Перейти к основному контенту
Интервью⁠,
Эксклюзив

Шленцов: Горнолыжная инфраструктура — это не окупающаяся история

Где берут кадры для курорта в Арсеньеве, как работает механизм концессии, и зачем уделять внимание детской горнолыжной школе
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

В Приморье практически завершен первый этап строительства горнолыжного курорта Арсеньев. Представителям СМИ уже показали первую канатную дорогу, а также экотропу, которая также станет частью курорта. О том, когда жители и гости региона смогут покататься не только на канатной дороге, но и на лыжах, РБК Приморье рассказал генеральный директор компании «Приморье СпортОтельИнвест» Николай Шленцов.

Видео: РБК Приморье

— Соглашение о реализации проекта строительства горнолыжного курорта Арсеньев было подписано на ВЭФ в 2022 году, закончить первую очередь закончить собирались до 2025 года. Почему пришлось сдвинуть сроки?

— Реализация такого масштабного проекта — это многофакторная, комплексная история. Мы правда подписали в сентябре 2022 года на ВЭФ наше концессионное соглашение с правительством Приморского края, в декабре 2022 прошли межправкомиссию Юрия Трутнева, в феврале прошли межправкомиссию Марата Хуснуллина, в марте получили земельные участки, начали получать первое траншевое финансирование. По сути, полгода спустя только началась реализация проекта.

Реализация проекта тоже непростая история. В конце 2022 года Евросоюз вводит 4-й, а потом 8-й пакеты санкции. Туда попадают канатные дороги, системы искусственной снегогенерации все ключевое оборудование горнолыжных курортов. И нам, соответственно, приходится искать альтернативные решения, альтернативных производителей, другие логистические маршруты. Все это тоже занимает какое-то время. Подобрали альтернативу европейским производителям, заключили контракты, проплатили аванс, начали производить оборудование. 2024 год: нужно ставить очередные платежи за производимое оборудование, и, если помните, пик вторичных санкций. С марта 2024 года вся страна платит комиссии в ВТБ, по полгода стоит — очень много проведений платежей из России, в «ВТБ Шанхай» — мы вместе со всеми делаем тоже самое. Наконец-то решаются эти вопросы транзакционные, оборудование произведено, готово к отгрузке и — 75 лет Китаю: весь Китай три с половиной недели стоит, не двигается. Оборудование, которое, — мы полагали, — придет в начале сентября, реально приходит к концу октября — за два месяца тяжелого произвести, построить канатные дороги. Хотя мы изначально действительно работали по графикам опережающим.

По нашим внутренним графикам мы предполагали в конце 2024 года порадовать приморцев, дальневосточников первой канатной дорогой. Но те факторы, те причины, которые я обрисовал, они немножко подвинули наши планы. Но зато сегодня мы спокойно завершаем две канатные дороги, которые планировали построить, и в конце декабря этого года уже, надеюсь, запустим канатные дороги.

— А оборудование китайское получается?

— Да, оборудование китайское.

— И первый в России китайский подъемник?

— Первый на Шерегеше. Как раз в сезон 2024-2025 Шерегеш построил первые канатные дороги. Мы следим, как они работают — достаточно успешно. Мы, соответственно, пошли по тому же пути, тоже китайский производитель — BMHRI, достаточно большая корпорация, несколько десятков канатных дорог в год производит. Вот, собственно, две из них здесь, в Арсеньеве.

— Сейчас какая готовность? Что конкретно входит в этот первый этап, который сейчас уже завершился? И сколько времени должно занять полное инфраструктурное обустройство?

— Сейчас введена уже первая канатная дорога, мы получили ЗОС (заключение о соответствии — прим. ред.), получили все документы на эксплуатацию особо опасного производственного объекта. И уже сейчас можно прокатиться на этой канатной дороге.

— Уже опробовали.

