Глава Владивостока рассказал, что сделано за 4 года его работы на посту
Глава Владивостока Константин Шестаков уже четыре года управляет столицей Дальнего Востока. За это время в городе многое изменилось: реализуется мастер-план, появились новые общественные пространства, развязки и дороги, обновляется парк общественного транспорта. О том, что сам мэр считает главными достижениями своей команды, Шестаков рассказал в интервью РБК Приморье.
— У вас есть интересная цитата: «Только постоянная практика принесет результат. Всегда нужны те, кто пашет больше и понимает лучше». У вас за плечами 20 лет госслужбы, 4 года из них вы управляете Владивостоком. Достигли мастерства или нужно пахать еще больше?
— Учиться нужно всю жизнь, это мой подход. Чем больше талантливых людей тебя окружает, тем больше ты перенимаешь их манеру работы, их опыт, взгляд на жизнь, становишься только лучше. Поэтому я глубоко убежден, что это на всю жизнь. Нет того предела, нет той точки, к которой ты стремишься, это путь.
— Давайте о достижениях поговорим. Что удалось сделать вам и вашей команде за эти 4 года?
— В первую очередь хочу отметить сферу образования. Мы постарались сделать так, чтобы молодые педагоги шли в профессию. За этот срок в школы Владивостока устроилось больше 720 молодых учителей. И это не только приморцы, к нам приезжают со всей страны.
— Из разных регионов?
— Да. Хочу также отметить, что мы пошли по пути целевого набора — уже отобрали и заключили 63 таких соглашения. Ребята, которые будут выпускаться из колледжей, смогут претендовать на должность учителя младших классов, они будут воспитателями в детских садах.
Также мы открыли за этого время 221 профильный класс. Направления самые разные — это классы Роснефти, Росатома, Следственного комитета. В этом списке есть и педагогические классы. Это те ребята, которые точно понимают, что они выбрали для себя путь педагога.
— Ну, нет. Вы же тоже учились в профильном медицинском классе, но врачом не стали.
— Давайте будем считать, что какая-то значительная часть учащихся примет такое решение. Если говорить о профильных классах и интересных проектах в области образования, стоит отметить уроки робототехники авиационной и подводной. И да, не все ребята, которые сейчас учатся в классах робототехники, станут инженерами. Но уверен, вероятность того, что они выберут именно это направление, высока.
Обучение робототехнике в школах дает свои плоды. Учащиеся из Владивостока, школьные команды или молодежные команды неоднократно занимали первые места в международных соревнованиях по подводной робототехнике. Это наша сильная сторона. С 2025 года мы добавили направление авиационной робототехники. И отмечу отдельно, что это не управление дронами, это совершенно другое.
— Конструирование.
— Конструирование и ремонт. Это полное понимание всех процессов устройства, которое в дальнейшем будет перевозить грузы, сопровождать логистические компании, заниматься мониторингом пожаров, помогать спасателям или воинам. Продукт разнообразный и относиться к нему нужно ровно так — комплексно.
— Хорошо. С образованием понятно. Еще какие сферы?
— Следующее направление — работа с тепловыми сетями. Мы достаточно громко о себе заявили на уровне Российской Федерации, все это заметили. Если брать итоги прошлого года, мы поменяли 46 км сетей. И результаты не заставили себя ждать. Усилия окупились: по итогам прошедшего отопительного сезона количество аварий снизилось на 10%. Это очень серьезный шаг, потому что предыдущие годы мы шли с большим приростом. Никто не говорил, что мы можем сократить количество аварий.
— Это правда, что до вас 30 лет никто не занимался теплотрассами?
— Я не могу быть уверен на 100%. Но убежден, что проекты, которые подразумевали замену десятков километров трубопровода, реализовывали еще в советское время. В этом году поставили задачу — общими усилиями выполним работы на как минимум 22 км теплосетей.
— Сейчас на Эгершельде Бестужева перекрыта. Тоже меняют теплосети?
— Да, это работы по замене теплосетей.
— Со сроками уже немножко опаздывают.
— Да, опаздывают. Но предполагаю, что в конце июля — начале августа закончат.
— С чем связана задержка? Вскрыли и поняли, что проблема глубже, чем кажется?
— Отчасти из-за погоды, но я убежден, что контроль с нашей стороны должен быть жестче. Это ключевые улицы города. Я понимаю, что во Владивостоке идет большое количество работ, и профессиональные сотрудники, например, те же сварщики, требуются во многих точках города. Но такие значимые проекты завершать нужно в срок. Соответствующие поручения я дал. Контроль должен быть неустанным, и наказание для тех, кто не исполняет задачу вовремя, тоже должно быть. Очень просто — рублем. Рублем это очень понятно, тем более для коммерческих структур. Это разумный подход. Закон нас ограничивает в объеме штрафа, но, тем не менее, они будут ощутимыми.
