Перейти к основному контенту
Интервью⁠,
Эксклюзив

Крепость, море и гастрофестивали могут стать брендами Владивостока

С 2021 года турпоток во Владивосток вырос в четыре раза
Фото: Администрация Владивостока
Фото: Администрация Владивостока

Владивосток обладает значительным потенциалом для роста туризма — за четыре года число туристов, посетивших дальневосточную столицу, выросло более чем в 4 раза (с 550 тыс. до 2,3 млн человек). В планах мэрии увеличить этот показатель до 5 млн к 2030 году. О том, что мешает туротрасли эффективно развиваться, кто поедет на пляжи краевого центра и что может стать брендом города в интервью РБК Приморье рассказала заместитель главы администрации Владивостока Екатерина Сиволовская.

— Каким этот туристический год станет для Владивостока? Вырастет ли количество гостей в сравнении с прошлым?

— Все, кто посещают Приморский край, преимущественно едут во Владивосток. Динамика туристического потока показывает устойчивое восстановление и рост после пандемийного спада. В 2021 году город посетили всего 550 тыс. туристов. В 2022-м на 100 тыс. больше — 650 тыс. Это был в основном внутренний туризм. А вот, начиная с 23-го года, увеличение турпотока стало заметным — мы приняли уже 1,1 млн человек. В 2024 году фактическое посещение Владивостока превзошло все наши ожидания — более 2,3 млн туристов, в их числе чуть более 2 млн жителей России и более 322 тыс. — иностранцы.

Сложно сказать, к каким цифрам мы придем в этом году, но я думаю, что мы сможем зафиксироваться на цифре 3 млн человек. Но опять же, есть факторы, которые влияют — возобновленное авиасообщение на юге страны на курорты, которые ранее были менее доступны для россиян, и это было нашим преимуществом. Теперь популярное направление для отдыха несколько оттянет на себя турпоток.

По внутреннему туризму — большая часть гостей едет из дальневосточных регионов. Нас посещают чаще всего жители Хабаровского края, Приамурья и Якутии. Преимущественно, это пляжный отдых. Здесь они едут в целом по Приморью, но одним из мест посещения становится Владивосток. Из стран зарубежья нас посещают в основном жители Китая. Популярность региона в целом и дальневосточной столицы вполне объяснима — у нас есть то, чего нет в других регионах.

— А что притягивает туристов во Владивосток больше всего?

— Во-первых, это наши объекты культуры. Мариинка, например, — единственная на весь Дальний Восток. Океанариум — самый крупный в России. Это безусловно яркая точка туристического притяжения.

Пожалуй, одним из самых привлекательных для гостей города можно назвать гастротуризм. Я на всех площадках говорю: Владивосток — это гастрономическая столица Дальнего Востока. Да, есть прекрасная кухня в Хабаровском крае, национальная — в Якутии или Бурятии. Но таким разнообразием блюд и количеством ресторанов, кафе и стрит-фуда не может похвастаться ни один город. Владивосток — лидер ДФО в этом направлении. Причем некоторые из ресторанов можно считать легендарными. Не буду их называть, но это уже без сомнения гастрономическое лицо города. К нам из центральной части России приезжают, чтобы сходить туда.

Еще одной аутентичной историей по праву можно назвать наши фестивали и городские праздники, которые объединяют в себе и традиции, и особенности местной кухни. Например, День города, День молодежи, где представляют нашу локальную кухню. Фестиваль гребешка «На гребне», праздник минтая, мидий. Это большие площадки с концертами, вкусной кухней, с нашим дальневосточным драйвом. И бизнес, и мы в этом направлении активно развиваемся. Это такая привлекательная история, за которой едут туристы.

Кроме того, для российских туристов Владивосток — это еще и «перекресток цивилизаций». У нас можно не только отдохнуть, но и отправиться в поездку в азиатские страны. Например, посетить Китай или Северную Корею можно через Владивосток. Для иностранцев — это «европейский город в Азии». Китайские туристы к нам едут, в том числе, как в ближайший город с европейской культурой.

— Каков туристический потенциал дальневосточной столицы на ближайшие годы? Есть какие-то планы по турпотоку, к которым стремится мэрия?

— Есть цифра, к которой мы двигаемся при поддержке края. К 2030 году планируется увеличить турпоток до 5 млн туристов. У города высокий потенциал, чтоб к этому прийти.

Если говорить про иностранных гостей, то Владивосток — это третий город по посещаемости среди китайских туристов. Первый, это, естественно, столица — Москва, далее Санкт-Петербург, а третий — Владивосток.

Российскому туристу мы многое можем предложить, и уже наблюдаем переориентирование потоков. Владивосток — это же не только про инфраструктуру, это и культурные мероприятия, спортивные, гастрономические. Это теплое, чистое море, да, сезон длится всего три-четыре месяца. Про красоту пляжей можно говорить много, здесь уже не только владивостокские имеются ввиду, а приморские в целом. Черные пески, белые песчаные бухты. Порой на фото пляжи Приморья по своей красоте не отличишь от мировых пляжных курортов. В прошлом году в целом по стране Владивосток вошел в топ-5 городов по посещаемости.