— Да, в экскурсионном режиме. В ноябре мы заканчиваем строительство второй канатной дороги. Наше внимание сейчас все сосредоточено на системе искусственной снегогенерации — все трассы с искусственным оснежением, — и завершении входной группы курорта, где рестораны, локерная, прокат большой и детский клуб, если найдем сильных партнеров по управлению детским клубом. Это все-таки такая отдельная история, мы заинтересованы в сильных качественных партнерах в этом направлении. Это планы этого года. На 2026 год: это год активного строительства и завершения всего курорта — с отелями, апартаментами, бассейном закрытым, открытым, парковками, всей инженерной инфраструктурой. Это конец 2026 года. Сезон 2026-2027 мы уже встречаем как полноценный комплексный курорт.

— Курорт в Арсеньеве: стоимость проекта порядка 10 млрд или 11?

– Ближе к 11 млрд.

— Что самое дорогое, и какова окупаемость проекта?

— Вы знаете, 60% занимает горнолыжная инфраструктура, 40% — гостинично-туристическое ядро. Канатная дорога наша стоит порядка 1-1,1 млрд каждая. Об окупаемости говорить не приходится, все-таки это — инфраструктура. На горнолыжном курорте зарабатывают все вокруг от булочных, производителей кефира, молока, творога до таксистов, прачечных и девелоперов, кто заходит в Арсеньев на реализацию девелоперских проектов. Сама горнолыжная инфраструктура — это не окупающаяся история. Это не только в России, это почти везде, наверное, в мире. Это такой драйвер роста территории. Но тем не менее операционно мы эффективны. На операционной стадии мы не дотационное предприятие, мы зарабатываем какую-то денежку, платим налоги, создаем рабочие места. В этом плане мы — одна из немногих концессий, которые поддерживает Минвостокразвития РФ, операционно прибыльная.

— Как раз хотела спросить, насколько эффективна, насколько удобна для бизнеса эта форма концессии?

— Она отчасти безальтернативна, я бы сказал, что она вообще безальтернативна, потому что вкладывать миллиарды в инфраструктуру, которая не принесет прямого возврата, которая не окупаема по своей природе, — бизнес без поддержки государства не будет делать. В этом плане, концессия, которая позволяет государству профинансировать инфраструктуру, а бизнесу обеспечить вместе с государством ее эффективное развитие, управление, наверное, оптимальная в сегодняшних условиях форма взаимодействия государства и бизнеса и, наверное, даже, я бы сказал, вообще развития экономики.

— Вы с 2009 года 10 лет работали в компании «Роза Хутор». Строить на Дальнем Востоке сложнее или процессы примерно одинаковые?

— Везде свои сложности. Розу Хутор мы строили с 2009 по 2014 год, и там была мощная команда во главе с опытным руководителем. На Дальнем Востоке все-таки, наверное, тяжелее. Ряд причин. И то, что здесь нет таких хороших подрядчиков, точнее, генерального подрядчика, которому ты мог бы поручить реализацию проекта под ключ или значительную его часть, приходится тащить с собой.

— Вы из Сочи привезли?

— Мы из Сочи, мы из Башкирии, мы из Москвы, из разных регионов. Ну и здесь тоже есть — выкристаллизовываются сильные ответственные профессиональные партнеры, подрядчики. Здесь значительно меньше предложений на рынке труда по вакансиям, особенно, в том числе по руководителям стройки. Тоже приходится многих тащить с запада. И, наверное, самое сложное, это семичасовая разница, когда ты здесь отработал, у тебя коллеги в Москве просыпаются, период, когда вы совпадаете, ограниченный. Географическая удаленность между Владивостоком и Арсеньевым тоже играет такую значительную роль, когда часть сотрудников во Владивостоке, часть в Арсеньеве, тяжелее реализация. Это такая уже внутригеографическая сложность. Здесь сложнее, чем в Сочи.

