Шленцов: Горнолыжная инфраструктура — это не окупающаяся история
В Приморье практически завершен первый этап строительства горнолыжного курорта Арсеньев. Представителям СМИ уже показали первую канатную дорогу, а также экотропу, которая также станет частью курорта. О том, когда жители и гости региона смогут покататься не только на канатной дороге, но и на лыжах, РБК Приморье рассказал генеральный директор компании «Приморье СпортОтельИнвест» Николай Шленцов.
— Соглашение о реализации проекта строительства горнолыжного курорта Арсеньев было подписано на ВЭФ в 2022 году, закончить первую очередь закончить собирались до 2025 года. Почему пришлось сдвинуть сроки?
— Реализация такого масштабного проекта — это многофакторная, комплексная история. Мы правда подписали в сентябре 2022 года на ВЭФ наше концессионное соглашение с правительством Приморского края, в декабре 2022 прошли межправкомиссию Юрия Трутнева, в феврале прошли межправкомиссию Марата Хуснуллина, в марте получили земельные участки, начали получать первое траншевое финансирование. По сути, полгода спустя только началась реализация проекта.
Реализация проекта тоже непростая история. В конце 2022 года Евросоюз вводит 4-й, а потом 8-й пакеты санкции. Туда попадают канатные дороги, системы искусственной снегогенерации все ключевое оборудование горнолыжных курортов. И нам, соответственно, приходится искать альтернативные решения, альтернативных производителей, другие логистические маршруты. Все это тоже занимает какое-то время. Подобрали альтернативу европейским производителям, заключили контракты, проплатили аванс, начали производить оборудование. 2024 год: нужно ставить очередные платежи за производимое оборудование, и, если помните, пик вторичных санкций. С марта 2024 года вся страна платит комиссии в ВТБ, по полгода стоит — очень много проведений платежей из России, в «ВТБ Шанхай» — мы вместе со всеми делаем тоже самое. Наконец-то решаются эти вопросы транзакционные, оборудование произведено, готово к отгрузке и — 75 лет Китаю: весь Китай три с половиной недели стоит, не двигается. Оборудование, которое, — мы полагали, — придет в начале сентября, реально приходит к концу октября — за два месяца тяжелого произвести, построить канатные дороги. Хотя мы изначально действительно работали по графикам опережающим.
По нашим внутренним графикам мы предполагали в конце 2024 года порадовать приморцев, дальневосточников первой канатной дорогой. Но те факторы, те причины, которые я обрисовал, они немножко подвинули наши планы. Но зато сегодня мы спокойно завершаем две канатные дороги, которые планировали построить, и в конце декабря этого года уже, надеюсь, запустим канатные дороги.
— А оборудование китайское получается?
— Да, оборудование китайское.
— И первый в России китайский подъемник?
— Первый на Шерегеше. Как раз в сезон 2024-2025 Шерегеш построил первые канатные дороги. Мы следим, как они работают — достаточно успешно. Мы, соответственно, пошли по тому же пути, тоже китайский производитель — BMHRI, достаточно большая корпорация, несколько десятков канатных дорог в год производит. Вот, собственно, две из них здесь, в Арсеньеве.
— Сейчас какая готовность? Что конкретно входит в этот первый этап, который сейчас уже завершился? И сколько времени должно занять полное инфраструктурное обустройство?
— Сейчас введена уже первая канатная дорога, мы получили ЗОС (заключение о соответствии — прим. ред.), получили все документы на эксплуатацию особо опасного производственного объекта. И уже сейчас можно прокатиться на этой канатной дороге.
— Уже опробовали.
— Да, в экскурсионном режиме. В ноябре мы заканчиваем строительство второй канатной дороги. Наше внимание сейчас все сосредоточено на системе искусственной снегогенерации — все трассы с искусственным оснежением, — и завершении входной группы курорта, где рестораны, локерная, прокат большой и детский клуб, если найдем сильных партнеров по управлению детским клубом. Это все-таки такая отдельная история, мы заинтересованы в сильных качественных партнерах в этом направлении. Это планы этого года. На 2026 год: это год активного строительства и завершения всего курорта — с отелями, апартаментами, бассейном закрытым, открытым, парковками, всей инженерной инфраструктурой. Это конец 2026 года. Сезон 2026-2027 мы уже встречаем как полноценный комплексный курорт.
— Курорт в Арсеньеве: стоимость проекта порядка 10 млрд или 11?
– Ближе к 11 млрд.
— Что самое дорогое, и какова окупаемость проекта?
