Крепость, море и гастрофестивали могут стать брендами Владивостока
Владивосток обладает значительным потенциалом для роста туризма — за четыре года число туристов, посетивших дальневосточную столицу, выросло более чем в 4 раза (с 550 тыс. до 2,3 млн человек). В планах мэрии увеличить этот показатель до 5 млн к 2030 году. О том, что мешает туротрасли эффективно развиваться, кто поедет на пляжи краевого центра и что может стать брендом города в интервью РБК Приморье рассказала заместитель главы администрации Владивостока Екатерина Сиволовская.
— Каким этот туристический год станет для Владивостока? Вырастет ли количество гостей в сравнении с прошлым?
— Все, кто посещают Приморский край, преимущественно едут во Владивосток. Динамика туристического потока показывает устойчивое восстановление и рост после пандемийного спада. В 2021 году город посетили всего 550 тыс. туристов. В 2022-м на 100 тыс. больше — 650 тыс. Это был в основном внутренний туризм. А вот, начиная с 23-го года, увеличение турпотока стало заметным — мы приняли уже 1,1 млн человек. В 2024 году фактическое посещение Владивостока превзошло все наши ожидания — более 2,3 млн туристов, в их числе чуть более 2 млн жителей России и более 322 тыс. — иностранцы.
Сложно сказать, к каким цифрам мы придем в этом году, но я думаю, что мы сможем зафиксироваться на цифре 3 млн человек. Но опять же, есть факторы, которые влияют — возобновленное авиасообщение на юге страны на курорты, которые ранее были менее доступны для россиян, и это было нашим преимуществом. Теперь популярное направление для отдыха несколько оттянет на себя турпоток.
По внутреннему туризму — большая часть гостей едет из дальневосточных регионов. Нас посещают чаще всего жители Хабаровского края, Приамурья и Якутии. Преимущественно, это пляжный отдых. Здесь они едут в целом по Приморью, но одним из мест посещения становится Владивосток. Из стран зарубежья нас посещают в основном жители Китая. Популярность региона в целом и дальневосточной столицы вполне объяснима — у нас есть то, чего нет в других регионах.
— А что притягивает туристов во Владивосток больше всего?
— Во-первых, это наши объекты культуры. Мариинка, например, — единственная на весь Дальний Восток. Океанариум — самый крупный в России. Это безусловно яркая точка туристического притяжения.
Пожалуй, одним из самых привлекательных для гостей города можно назвать гастротуризм. Я на всех площадках говорю: Владивосток — это гастрономическая столица Дальнего Востока. Да, есть прекрасная кухня в Хабаровском крае, национальная — в Якутии или Бурятии. Но таким разнообразием блюд и количеством ресторанов, кафе и стрит-фуда не может похвастаться ни один город. Владивосток — лидер ДФО в этом направлении. Причем некоторые из ресторанов можно считать легендарными. Не буду их называть, но это уже без сомнения гастрономическое лицо города. К нам из центральной части России приезжают, чтобы сходить туда.
Еще одной аутентичной историей по праву можно назвать наши фестивали и городские праздники, которые объединяют в себе и традиции, и особенности местной кухни. Например, День города, День молодежи, где представляют нашу локальную кухню. Фестиваль гребешка «На гребне», праздник минтая, мидий. Это большие площадки с концертами, вкусной кухней, с нашим дальневосточным драйвом. И бизнес, и мы в этом направлении активно развиваемся. Это такая привлекательная история, за которой едут туристы.
Кроме того, для российских туристов Владивосток — это еще и «перекресток цивилизаций». У нас можно не только отдохнуть, но и отправиться в поездку в азиатские страны. Например, посетить Китай или Северную Корею можно через Владивосток. Для иностранцев — это «европейский город в Азии». Китайские туристы к нам едут, в том числе, как в ближайший город с европейской культурой.
— Каков туристический потенциал дальневосточной столицы на ближайшие годы? Есть какие-то планы по турпотоку, к которым стремится мэрия?
— Есть цифра, к которой мы двигаемся при поддержке края. К 2030 году планируется увеличить турпоток до 5 млн туристов. У города высокий потенциал, чтоб к этому прийти.
Если говорить про иностранных гостей, то Владивосток — это третий город по посещаемости среди китайских туристов. Первый, это, естественно, столица — Москва, далее Санкт-Петербург, а третий — Владивосток.