— Хорошо, образование, теплосети. Что еще?
— Благоустройство. Много проектов мы реализовали за 4 года. Более 120 парков и скверов, 380 с хвостиком дворов привели в порядок, бесчисленное количество территорий, которое создавались в рамках проектов ТОС, «Твой проект». Это все ведет к общей цели — увеличить коэффициент комфортных общественных пространств в городе. Но главное — ощущение жителя и гостя Владивостока, чтобы было приятно прогуливаться по любому району, чтобы были видны позитивные изменения по благоустройству, и коснулись они всех районов города.
— Иногда эти изменения загораживает высокая трава на клубах.
— Надо косить. В этом году достаточно влажно, и трава растет быстро, но это уже наша головная боль. Кстати, к вопросу о добросовестных подрядчиках и штрафах: в этом году мы уже расторгли несколько контрактов по покосам травы. Предприятия или индивидуальные предприниматели не рассчитали свои силы: недостаточно купить несколько мотокос и выйти на улицы Владивостока, важны еще и люди. Если за тобой нет крепкой команды, которая позволит спокойно пройти и исполнить этот муниципальный контракт, стоит точно задуматься, а нужно ли его заключать. Те компании, с которыми мы расторглись в этом году, мы подали для внесения в реестр недобросовестных поставщиков. Надеюсь, что такое решение будет принято и в будущем у них не будет возможности выходить на подобные контракты.
— В ваших руках бюджет Владивостока. Сегодня это уже больше 30 млрд руб. С каждым годом суммы прирастают.
— 36,4 млрд, если быть точным.
— Как удается наращивать доходную часть ежегодно?
— Это большая командная работа. Это и те возможности, которые дает нам реализация мастер-плана, участие в федеральных программах. Нам помогает правительство Приморского края, поддерживают и дополнительные средства, в том числе на исполнение функции столицы региона. Ну и, конечно, собственные доходы — на 5 млрд с 2021 года мы приросли в ним. Это неплохой результат. Конечно, хотелось бы больше, и мы понимаем, как это можно реализовать.
— Что принципиально изменит реализация мастер-плана? И все ли идет по плану?
— Президент поставил задачу не просто разработать мастер-план, а разработать его совместно с жителями на основе пожеланий, которые они хотели бы вложить в основополагающие на ближайшие годы документы. У нас это получилось. На основании мастер-плана была принята программа социально-экономического развития Владивостока, а это уже конкретные мероприятия и конкретные деньги из бюджетов различных уровней, внебюджетных средств, которые лягут в основу самых разных мероприятий. Это и образование, и общественный транспорт. Кстати, в рамках мероприятий по общественному транспорту мы смогли приобрести 20 троллейбусов. 16 уже поставлены, 4 придут в ближайшее время. Это троллейбусы с автономным ходом, современные, с хорошим климат-контролем, с возможностью подзарядить свой мобильный телефон или любой гаджет во время движения. Хорошие, современные, безопасные. Очень качественные троллейбусы, на мой взгляд, но решать, конечно, жителям города. Пока слышу только позитивные отклики.
— Несмотря на то, что существенно обновился троллейбусный парк и автобусы новые появляются, все равно проблема общественного транспорта остается в народной повестке. Есть еще какие-то варианты решения этой проблемы?
— Конечно, мы должны наращивать автопарк, должны развивать муниципальные предприятия. У муниципального предприятия совсем другие задачи — не в прибыли или экономической целесообразности, а выполнения определенной социальной функции. Главная задача для нашего предприятия задача — работать в рамках расписания и с тем тактом, который задуман. Это — приоритет. Поэтому мы значительно увеличили заработные платы в течение этого года. К тому же, мы бесплатно обучаем всех желающих пойти к нам на работу.
— И люди пошли?
— Пошли. Все понимают, что работать на муниципальном предприятии с точки зрения уверенности в завтрашнем дне гораздо выгоднее, чем работать на предприятии коммерческом. Мы берем на себя большую социальную задачу. Поэтому многие приняли решение работать именно в нашей команде. Также в этом году уже пришли 30 единиц автобусов МАЗ, мы заключили лизинговый большой контракт. Автобусы уже стоят у нас на маршрутах, в том числе на тех, которые связывают центральную часть города с островом Русским.
— Один из самых проблемных.
— Верно. В течение позапрошлого года этот вопрос неоднократно возникал в социальных сетях. Мы поставили на маршруты хорошие качественные автобусы. При совместной работе с Дальневосточным Федеральным университетом, который организует шаттлы для ключевых транспортных узлов, этот вопрос уйдет с повестки дня. Но нам необходима дополнительная техника, и, надеюсь, до конца года в рамках контракта, для нас построят и передадут дополнительные автобусы, 14 единиц.