— Вы знаете, 60% занимает горнолыжная инфраструктура, 40% — гостинично-туристическое ядро. Канатная дорога наша стоит порядка 1-1,1 млрд каждая. Об окупаемости говорить не приходится, все-таки это — инфраструктура. На горнолыжном курорте зарабатывают все вокруг от булочных, производителей кефира, молока, творога до таксистов, прачечных и девелоперов, кто заходит в Арсеньев на реализацию девелоперских проектов. Сама горнолыжная инфраструктура — это не окупающаяся история. Это не только в России, это почти везде, наверное, в мире. Это такой драйвер роста территории. Но тем не менее операционно мы эффективны. На операционной стадии мы не дотационное предприятие, мы зарабатываем какую-то денежку, платим налоги, создаем рабочие места. В этом плане мы — одна из немногих концессий, которые поддерживает Минвостокразвития РФ, операционно прибыльная.
— Как раз хотела спросить, насколько эффективна, насколько удобна для бизнеса эта форма концессии?
— Она отчасти безальтернативна, я бы сказал, что она вообще безальтернативна, потому что вкладывать миллиарды в инфраструктуру, которая не принесет прямого возврата, которая не окупаема по своей природе, — бизнес без поддержки государства не будет делать. В этом плане, концессия, которая позволяет государству профинансировать инфраструктуру, а бизнесу обеспечить вместе с государством ее эффективное развитие, управление, наверное, оптимальная в сегодняшних условиях форма взаимодействия государства и бизнеса и, наверное, даже, я бы сказал, вообще развития экономики.
— Вы с 2009 года 10 лет работали в компании «Роза Хутор». Строить на Дальнем Востоке сложнее или процессы примерно одинаковые?
— Везде свои сложности. Розу Хутор мы строили с 2009 по 2014 год, и там была мощная команда во главе с опытным руководителем. На Дальнем Востоке все-таки, наверное, тяжелее. Ряд причин. И то, что здесь нет таких хороших подрядчиков, точнее, генерального подрядчика, которому ты мог бы поручить реализацию проекта под ключ или значительную его часть, приходится тащить с собой.
— Вы из Сочи привезли?
— Мы из Сочи, мы из Башкирии, мы из Москвы, из разных регионов. Ну и здесь тоже есть — выкристаллизовываются сильные ответственные профессиональные партнеры, подрядчики. Здесь значительно меньше предложений на рынке труда по вакансиям, особенно, в том числе по руководителям стройки. Тоже приходится многих тащить с запада. И, наверное, самое сложное, это семичасовая разница, когда ты здесь отработал, у тебя коллеги в Москве просыпаются, период, когда вы совпадаете, ограниченный. Географическая удаленность между Владивостоком и Арсеньевым тоже играет такую значительную роль, когда часть сотрудников во Владивостоке, часть в Арсеньеве, тяжелее реализация. Это такая уже внутригеографическая сложность. Здесь сложнее, чем в Сочи.
— Европейские исследователи рынка горнолыжного туризма еще с 2017 года начали говорить о старении адептов горнолыжного спорта, о том, что сложно поддерживать постоянный спрос, о том, что у молодежи интерес не такой высокий к горнолыжке. Какая аудитория ездит на российские горнолыжные курорты и на кого рассчитан Арсеньев?
— Российские горнолыжные курорты очень разные. Есть буржуазные курорты Красной Поляны, которые в основном ориентированы на отдых семей с детьми, среднего, чуть выше среднего класса, молодежь. Есть супербуржуазный Манжерок, с любовью построенный Сбербанком. Есть молодежный тусовочный Шерегеш с их атмосферной «Грелкой Фест». Мы в этом плане, наверное, комбинация всех этих факторов. Мы не супербуржуазный и не буржуазный, но ставку на семьи с детьми и на молодежь мы тоже будем делать. Поэтому с точки зрения комфорта и сервиса у нас 3+, 4 звезды. Это все-таки уже такой средний и чуть выше среднего класс, с детьми, поэтому у нас в концепции детский клуб. Когда вы приезжаете из Владивостока, ваши дети немножко устали от своих родителей, и вы имеете возможность на 2-4 часа их оставить в детском клубе, чтобы мы с ними покатались, переодели их, угостили чаем с печеньем, и вернули после вашей каталки довольными и счастливыми.
— То есть дети тоже на лыжах будут кататься все это время?
— Да, дети тоже будут кататься, безусловно. Поэтому мы все то лучше, что по нашим практикам, по нашему опыту мы чувствуем и знаем, будем стараться в Арсеньеве создавать. История про коммуникацию с молодежью действительно есть. И здесь, наверное, мы будем больше внимания уделять детской горнолыжной школе. В Красной поляне, как это не удивительно, нет ни одной детской горнолыжной школы до сих пор. Может быть это одна из причин, почему теряется связь с детьми, с молодежью. И свой «Грелка фест» мы тоже будем делать в Арсеньеве. Такие у нас планы.