— Европейские исследователи рынка горнолыжного туризма еще с 2017 года начали говорить о старении адептов горнолыжного спорта, о том, что сложно поддерживать постоянный спрос, о том, что у молодежи интерес не такой высокий к горнолыжке. Какая аудитория ездит на российские горнолыжные курорты и на кого рассчитан Арсеньев?

— Российские горнолыжные курорты очень разные. Есть буржуазные курорты Красной Поляны, которые в основном ориентированы на отдых семей с детьми, среднего, чуть выше среднего класса, молодежь. Есть супербуржуазный Манжерок, с любовью построенный Сбербанком. Есть молодежный тусовочный Шерегеш с их атмосферной «Грелкой Фест». Мы в этом плане, наверное, комбинация всех этих факторов. Мы не супербуржуазный и не буржуазный, но ставку на семьи с детьми и на молодежь мы тоже будем делать. Поэтому с точки зрения комфорта и сервиса у нас 3+, 4 звезды. Это все-таки уже такой средний и чуть выше среднего класс, с детьми, поэтому у нас в концепции детский клуб. Когда вы приезжаете из Владивостока, ваши дети немножко устали от своих родителей, и вы имеете возможность на 2-4 часа их оставить в детском клубе, чтобы мы с ними покатались, переодели их, угостили чаем с печеньем, и вернули после вашей каталки довольными и счастливыми.

— То есть дети тоже на лыжах будут кататься все это время?

— Да, дети тоже будут кататься, безусловно. Поэтому мы все то лучше, что по нашим практикам, по нашему опыту мы чувствуем и знаем, будем стараться в Арсеньеве создавать. История про коммуникацию с молодежью действительно есть. И здесь, наверное, мы будем больше внимания уделять детской горнолыжной школе. В Красной поляне, как это не удивительно, нет ни одной детской горнолыжной школы до сих пор. Может быть это одна из причин, почему теряется связь с детьми, с молодежью. И свой «Грелка фест» мы тоже будем делать в Арсеньеве. Такие у нас планы.

— Многим горнолыжные склоны дальневосточные напоминают именно Шерегеш, но Дальний Восток как раз уступает по инфраструктуре, по развитости. Вы, я так понимаю, собираетесь как раз...

— Победить Шерегеш по инфраструктуре? Безусловно. По горнолыжным трассам мы лучше Шерегеша, потому что трассы шириной по 50-60 м — наши трассы, наверное, одни из лучших в стране. Я немного знаю горнолыжных курортов, которые обладают таким горнолыжным богатством. Понятно, что такого снега, как на Шерегеше, у нас нет, все-таки это климат. Но и у нас свои преимущества есть, и мы их будем развивать, мы на них будем строить нашу стратегию развития, и мы не уступим во многом Шерегешу.

— Когда вы работали в «Роза хутор», вы говорили, что вам интересно привлечь иностранных туристов, в частности, китайских. Нам это тоже интересно, они здесь рядом. Поедут они к нам в Арсеньев?

— Надеюсь, да. Мы много времени с 2014 по 2018 год, много усилий тратили, чтобы китайский турист приехал в Красную Поляну. Не очень это получилось, честно скажу, все-таки географическое плечо достаточно большое. Здесь мы в полутора часах на автомобиле. Поэтому я надеюсь, что Китай, как растущий горнолыжный рынок, будет наша целевая географическая аудитория. Ну, и в перспективе, Япония и Корея, как самые катающиеся в Азии страны, надеюсь, будут тоже нашими гостями.

— По доступности ценовой, насколько это будет? Мы с вами говорили, обсуждали аудиторию, обсуждали, кто должен приехать, на кого рассчитано, но все-таки горнолыжный отдых, горнолыжный курортный отдых изначально позиционировался как буржуазный и достаточно дорогой. У нас как?

— Я думаю, что по стоимости ски-пасса мы будем ориентироваться на наших соседей с Южно-Сахалинска. По стоимости проживания в 2026 году будем смотреть, но на 3+, 4 звезды от 10 до 15 тыс. руб. в зависимости от сезона. Понятно, что в новогодний сезон выше цена, понятно, что в начале сезона и в конце значительно ниже. Динамичное ценообразование, учет интересов и платежеспособности нашей целевой аудитории, я надеюсь, позволит нам найти баланс для спроса и предложения по цене.