Это показатель того, что россияне и иностранные гости рассматривают наш город как точку притяжения, как город достойный для посещения — и семейной поездки, и одиночной. Категории туристов совершенно разные — не только отдых, но и деловые поездки, форумы, конференции. Спортивные мероприятия, которых нет больше нигде. Например, забег по мостам Владивостока. Нет нигде больше такой возможности — испытать себя на многокилометровой дистанции с шикарными видами на море и на город. К нам люди специально для этого приезжают, и в конце сентября тоже ожидаем большое количество участников, в том числе, и из других регионов России, Дальнего Востока и зарубежья.

А ледовый полумарафон. Я когда своим коллегам предлагаю пробежать по льду, они сначала вообще не понимают, как это бегать по льду, по морю — холодно же и скользко. Но это такое яркое событие, которое оставляет отпечаток в памяти на всю жизнь. Для меня так было приятно, когда я в Москве встретила человека в брендированной футболке забега по мостам. А сама я была в толстовке — тоже брендированной. И вот мы с ним встретились на улице и были в восторге — он от того, что я из Владивостока, а я — что он некоторое время назад участвовал в забеге. Эмоций была масса. Это такой объединяющий фактор, и очень здорово запоминается туристам, которые приезжают к нам, принимают участие в каких-то ярких мероприятиях, и потом увозят с собой частичку этой активности.

— Что нужно сделать во Владивостоке, чтобы вот этих планов по повышению турпотока достичь?

— Здесь нужно работать, в том числе, с теми ограничениями, с теми факторами, которые препятствуют развитию туризма в городе. Потому что устранение этих моментов позволит нам дальше двигаться. Владивосток привлекает своей инфраструктурой, достопримечательностями, культурной программой, кухней и морем. Это же очень здорово — получить все блага городские и еще совместить с пляжным отдыхом. Но здесь есть большое ограничение — это военные земли. Почти все пляжи на острове Русский в собственности Минобороны России. Это один из факторов, который препятствует развитию.

Там очень сложно организовать, допустим, коммерцию. Мы в прошлом году нашли возможность установить вдоль университетского проспекта коммерцию, предоставить места для торговли. Когда на остров едешь, после автозаправки рядом с заездом на Русский мост, уже нельзя даже воды купить, не говоря уже о продуктах, об общепите. Такие моменты для внутреннего туризма имеют большое значение. Но мы делаем все, чтобы картина изменилась, думаю, в следующем году у нас это получится, чтобы пребывание на островной территории для наших гостей было комфортным. Такая же ситуация, например, по мысу Тобизина, бухте Стеклянной — это супер популярные места у туристов. Кто там не был, не знает Владивосток. Это все земли Минобороны. Организовать там какие-то варианты для пребывания туристов комфортные, начиная с санитарных зон или благоустройства тропы, к сожалению, не представляется возможным.

Второе ограничение, мешающее развитию туротрасли — авиасообщение. В целом это направление у нас развито, самолеты летают по многим маршрутам, появляются новые направления, в том числе, международные. Однако, если вы сейчас захотите полететь в Москву, билетов нет. Даже вопрос не в субсидированных. Борта летят абсолютно полными. Это сказывается на доступности нашего региона, города. Поездку к нам из центральной части страны в командировку или на отдых нужно планировать сильно заранее.

Ну и третий фактор — усталость городской инфраструктуры. В городе есть большое количество мест, которые имеют историческое значение и могли бы стать точками притяжения туристов, но они нуждаются в реконструкции, вложениях. Улица Мордовцева обновляется, в прошлом году приведена в порядок площадь Фокина, Спортивная набережная год от года преображается — у туристов это сегодня самое популярное место во Владивостоке.

Еще один немаловажный момент — нехватка мест размещения. В целом номеров достаточно, но у нас сезонность, пик приходится на 2-3 летних месяца. Сейчас снять номер в отеле, особенно где-то в центральной части города, будет проблематично. Все забронировано. И это серьезный сдерживающий фактор — гости бы и приехали, но остановиться негде. Но и здесь мы не стоим на месте. Сегодня во Владивостоке номерной фонд составляет 16 тыс., ожидаем к 2030 году увеличение на 5 тыс. номеров.

— А бизнес готов вкладывать деньги в развитие туристической инфраструктуры?

— Определенно готов, и он уже вкладывает в развитие отрасли. Начиная от организации событийных, гастрономических, спортивных мероприятий до реализации крупных проектов благоустройства и создания новых отелей и мест отдыха.

