Перейти к основному контенту
Интервью ,   Эксклюзив

Наталия Кошелева: верю, что предприниматели хотят работать честно

Бизнес омбудсмен Приморского края – о торговом центре «Авангард», обращениях бизнеса и контрольно-надзорных органах
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Торговый центр «Авангард» во Владивостоке в июне закрыли по решению суда. Ранее надзорные органы насчитали там более 40 нарушений правил пожарной безопасности. История тянется еще с прошлого года, и сейчас у нее появилось такое продолжение. Что делать арендаторам офисов и торговых площадей? Ситуацию РБК Приморье обсудил с бизнесом-омбудсменом Приморья Наталией Кошелевой.

Видео: РБК Приморье

— Торговый центр «Авангард» немаленький, более 8 тыс. кв. м, 5 этажей, многочисленные магазины, кафе, аптеки, офисы. И вот они оказались заложниками ситуации. Что для них — для арендаторов означает такой судебный запрет?

— Я сегодня пришла с папкой, и эта папка прошлогодняя. Дело в том, что в прошлом году ко мне были обращения от арендаторов торгового центра «Авангард». Мы с этими обращениями разбирались, проводили очные встречи, я предлагала свою поддержку арендаторам. Но данное дело было в прошлом году закрыто. Действительно, есть вопросы, связанные с безопасностью. Обращались именно арендаторы, которые не отрицали, что им известно о нарушениях, связанных с требованиями по пожарной безопасности. И в том числе на встрече они не опровергали этот факт, что собственники какие-то шаги, чтобы устранить их, не предпринимали. Это было сказано на встрече с арендаторами, присутствовали и представители собственника. На мое предложение собственнику обратиться [к бизнес-омбудсмену], если он не согласен с действиями контрольно-надзорных органов, обращения от него не получили. Если нет обращения, я не могу вступить в какой-то процесс, потому что я не знакома с материалами дела.

Исходя из того, с чем я познакомилась, я была вынуждена привлечь юриста pro bono, потому что, на мой взгляд, в данном случае подразумевается спор между хозяйствующими субъектами. Собственник того или иного помещения, здания, даже безотносительно данной темы, должен передать помещения, которые можно использовать, которые безопасны. И в данном случае арендаторы обратились не к собственнику за устранением, а обратились именно по поводу действий контрольно-надзорных органов.

— То есть они к вам пришли жаловаться на прокуратуру?

— Да. Исходя из той информации, которую нам предоставили, которую мы проверили, мы не нашли каких-то сигналов, что контролирующими органами делается неправильно. Но, понимая, что работают в этом торговом центре совсем небольшие предприниматели, у которых нет своих юристов, мы оказали им консультационную поддержку и помощь, и хотели им помочь найти альтернативные места для размещения. Мы запросили информацию от предпринимателей, которые не нашли себе альтернативные места для размещения. Тогда уже был запрет, и они не могли вести деятельность. Мы планировали обратиться дальше в министерство промышленности и торговли Приморского края, в администрацию города Владивостока, к другим хозяйствующим субъектам о предоставлении коммерческих предложений, вариантов для размещения таких предпринимателей. Но к нам никто не вернулся с такой потребностью.

— Вот приходят к вам предприниматели и говорят — прокуратура не права. Что может сделать бизнес-омбудсмен?

— Я могу сказать, что у нас много ситуаций с недвижимостью, когда есть арендаторы, и есть какие-то недоработки со стороны собственника. Но все собственники себя по-разному ведут. У нас идет дело, там есть объекты, где под 30 собственников, и из-за действий одного могут потенциально пострадать вообще все. В данном случае я запросила контакты этого собственника. Мы работаем с ним, входим в процесс, вместе прорабатываем варианты, как можно из этой ситуации выйти. В данном случае интересы собственника не стоят на первом месте, он на самом деле кое-где был неправ в определенный период своей деятельности, а заложниками этой ситуации стали еще 20 плюс человек. Но в ситуации с «Авангардом» к нам не обращался собственник, не обращался представитель собственника, поэтому мне сложно говорить о деле — было там что-то устранено или не было, потому что я не участник этого процесса.

— Какие вообще существуют алгоритмы, механизмы защиты предпринимателей в подобных ситуациях. Что им делать? Вот прямо по пунктам.

— Проверить контрагента с помощью доступных каких-то программ, ресурсов. Кстати говоря, недавно появилась платформа — ЭКГ-рейтинг организаций. И очень часто ко мне приходят предприниматели, и мне интересно лицо этих предпринимателей — я смотрю в ЭКГ-рейтинге, что за компания, там видно и вклад в какие-то социальные проекты, и уровень заработных плат, и как налоги платит организация. Это бесплатная платформа, каждый предприниматель может себя там найти. Ну, а что касается пожарной безопасности, понятно, что есть требования, которые совершенствуются с каждым годом, но есть и элементарные вещи — план эвакуации, запасные выходы, открыты они или закрыты. Да, собственно, даже в разговоре, прежде чем заходить, можно задать вопросы — когда были проверочные мероприятия, учения проходят или нет. Сказать о том, что можно прямо на 100% быть уверенным, наверное, сложно, но важно прописывать в договорах риски, которые могут быть потенциально.