Мы хотели бы, — понятно, что это конкурентная процедура, но тем не менее — мы хотели бы взять несколько важных социальных маршрутов. Да, коммерчески они может и невыгодны, например, в направлении Емар, Карьерная или Садгород. Но они должны обслуживаться муниципальным транспортом по целому ряду причин, потому что нам важно исполнить ту функцию, о которой я говорю.
— Автобусов, троллейбусов на дорогах становится больше, а личного транспорта меньше на дорогах не становится. Собственно, транспортная загруженность, это вопрос, который вам задавали с самого начала, с первой же пресс-конференции в 2021 году.
— Владивосток — один из самых автомобилизированных городов нашей страны.
— Да, и тогда журналисты вам предлагали даже варианты решения проблемы. Первый — увеличение транспортного налога, а второй — установить высокие цены на парковки, как это было сделано тогда в Москве. Но вы сказали, что попробуете сначала оптимизировать маршруты. А в итоге все равно появились платные парковки.
— Не «все равно», это не взаимоисключающие направления. Это комплекс мер, который должен быть реализован, чтобы передвигаться по улицам города было комфортно.
Мы с вами проговорили про автобусы, троллейбусы. Следующее — выделенные полосы и комплексы фото-видеофиксации. В этом году мы докупаем дополнительные, чтобы можно было полноценно запустить кольцо по кругу: переулок Павленко — Алеутская — Светланская — Океанский проспект и довести выделенную полосу до парка Победы, до пересечения проспекта 100-летия Владивостока с улицей Русской. Это будет точно реализовано в текущем году, контракты уже есть, можете посмотреть в профильных приложениях. Мы приняли решение об организации службы эвакуации, нашли площадку, обустроили, разыграли контракт на приобретение эвакуаторов.
— Площадка на сколько мест? Я просто представила запаркованные улицы. Сколько вместит площадка?
— В среднем, те две площадки, которые мы выбрали, до 250 автомобилей позволят включить.
— Это серьезно разгрузит улицы.
— У нас нет задачи эвакуировать все автомобили с улиц Владивостока. Это вопрос исключительно дисциплины. Бросить машину «на минуточку» и перекрыть движение по улице, это не то, к чему мы должны стремиться. Здесь поможет городская служба эвакуации. Это не должно быть некомфортно, это должно быть предсказуемо: если ты нарушаешь правила дорожного движения, идешь сознательно на этот риск, то будь готов увидеть свою машину на муниципальной эвакуационной площадке.
Следующее направление немаловажное — это водители, которые снимают госномера. Мы приняли решение, направили предложение в Законодательное собрание Приморского края и нас поддержали. Будем использовать инструмент, который применяется в крупных городах — фиксация колес. Сейчас закупаем необходимое оборудование. Если ты нарушаешь правила дорожного движения, бросаешь свою машину в неположенном месте, нарушаешь правила парковки и снимаешь госномер, будь готов, что твою машину заблокируют, и тебе придется дожидаться сотрудников профильного подразделения, который составит протокол по факту административного правонарушения.
— А физические возможности для расширения проезжей части у Владивостока есть с учетом того, что у нас с одной стороны море, с другой стороны сопки?
— Давайте на конкретном примере. Это строительство дорог и развязок, в том числе Зеленый угол. С микрорайона огромный трафик, и мы должны дать альтернативу. Альтернатива — это строительство самой хорды и примыкание к объездной трассе. Чтобы у жителей микрорайона была возможность либо встать на улицу Нейбута и двигаться в том темпе трафика, который существует, либо комфортнее выехать в сторону центра или острова Русский по объездной трассе. Такая альтернатива точно будет, ну, а там уже жители города будут принимать решение.
Если говорить о сложностях с трафиком, расскажу про улицу Адмирала Горшкова и примыкание к объездной трассе. Все знают, что Адмирала Горшкова из двухполосного движения в сторону объездной переходило в одну полосу. И в случае, если, например, была какая-то сложная ситуация с трафиком, когда набиралась очередь на выезд на объездную трассу, перекрывалась Адмирала Горшкова. И когда, например, движение в сторону Седанки блокировано, выехать в центр тоже нельзя, потому что ты стоишь в одной полосе. Мы приняли решение данную территорию расширить до двух полос, чтобы создать хорошую возможность лавировать.
— Возможность есть физическая для этого.
— Точно есть. Это предусмотрено проектом. Ну и перейдем к Патроклу. Мы решили, что найдем дополнительные средства, чтобы организовать регулируемый перекресток, который даст возможность комфортно, упорядоченно выезжать и въезжать на территорию микрорайона, спускаться с Тихой или Борисенко. Теперь у нас полноценный стандартный перекресток со светофорами, с необходимыми знаками с разметкой.