— Сколько человек одновременно сможет принимать горнолыжный курорт Арсеньев?

— Почти 3 тыс. человек.

— Персонал где будете брать?

— Хороший вопрос. Кого-то мы берем, кого-то мы привозим из Москвы. И первые ласточки, айти-директор у нас уже с семьей в Арсеньеве. Владивосток и Приморье — тоже наш регион: с Приморским индустриальным колледжем Арсеньева мы запустили целое учебное направление по подготовке персонала для нашей гостиничной зоны. Мы построили два учебных номера, учебный ресепшн, софт гостиничный и ресторанный разработали, и передаем им сейчас методику обучения и контроля знаний у студентов. Поэтому Арсеньев — все-таки ключевой город. Надо отметить, что мы пришли не в пустыню, не на голое место: горнолыжный клуб в Арсеньеве с 1973 года существовал, была потом организована детско-юношеская спортивная школа. И все те сотрудники, работники школы, кто работал, они сейчас у нас — формируют первый такой призыв департамента эксплуатации горы. В этом плане нам немножко легче. Но все равно приходится обучать, потому что новое оборудование, новые технологии, новый масштаб и многие ведущие специалисты Красной Поляны сегодня — наставники по подготовке нашей команды, нашей компетенции в Арсеньеве.

— Как вам кажется, из Сочи поедут лыжники в Арсеньев, просто чтобы попробовать? Ну интересно же.

— Надеюсь, да. Но я правда вернусь к этому вопросу через год, через два. В первую очередь мы все-таки ориентированы на Владивосток, Хабаровск — вот наши самые любимые города и наша целевая аудитория. Дальневосточники в широком смысле. Те, кто на автомобиле не страшится проехать тысячу километров для горнолыжного отдыха на качественном курорте. Новосибирск, откуда есть прямой рейс. И, наверное, уже в третью очередь пойдет Москва, и те западные регионы, кто привык кататься сегодня в Красной Поляне, или в Хибинах, или в том же Шерегеше. Порядка 10% горнолыжников всегда стремятся найти новый курорт. То есть 90% любят свою там любимую историю — Красную Поляну или что-то еще, а 10% ищут новые впечатления, новые локации, новые курорты. Я надеюсь, что какая-то часть из них будет у нас в гостях.

— Снега хватит?

— Мы его произведем в достаточном количестве.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 13:01
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 13:01
Все новости Приморье
В России стартовали продажи Avatr 12 по цене от 6,5 млн руб. Авто, 13:16
Минобороны отчиталось об ударах по объектам ВПК и энергетики Украины Политика, 13:11
Индекс Мосбиржи превысил 2700 пунктов на фоне геополитических новостей Инвестиции, 13:10
Bloomberg узнал, что США мешают планам ЕС использовать активы России Политика, 13:09
Как Китай перепридумал свою экономику РБК и ВТБ, 13:07
Дания решила сократить помощь Украине в 2026 году Политика, 13:07
Представители СМИ выбрали участников Матча звезд КХЛ Спорт, 13:06
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Mortal Kombat, православие, российский паспорт: чем известен актер Тагава Общество, 13:04
Биткоин начал коррекцию после резкого роста. Что случилось на крипторынке Крипто, 13:03
Какой стиль отражает вашу личность. Тест РБК и ГАЛС, 12:52
Пять разных поколений на рынке труда. Чего они хотят и что делать HR Образование, 12:50
В ЦМАКП предупредили о риске банковского кризиса из-за «плохих» долгов Экономика, 12:47
Роспотребнадзор опроверг проверку приехавших из Чехии на гепатит А Общество, 12:43
Как цифровизация снижает риски в АПК Дискуссионный клуб, 12:42