Российскому туристу мы многое можем предложить, и уже наблюдаем переориентирование потоков. Владивосток — это же не только про инфраструктуру, это и культурные мероприятия, спортивные, гастрономические. Это теплое, чистое море, да, сезон длится всего три-четыре месяца. Про красоту пляжей можно говорить много, здесь уже не только владивостокские имеются ввиду, а приморские в целом. Черные пески, белые песчаные бухты. Порой на фото пляжи Приморья по своей красоте не отличишь от мировых пляжных курортов. В прошлом году в целом по стране Владивосток вошел в топ-5 городов по посещаемости.
Это показатель того, что россияне и иностранные гости рассматривают наш город как точку притяжения, как город достойный для посещения — и семейной поездки, и одиночной. Категории туристов совершенно разные — не только отдых, но и деловые поездки, форумы, конференции. Спортивные мероприятия, которых нет больше нигде. Например, забег по мостам Владивостока. Нет нигде больше такой возможности — испытать себя на многокилометровой дистанции с шикарными видами на море и на город. К нам люди специально для этого приезжают, и в конце сентября тоже ожидаем большое количество участников, в том числе, и из других регионов России, Дальнего Востока и зарубежья.
А ледовый полумарафон. Я когда своим коллегам предлагаю пробежать по льду, они сначала вообще не понимают, как это бегать по льду, по морю — холодно же и скользко. Но это такое яркое событие, которое оставляет отпечаток в памяти на всю жизнь. Для меня так было приятно, когда я в Москве встретила человека в брендированной футболке забега по мостам. А сама я была в толстовке — тоже брендированной. И вот мы с ним встретились на улице и были в восторге — он от того, что я из Владивостока, а я — что он некоторое время назад участвовал в забеге. Эмоций была масса. Это такой объединяющий фактор, и очень здорово запоминается туристам, которые приезжают к нам, принимают участие в каких-то ярких мероприятиях, и потом увозят с собой частичку этой активности.
— Что нужно сделать во Владивостоке, чтобы вот этих планов по повышению турпотока достичь?
— Здесь нужно работать, в том числе, с теми ограничениями, с теми факторами, которые препятствуют развитию туризма в городе. Потому что устранение этих моментов позволит нам дальше двигаться. Владивосток привлекает своей инфраструктурой, достопримечательностями, культурной программой, кухней и морем. Это же очень здорово — получить все блага городские и еще совместить с пляжным отдыхом. Но здесь есть большое ограничение — это военные земли. Почти все пляжи на острове Русский в собственности Минобороны России. Это один из факторов, который препятствует развитию.
Там очень сложно организовать, допустим, коммерцию. Мы в прошлом году нашли возможность установить вдоль университетского проспекта коммерцию, предоставить места для торговли. Когда на остров едешь, после автозаправки рядом с заездом на Русский мост, уже нельзя даже воды купить, не говоря уже о продуктах, об общепите. Такие моменты для внутреннего туризма имеют большое значение. Но мы делаем все, чтобы картина изменилась, думаю, в следующем году у нас это получится, чтобы пребывание на островной территории для наших гостей было комфортным. Такая же ситуация, например, по мысу Тобизина, бухте Стеклянной — это супер популярные места у туристов. Кто там не был, не знает Владивосток. Это все земли Минобороны. Организовать там какие-то варианты для пребывания туристов комфортные, начиная с санитарных зон или благоустройства тропы, к сожалению, не представляется возможным.
Второе ограничение, мешающее развитию туротрасли — авиасообщение. В целом это направление у нас развито, самолеты летают по многим маршрутам, появляются новые направления, в том числе, международные. Однако, если вы сейчас захотите полететь в Москву, билетов нет. Даже вопрос не в субсидированных. Борта летят абсолютно полными. Это сказывается на доступности нашего региона, города. Поездку к нам из центральной части страны в командировку или на отдых нужно планировать сильно заранее.
Ну и третий фактор — усталость городской инфраструктуры. В городе есть большое количество мест, которые имеют историческое значение и могли бы стать точками притяжения туристов, но они нуждаются в реконструкции, вложениях. Улица Мордовцева обновляется, в прошлом году приведена в порядок площадь Фокина, Спортивная набережная год от года преображается — у туристов это сегодня самое популярное место во Владивостоке.