— Прописывать в договоре что? В случае если...

— Есть гражданское право, где указано, что могут быть и регрессные иски. Но, на мой взгляд, даже если предприниматель не юрист и у него нет юриста, важно читать договоры просто на логику того, что там написано. Чтобы не подписать себе ответственность за то, что ты не должен нести, в том числе по пожарной безопасности.

— Пожарная безопасность — это все-таки предписания, которые чаще всего устранимы. Хочу поговорить с вами о ситуации более серьезной. Сейчас достаточно много дел, когда итоги приватизации 90-х признаются незаконными. И там уже серьезно, когда суд накладывает арест на имущество, на недвижимость собственников. Вот в этих ситуациях как быть? Например, когда приватизация признана незаконной, но объект уже перешел в третьи руки, и эти бизнесмены исправно платят налоги, честно ведут бизнес, и что с этим объектом недвижимости теперь?

— Мы говорим о каких-то вещах, которые неконкретны. Если у нас есть конкретное дело, и мы с ним познакомимся, мне было бы проще комментировать. Потому что, виртуально предположить то, что может потребовать прокуратура, а суд удовлетворит или нет. Мне кажется, что лучше более конкретно как-то рассуждать.

— То есть пока к вам не обращались?

— У меня нет таких обращений.

— Хотя во Владивостоке есть примеры передачи частной собственности в государственную.

— Я очень рассчитываю, что ваша программа и ваш канал будет способствовать популяризации института уполномоченного, потому что ко мне обращаются и совсем микро предприниматели, и крупнейшие налогоплательщики Приморского края. У меня в первую очередь принцип — не навреди. Поэтому если мы где-то сможем оказать содействие, помочь и обезопасить неопределенный круг лиц, которым являются, допустим, арендаторы того или иного здания, я постараюсь приложить все усилия для этого. Но обращений таких не было.

— Давайте тогда обозначим. Может быть, предприниматели не знают, с какими вопросами к вам обращаться.

— Ну вот собственники «Авангарда», например, знают, что ко мне можно обратиться, потому что их представитель на встрече был. Но они не обратились. Это их право, не обязанность. Обращаются по разным абсолютно вопросам. Это и кадастровая стоимость, и вопросы по патентам, и по налогообложению. У нас было хорошее мероприятие для резидентов ТОР и СПВ, в Приморском крае их сегодня чуть более 2 тыс., у них есть вопросы, связанные с применением преференциальных режимов, с ведением налогового учета. Ко мне поступают такие обращения. Мы нашли взаимопонимание с налоговой. На мой взгляд, контрольно-надзорные органы не заинтересованы проводить огромное количество проверок, они заинтересованы в том, чтобы не было нарушений.

— Ну и история с тем, чтобы кошмарить бизнес, у нас уже закончилась.

— Мой интерес в том, чтобы предприятия не отвлекались на внимание контрольно-надзорных органов, чтобы они продолжали осуществлять свою деятельность. А для этого они должны быть в тренде, они должны понимать, как чего делать. Есть особенности при налоговом учете в данном случае. И я понимаю, что многие предприниматели не специально, назовем это — добросовестно заблуждаются, ведя определенным образом учет.

— Это что — от недостатка знаний, от невежества, от недостатка ресурсов нанять себе юриста и бухгалтера. Почему так происходит?

— Я думаю, что очень много информации. Действительно, нужно уметь работать с этими режимами. Сейчас уровень цифровизации и то, как работает налоговая — мне кажется, они знают про нас все. Поэтому важно понимать, что кто-то знает о нас больше, чем мы сами. Важно обратить внимание на эти детали, чтобы вести все корректно. Потому что, повторюсь, никто не заинтересован выходить на проверки. Все заинтересованы, чтобы все велось четко и правильно, платились налоги и все было хорошо.

— Кто чаще к вам обращается — микробизнес, малый бизнес, крупный? Или все примерно одинаково?

— Так как все-таки малого бизнеса в совокупности больше, часто обращается малый бизнес. Вся моя следующая неделя будет в командировках. Это Терней, Ольгинский округ, поедем на север. Посетим 7 округов, будем встречаться с бизнесом. Как показывает практика, если ты приезжаешь в округ, то появляются какие-то и вопросы.

Могу сказать, что часто, общаясь с небольшими предпринимателями, выявляем общую проблематику и выходим с инициативами по корректировке законодательства. Процесс это не быстрый, но могут помочь сами предприниматели, предоставив те или иные данные, расчеты, дав обращение. Так, например, подходили женщины, говорили о том, что мы не получаем определенные выплаты. Я сама возглавляю общественное женское движение «Единой России», ну и сама женщина, меня трогают эти вещи, тем более это предприниматели. Выяснили, что для получения этих выплат, им необходимо заключать добровольный договор страхования с социальным фондом, и тогда они на все выплаты смогут претендовать. Но выявили пробел: если, допустим, женщина сегодня ИП оформила и заключила договор, то на выплаты по больничным, связанным с материнством, она может претендовать только в следующем году. А если она в этом году родит или в этом году ей нужно на больничный выйти? Для этой ситуации мы разработали предложения, поправки, проработали их уже с нашим сенатором. Сделали запросы в другие регионы, надеемся получить обратную связь с тем, чтобы все-таки этот вопрос на федеральном уровне был урегулирован.