— Многим горнолыжные склоны дальневосточные напоминают именно Шерегеш, но Дальний Восток как раз уступает по инфраструктуре, по развитости. Вы, я так понимаю, собираетесь как раз...
— Победить Шерегеш по инфраструктуре? Безусловно. По горнолыжным трассам мы лучше Шерегеша, потому что трассы шириной по 50-60 м — наши трассы, наверное, одни из лучших в стране. Я немного знаю горнолыжных курортов, которые обладают таким горнолыжным богатством. Понятно, что такого снега, как на Шерегеше, у нас нет, все-таки это климат. Но и у нас свои преимущества есть, и мы их будем развивать, мы на них будем строить нашу стратегию развития, и мы не уступим во многом Шерегешу.
— Когда вы работали в «Роза хутор», вы говорили, что вам интересно привлечь иностранных туристов, в частности, китайских. Нам это тоже интересно, они здесь рядом. Поедут они к нам в Арсеньев?
— Надеюсь, да. Мы много времени с 2014 по 2018 год, много усилий тратили, чтобы китайский турист приехал в Красную Поляну. Не очень это получилось, честно скажу, все-таки географическое плечо достаточно большое. Здесь мы в полутора часах на автомобиле. Поэтому я надеюсь, что Китай, как растущий горнолыжный рынок, будет наша целевая географическая аудитория. Ну, и в перспективе, Япония и Корея, как самые катающиеся в Азии страны, надеюсь, будут тоже нашими гостями.
— По доступности ценовой, насколько это будет? Мы с вами говорили, обсуждали аудиторию, обсуждали, кто должен приехать, на кого рассчитано, но все-таки горнолыжный отдых, горнолыжный курортный отдых изначально позиционировался как буржуазный и достаточно дорогой. У нас как?
— Я думаю, что по стоимости ски-пасса мы будем ориентироваться на наших соседей с Южно-Сахалинска. По стоимости проживания в 2026 году будем смотреть, но на 3+, 4 звезды от 10 до 15 тыс. руб. в зависимости от сезона. Понятно, что в новогодний сезон выше цена, понятно, что в начале сезона и в конце значительно ниже. Динамичное ценообразование, учет интересов и платежеспособности нашей целевой аудитории, я надеюсь, позволит нам найти баланс для спроса и предложения по цене.
— Сколько человек одновременно сможет принимать горнолыжный курорт Арсеньев?
— Почти 3 тыс. человек.
— Персонал где будете брать?
— Хороший вопрос. Кого-то мы берем, кого-то мы привозим из Москвы. И первые ласточки, айти-директор у нас уже с семьей в Арсеньеве. Владивосток и Приморье — тоже наш регион: с Приморским индустриальным колледжем Арсеньева мы запустили целое учебное направление по подготовке персонала для нашей гостиничной зоны. Мы построили два учебных номера, учебный ресепшн, софт гостиничный и ресторанный разработали, и передаем им сейчас методику обучения и контроля знаний у студентов. Поэтому Арсеньев — все-таки ключевой город. Надо отметить, что мы пришли не в пустыню, не на голое место: горнолыжный клуб в Арсеньеве с 1973 года существовал, была потом организована детско-юношеская спортивная школа. И все те сотрудники, работники школы, кто работал, они сейчас у нас — формируют первый такой призыв департамента эксплуатации горы. В этом плане нам немножко легче. Но все равно приходится обучать, потому что новое оборудование, новые технологии, новый масштаб и многие ведущие специалисты Красной Поляны сегодня — наставники по подготовке нашей команды, нашей компетенции в Арсеньеве.
— Как вам кажется, из Сочи поедут лыжники в Арсеньев, просто чтобы попробовать? Ну интересно же.
— Надеюсь, да. Но я правда вернусь к этому вопросу через год, через два. В первую очередь мы все-таки ориентированы на Владивосток, Хабаровск — вот наши самые любимые города и наша целевая аудитория. Дальневосточники в широком смысле. Те, кто на автомобиле не страшится проехать тысячу километров для горнолыжного отдыха на качественном курорте. Новосибирск, откуда есть прямой рейс. И, наверное, уже в третью очередь пойдет Москва, и те западные регионы, кто привык кататься сегодня в Красной Поляне, или в Хибинах, или в том же Шерегеше. Порядка 10% горнолыжников всегда стремятся найти новый курорт. То есть 90% любят свою там любимую историю — Красную Поляну или что-то еще, а 10% ищут новые впечатления, новые локации, новые курорты. Я надеюсь, что какая-то часть из них будет у нас в гостях.
— Снега хватит?
— Мы его произведем в достаточном количестве.