Еще один немаловажный момент — нехватка мест размещения. В целом номеров достаточно, но у нас сезонность, пик приходится на 2-3 летних месяца. Сейчас снять номер в отеле, особенно где-то в центральной части города, будет проблематично. Все забронировано. И это серьезный сдерживающий фактор — гости бы и приехали, но остановиться негде. Но и здесь мы не стоим на месте. Сегодня во Владивостоке номерной фонд составляет 16 тыс., ожидаем к 2030 году увеличение на 5 тыс. номеров.
— А бизнес готов вкладывать деньги в развитие туристической инфраструктуры?
— Определенно готов, и он уже вкладывает в развитие отрасли. Начиная от организации событийных, гастрономических, спортивных мероприятий до реализации крупных проектов благоустройства и создания новых отелей и мест отдыха.
Яркими примерами заинтересованности бизнеса являются масштабные инвестиционные проекты. Это строительство гостиничного и торгово-развлекательного комплекса с аквапарком на ул. Некрасовская площадью 272,8 тыс. кв.м, объем инвестиций свыше 10 млрд руб. до 2029 года. На улице Державина строится 5-звездочная гостиница — 201 номер, рестораны, конференц-залы, СПА, инвестор вложит в проект 4,2 млрд руб. до 2026 года. Еще один объект — гостинично-жилой комплекс на Батарейной, 10-этажное здание общей площадью 17,4 тыс. кв.м, объем инвестиций — 1,27 млрд руб. Нагорный визит-центр и благоустройство Нагорного парка — инвестиции 280 млн руб. до 2033 года. Кроме того, реализуется также проект реконструкции набережной на Патрокле.
— Кто поедет во Владивосток за пляжным отдыхом? Насколько это направление конкурентно и нужно ли его развивать? Переориентируются ли на нас те туристы, которые привыкли отдыхать на Черном море?
— Пляжный отдых во Владивостоке приоритетный. Едут к нашему морю жители Хабаровского края, Амурской области, Якутии, Приморья, а также туристы из Москвы и Сибири. Отдыхают на базах отдыха, в кемпингах, глэмпингах, домиках, отелях, ИЖС и квартирах. Преимущественно это Шамора, большой комфортный пляж на Ахлестышева, пляж в бухте Лазурная, побережье островов Попова, Рикорда и Аскольда.
Туристы, которые привыкли ездить на черноморское побережье, приехав к нам, отметили, что пляжный отдых в Сочи и Владивосток у моря сильно отличаются. У нас и море, и природа, и инфраструктура другие совершенно. Те люди, которые, уже привыкли к отдыху в центральной части России, вряд ли массово начнут к нам ездить — за тысячи километров. Но ценители, кто понимает, что наше море, это не только искупаться, это же и про рыбалку, про гребешки, про дальневосточную кухню. Таких гостей у нас будет становиться все больше.
Вот, например, китайские туристы, ведь они же не очень купаются в море. У азиатов своя специфика, в тренде белая кожа, они солнца стараются избегать. Это для нас загар — красиво, а для них не очень хорошо. Я не видела на Шаморе ни одного китайского туриста, который бы лежал на берегу, отдыхал, загорал. Однако для них интересна рыбалка во Владивостоке. И те туристы, которые индивидуально приезжают, это совершенно другой средний чек, условия, требования ко всему. У них, например, пользуется популярностью такая услуга, как нанять катер, выехать и поймать свою рыбу мечты. Или даже просто чаек покормить. Вот такое развлечение, вызывающее восторг.
— Каким вы видите бренд Владивостока? Что бы вы предложили продвигать для создания уникального, запоминающегося образа города и привлечения туристов?
— Вот, кстати, недостаточную рекламу и узнаваемость региона за пределами Дальнего Востока можно назвать еще одним фактором, который тормозит развитие отрасли. Здесь я бы предложила, во-первых, дальневосточную кухню. Нам есть что предложить, начиная от разнообразия блюд и заканчивая гастрофестивалями, славящимися уже далеко за пределами Приморья. Второе — наша история, фортификационные сооружения, Владивостокская крепость. В таком количестве, как во Владивостоке, их больше нет ни в одном регионе. Они уникальны, это очень интересно. Увидеть на Корабельной набережной такое количество судов, военных кораблей, парады — это наша фишка. Вот с этим надо позиционировать Владивосток, чтобы он сразу ассоциировался, с тем, для чего ехать в наш город и чем отличается от других городов.