Есть вопрос, связанный с очень большим числом предпринимателей, это вопрос лимитов по патентной системе налогообложения. Дело в том, что с 2012 года эти лимиты не менялись, но была накоплена инфляция. И мы по такой же схеме отрабатываем вопросы, запрашиваем другие регионы, есть ли такая проблема у их бизнеса с тем, чтобы выйти с инициативой, чтобы эти лимиты были увеличены. Почему это актуально? Потому что сейчас, если лимит больше 60 млн, то это сразу переход на упрощенную систему или классику, в любом случае НДС появляется. А это абсолютно другой учет, с которым предприниматели могут не справиться: либо они допустят ошибки, либо, — не хотелось бы об этом думать, — будут думать о том, что будет проще уйти в тень, потому что зачем такие сложности. Но, на самом деле, предприниматели хотят делать все правильно.

— Вы верите в честность предпринимателей?

— Я верю, что люди вообще хотят жить спокойно, честно, просыпаться с чистой совестью, но для этого нужно создавать условия. Когда я прихожу к бизнесу, я говорю — сейчас мы общую встречу проводим, а потом будет личный прием до последнего, кто захочет зайти, пожалуйста, я буду с вами. Вопрос с выплатами, вопрос по патентной системе налогообложения — это все вопросы, которые поднимают небольшие предприниматели. Самый главный и частый вопрос, с которым приходят предприниматели — добросовестный бизнес — вот у меня магазин, я торгую цветами, торгую круглый год, у меня сотрудники, я зарплату плачу и налоги, плачу за аренду и прочее, прочее. И тут бах — 8 марта, перед моим магазином стоят люди, выкладывают цветочки, продают их на 5 руб. дешевле, чем у меня в магазине. При этом они ничего не заплатили государству, ничего не заплатили за эту землю, а я со своими цветами, как бы, уже в тени, ко мне никто не идет. Было, кстати, предложение как раз от добросовестного бизнеса по поводу увеличения ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, как на региональном уровне, так и на федеральном.

— Это возможно победить?

— Я думаю, что вы тоже согласитесь с тезисом, что вести бизнес законно должно быть выгодно. И если есть штраф 500 руб. за такую торговлю, или если это будет 50 тыс. рублей, то, наверное, выгоднее пойти взять землю, которую предоставляет тот же город Владивосток, — в этом году они дали в два раза больше мест для того, чтобы как раз торговать цветами, и плата сильно ниже, чем 50 тыс. руб., — я думаю, тогда таким предпринимателям будет выгодно пойти и заплатить. По крайней мере эти деньги пойдут на благо города, на решение тех вопросов, которые есть перед социальной сферой. Те инициативы, с которыми выходит бизнес, и которые я через себя пропускаю, они точно должны идти на благо не только предпринимателям, но и на благо края и его жителей.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 15 июля
EUR ЦБ: 91,77 (+0,65)
Инвестиции, 07:49
Курс доллара на 15 июля
USD ЦБ: 78,37 (+0,49)
Инвестиции, 07:49
Все новости Приморье
Сувенирную банкноту БРИКС напечатали тиражом в 10 тыс. экземпляров Экономика, 07:55
Посол заявил о запугивании российских дипломатов в Дании Политика, 07:38
Несколько человек пострадали при падении обломков дрона в центре Воронежа Политика, 07:36
Мосбиржа запустит фьючерсы с привязкой к Ethereum и гособлигациям США Инвестиции, 07:30
Военный США признал вину в передаче секретных данных на сайте знакомств Политика, 07:29
В Ura.ru заявили о применении силы к главе IT-отдела при обыске Политика, 07:27
Над Россией уничтожили 55 беспилотников за ночь Политика, 07:12
Подарок с пользой — Подписка на РБК
Приобретайте сертификат на период от 1 месяца до года
За сертификатом
В 2025 году пассажиропоток аэропорта Владивосток вырос на 13% Приморье, 07:09 
Фирмы обещают устроить на денежное место даже без опыта. Работает ли этоПодписка на РБК, 07:03
«Крепкий рубль с нами надолго». Справедливо ли это мнениеПодписка на РБК, 07:03
«Полный разворот» и «момент оправдания». ИноСМИ о заявлении Трампа Политика, 06:49
Лавров встретился с Си Цзиньпином Политика, 06:29
В Приморье застройщика будут судить за обман дольщиков и должностных лиц Приморье, 06:29 
В Госдуме напомнили об изменении срока предоставления квитанций за ЖКХ Общество, 06:15