Буквально недавно был на территории острова Русский, мы смотрели реализацию двух проектов, на мой взгляд, очень важных. Если говорить о благоустройстве, то это велосипедная дорожка — порядка 6 км дополнительно у нас появится в этом году от Ахлестышева до фактического завершения Университетского проспекта, и дополнительные 2,5 км асфальтированной дороги у нас появятся по направлению от Университетского проспекта в сторону Подножья.
— Все велосипедисты точно переедут на остров Русский.
— Велосипедисты в том числе. Для жителей острова появление асфальтированной дорожки или продолжение этого проекта также долгожданное мероприятие. Сейчас совершенно другая ситуация, совершенно другой скоростной режим, нужно точно продолжать реализовывать мероприятия, направленные на безопасность движения, и помнить, что остров Русский — это территория развития, это ТОРы. Есть необходимость создавать инфраструктуру, которая полностью закольцует дорогу по территории этого острова, создавая возможность для предпринимателей двигаться дальше и развивать Русский как научный, как туристический центр.
— Вы всегда говорили, что для вас главным ориентиром являются жители Владивостока.
— Так и есть.
— Но жители любого города, и в том числе и Владивостока, всегда ругают власти — старая русская традиция, — а уж мэров и подавно. И вы, кстати, говорили, что работа мэром — самая сложная работа, которая только у вас была.
— Президент говорит именно об этом. Он говорит о том, что работа в муниципалитетах, управление городами и населенными пунктами — это одна из самых сложных задач. Я лишь могу подтвердить его слова.
— Но, как вы относитесь… открытые же комментарии в соцсетях, вы их читаете?
— Я по-другому работаю. Руководителю необходимо анализировать большой массив данных. И если говорить исключительно о комментариях к каждому конкретному посту — это довольно тяжело. Мы работаем по двум направлениям: по резонансным публикациям, которые требуют немедленного реагирования, если позволяет бюджет, или этого требует, например, безопасность жителей. И второе — это системные вопросы, которые анализируются и уже рассматриваются в рамках ближайшей бюджетной комиссии — способен ли муниципалитет решить ту или иную задачу, которую обозначают жители. Два направления: либо экстренные вопросы, которые мы должны решать, как администрация города Владивостока, либо системные вопросы, которые мы должны аккумулировать, анализировать и выносить на ближайшие бюджетные комиссии, чтобы изыскивать средства для реализации этих мероприятий. Но они могут быть самыми разными.
— В следующем году заканчивается ваша первая пятилетка на посту главы Владивостока. Что хотите сделать за этот год? Что для вас принципиально сделать?
— У нас намечен план. Я убежден, что говорить о каких-то конкретных проектах было бы странно. Вот мы начали с вами с образования. Сказать о том, что какую-то конкретную школу мы хотели бы капитально отремонтировать? Мы в самом начале ставили перед собой задачу получить возможность финансирования с уровня федерального правительства капитального ремонта наших школ. И ее реализовали: теперь капитальные ремонты, которые проходят в городе, мы делаем за счет федерального бюджета. Это дает нам возможность ремонтировать больше и закрывать больше вопросов по техническому оснащению. Если мы говорим о тепловых сетях, то эта работа точно не на ближайший год. Я уверен, что на ближайшую пятилетку, как минимум. Работа системная, большая, нам ее придется реализовывать и реализовывать всерьез.
Уверен, что следующий шаг в целом во Владивостоке будет в том числе и по сетям водоснабжения — мы видим течи зимой, и это еще один большой блок, по которому работать точно нужно.
— Работы непочатый край.
— Много направлений, на которые стоит обратить внимание. В этом году мы к Восточному экономическому форуму откроем по поручению президента экстрим-парк, первый этап. Будет очень интересный проект. Дети со всего Дальнего Востока будут мечтать приехать в город Владивосток покататься на этой площадке. А у ребят из Владивостока или ближайших городов, Надеждинского округа, Артема, такая фактическая возможность будет — сядут на общественный транспорт, приедут к нам, пройдут по территории кампуса ДВФУ, покатаются. Место и сам проект очень достойные
— Абрикосы будем высаживать? Вы в 2021 году говорили, что мечтаете об этом.
— Абсолютно. Вы правы. Мы реализуем эту задачу, например, на Огарева. Развязка рядом с Приморской сценой Мариинского театра уже может похвастаться абрикосами, причем в значительном количестве. Это абрикосы взрослые — метра по 4 минимум. Это были 5-летние саженцы, понимаем, что до цветения осталось совсем немного. Они привыкнут к тем местам, куда их высадили в этом сезоне, перезимуют, и на будущий год, весной, мы сможем увидеть первые цветы. Это будет очень красиво.