличаются развитой социальной инфраструктурой и благоустроенной территорией.
Сейчас в Приморский край заходят федеральные застройщики – это группа компаний «ПИК» с проектами ЖК «Босфорский парк» и «Снежный парк» во Владивостоке и группа компаний «Девелопмент-Юг» с проектами ЖК «Футурист» и «Каштановый двор». Жилые кварталы «комфорт плюс» подарят городу более двухсот квадратных метров жилья с магазинами, кафе и полезными сервисами на первых этажах. На территории проектов предусмотрены многоуровневые надземные паркинги. Появится несколько парков с амфитеатрами и террасами. Здесь жители смогут отдыхать, гулять, общаться, учиться или работать на свежем воздухе. На естественных склонах будут обустроены игровые зоны для детей – с горками, сетками, канатами и скалолазными зацепами. Все это – новый формат благоустройства «Многоуровневый ландшафт», который разработан специально для нашего региона с перепадами высот. Еще на этапе проектирования архитекторы учли все особенности рельефа, чтобы создать органичное пространство.
– Вы заявляли, что экономика Приморского края уже развивается опережающими темпами. Давайте поговорим об основных успехах региона за последние годы – с конкретными цифрами.
– Приморье – один из наиболее развитых регионов Дальнего Востока. При территории, занимающей 2,7% общей площади ДФО, наш край генерирует более 20% ВРП макрорегиона по итогам 2021 года. Планируем, что в 2023 году экономика края составит более 1,5 трлн руб., то есть вырастет на 2,75%. Положительная динамика во многом основана на транспортно-логистическом секторе, где уже второй год мы наблюдаем рост оборота организаций на 21% и отгрузки – на 24,7%.
Шесть незамерзающих портов и шесть наземных пунктов пропуска через государственную границу с КНР в разы увеличивают потенциал Приморья как крупнейшего логистического хаба страны, формируя более 17% грузооборота страны. Растет внешняя торговля, ее оборот с 2018 года вырос на 72% и достиг 13 млрд долл. Треть региональной экономики генерирует малый и средний бизнес. Каждый четвертый предприниматель ДФО работает в Приморье. В прошлом году мы почти достигли национальной цели 2030 года по количеству занятых в малом и среднем бизнесе – 340 тыс. человек.
По итогам полугодия положительную динамику показали инвестиции, их объем вырос почти на 50%. Большое значение имеет тот факт, что в крае действуют преференциальные режимы. Недавние решения о расширении режима территории опережающего развития на острова в акватории Владивостока станут дополнительным стимулом для инвесторов. Этому также способствует курс на Восток, который мотивирует инвесторов всей страны вкладывать свои ресурсы в создание новых мощностей по перевалке грузов – портов и транспортно-логистических центров.
В Приморском крае зарегистрировано 166 резидентов ТОР, которые реализуют 179 проектов. Общий объем их инвестиций составляет рублей более полутора триллионов рублей. В настоящее время инвестировано 297 млрд. Предусмотрено создать 46 тысяч новых рабочих мест, уже создано более 19 тыс. Действуют 29 концессионных соглашений в сфере энергетики, ЖКХ, образования, спорта, транспорта, цифрового развития региона – на общую сумму около 45 млрд руб. Напомню, в ходе Восточного экономического форума в этом году заключено концессионное соглашение по строительству школы на 1125 мест во Владивостоке на сумму 3,1 млрд руб.
В прошлом году мы существенно нарастили строительство жилья, построив впервые за постсоветский период более 1 млн. кв. м. В 2023 году не сбавляем обороты. По итогам 7 месяцев построено уже более 684 тысяч квадратных метров жилой площади – рост на 32,5%. До конца года запланировано ввести 1,1 млн кв. м – это будет абсолютный рекорд региона!
Активно идет строительство арендного жилья. Его преимуществом является оплата аренды вполовину ниже среднерыночной цены. При этом арендатору предоставлено право выкупа, в том числе с возможностью использования льготного ипотечного займа. С 2019 года возведено 68 тыс. кв. м арендного жилья, в 2023-2024 годах запланировано построить 60 тыс. кв. м как в краевой столице, так в других муниципальных образованиях.
За период с 2019 по 2022 годы в Приморье завершено строительство и введен в эксплуатацию 21 многоквартирный дом общей площадью 205 тыс. кв. м. Более двух с половиной тысяч обманутых дольщиков восстановлены в своих правах. Добиться этого удалось благодаря активной поддержке Министерства строительства РФ. Так, краю утвержден инфраструктурный бюджетный кредит на общую сумму 12,4 млрд руб. на развитие инфраструктуры по 11 проектам жилищного строительства, с реализацией за 2022-2025 годы. При этом большая часть одобренного кредита, свыше 10 млрд руб., направлена на реконструкцию и строительство новых инженерных сетей.
Чтобы реализовать первоочередные меры поддержки российской экономики и обеспечить финансовую стабильность регионов в текущих макроэкономических условиях, в России в 2023 году введен новый инструмент – специальные казначейские кредиты. Приморскому краю утверждены лимиты в размере 7,5 млрд руб. На эти средства мы реализуем 62 проекта по развитию коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры в пяти муниципальных образованиях – Владивостокском, Артемовском, Арсеньевском, Уссурийском и Находкинском городских округах.
Благодаря поддержке Фонда развития территорий в крае завершается реализация программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. С ее помощью уже переселено 3,4 тыс. человек, до конца года планируется улучшить условия еще 2,3 тыс. граждан.
Не забываем и про культурное развитие. Отмечу, что особое внимание культурно-исторической значимости Приморья уделяет Президент России. По его поручению во Владивостоке строятся музейно-театральный и культурно-образовательный комплекс. Вы все видите, какими высокими темпами реализуется этот проект. Объекты на острове Русском – в завершающей стадии. В районе фуникулера – «растут» на глазах.
Благодаря богатой природе, чистому морю и уникальному для азиатских стран архитектурному и культурному наполнению наш край ежегодно притягивает миллионы туристов. В пиковый допандемийный период, в 2019 году, его посетило более 4 млн человек, в 2022 – почти 3 млн, в основном это россияне. Мы используем свое природное богатство и удобное расположение для развития туризма. Улучшаем средства размещения, благоустраиваем прибрежные территории, формируем инфраструктуру для «дикого отдыха» – кемпинги, экологические тропы. Хасанский округ выбран местом для размещения Всероссийского туристического курорта, в ближайшее время приступим к разработке мастер-плана.
Роль региона как российских «ворот в Азию» укрепляется. В сегодняшних условиях он является независимой гаванью от внешних рисков и ключевым звеном в переориентации национальной экономики в сторону азиатских рынков, ведь наш край в радиусе тысячи километров окружают около 300 млн человек – это Китай, обе Кореи и Япония.
В Приморье живут энергичные и талантливые люди. Уникальное географическое положение, потенциал развития ключевых отраслей экономики – транспорта и логистики, сельского хозяйства, высоких технологий, широчайшие возможности для развития туризма, сформированная научная и образовательная база позволяют нам с оптимизмом и уверенностью смотреть в будущее.
✅Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.