Яркими примерами заинтересованности бизнеса являются масштабные инвестиционные проекты. Это строительство гостиничного и торгово-развлекательного комплекса с аквапарком на ул. Некрасовская площадью 272,8 тыс. кв.м, объем инвестиций свыше 10 млрд руб. до 2029 года. На улице Державина строится 5-звездочная гостиница — 201 номер, рестораны, конференц-залы, СПА, инвестор вложит в проект 4,2 млрд руб. до 2026 года. Еще один объект — гостинично-жилой комплекс на Батарейной, 10-этажное здание общей площадью 17,4 тыс. кв.м, объем инвестиций — 1,27 млрд руб. Нагорный визит-центр и благоустройство Нагорного парка — инвестиции 280 млн руб. до 2033 года. Кроме того, реализуется также проект реконструкции набережной на Патрокле.

— Кто поедет во Владивосток за пляжным отдыхом? Насколько это направление конкурентно и нужно ли его развивать? Переориентируются ли на нас те туристы, которые привыкли отдыхать на Черном море?

— Пляжный отдых во Владивостоке приоритетный. Едут к нашему морю жители Хабаровского края, Амурской области, Якутии, Приморья, а также туристы из Москвы и Сибири. Отдыхают на базах отдыха, в кемпингах, глэмпингах, домиках, отелях, ИЖС и квартирах. Преимущественно это Шамора, большой комфортный пляж на Ахлестышева, пляж в бухте Лазурная, побережье островов Попова, Рикорда и Аскольда.

Туристы, которые привыкли ездить на черноморское побережье, приехав к нам, отметили, что пляжный отдых в Сочи и Владивосток у моря сильно отличаются. У нас и море, и природа, и инфраструктура другие совершенно. Те люди, которые, уже привыкли к отдыху в центральной части России, вряд ли массово начнут к нам ездить — за тысячи километров. Но ценители, кто понимает, что наше море, это не только искупаться, это же и про рыбалку, про гребешки, про дальневосточную кухню. Таких гостей у нас будет становиться все больше.

Вот, например, китайские туристы, ведь они же не очень купаются в море. У азиатов своя специфика, в тренде белая кожа, они солнца стараются избегать. Это для нас загар — красиво, а для них не очень хорошо. Я не видела на Шаморе ни одного китайского туриста, который бы лежал на берегу, отдыхал, загорал. Однако для них интересна рыбалка во Владивостоке. И те туристы, которые индивидуально приезжают, это совершенно другой средний чек, условия, требования ко всему. У них, например, пользуется популярностью такая услуга, как нанять катер, выехать и поймать свою рыбу мечты. Или даже просто чаек покормить. Вот такое развлечение, вызывающее восторг.

— Каким вы видите бренд Владивостока? Что бы вы предложили продвигать для создания уникального, запоминающегося образа города и привлечения туристов?

— Вот, кстати, недостаточную рекламу и узнаваемость региона за пределами Дальнего Востока можно назвать еще одним фактором, который тормозит развитие отрасли. Здесь я бы предложила, во-первых, дальневосточную кухню. Нам есть что предложить, начиная от разнообразия блюд и заканчивая гастрофестивалями, славящимися уже далеко за пределами Приморья. Второе — наша история, фортификационные сооружения, Владивостокская крепость. В таком количестве, как во Владивостоке, их больше нет ни в одном регионе. Они уникальны, это очень интересно. Увидеть на Корабельной набережной такое количество судов, военных кораблей, парады — это наша фишка. Вот с этим надо позиционировать Владивосток, чтобы он сразу ассоциировался, с тем, для чего ехать в наш город и чем отличается от других городов.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 10:41
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 10:41
Все новости Приморье
Гонец с дурными вестями: как говорить команде о плохомПодписка на РБК, 11:22
Здоровье без границ: как развивается экспорт медицинских товаров Национальные проекты, 11:19
Бизнес-омбудсмен намерена добиться налоговых преференций для Приморья Приморье, 11:16 
От избы до дизайнерских квартир: как менялось гостеприимство в России РБК и Legenda, 11:15
Как сохранить безопасность данных в цифровой среде Отрасли, 11:13
Делегация США отправится в Индию после визита Путина Политика, 11:07
Как пошлины Трампа разогнали «чипфляцию» в СШАПодписка на РБК, 11:01
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Лизинговые компании вышли на плато после волны возвратов грузовиковПодписка на РБК, 11:01
Кремль сообщил о неприемлемых требованиях Европы по Украине Политика, 10:57
Малкин вошел в число звезд дня в НХЛ после дубля и передачи Спорт, 10:54
Какие шаги нового руководителя позволяют преодолеть недоверие командыПодписка на РБК, 10:50
Опорные пункты: как создается каркас для развития регионов Дискуссионный клуб, 10:47
ЦБ снимет ограничения на перевод денег за границу для россиян Финансы, 10:46
Леброн Джеймс впервые за 18 лет набрал меньше 10 очков в матче НБА Спорт, 10:45