Инвесторам предлагают вложиться в хабаровские водоросли и моллюсков

Инвесторам предлагают построить марикультурную ферму в Хабаровском крае. Согласно расчетам, она сможет выпускать на рынок порядка 200 т гребешка в год и окупится уже через 5 лет. Об условиях реализации этого проекта, а также о рисках и перспективах развития бизнеса на Дальнем Востоке рассказал первый заместитель директора краевого Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций Владимир Комков.
– На инвестиционном портале Хабаровского края сказано, что создание фермы по разведению морских гидробионтов – это обновленное предложение. Что значит «обновленное»? Вы и раньше это предлагали, просто не нашлось инвесторов? Или в чем дело?
– Нет, Татьяна, вопрос немножко ставится иначе. В 2024 году Хабаровский край и, соответственно, Агентство привлечения инвестиций Хабаровского края, вошли в число пилотных регионов для внедрения новых стандартов по инвестиционным предложениям. Они были разработаны Минэкономразвития России, и, так как мы стараемся со всеми нововведениями идти в ногу, развивать свои услуги, мы вошли в этот пилотный проект. И в 2024 году были разработаны предложения новые инвестиционные, которые получили намного более глубокую проработку. Мы на сегодняшний день в инвестиционных предложениях по новой форме практически всю работу делаем за инвестора. Предложение уже включает в себя все: бизнес-планы, финансовые модели, привязку к конкретным земельным участкам либо к хозяйственным комплексам, где можно это реализовывать, проработку ресурсной базы, потому что для любого инвестиционного проекта необходимо ресурсное обеспечение – газ, свет, вода и так далее. Мы это все прорабатываем, оформляем в достаточно удобный вид – в виде диаграмм, пояснений, слайдов, и предлагаем уже нашим потенциальным инвесторам вкладываться в эти виды бизнеса. Для разработки ниш берутся достаточно незанятые или мало конкурентные сферы, которые требуются в Хабаровском крае, но мы видим в них большую перспективу. Вот таким образом сейчас ведется эта работа.
– То есть вы, по сути, вы вообще избавили бизнес от массы хлопот, взяли на себя всю основную работу бизнеса. Нужны только инвестиции, а все остальное вы сделаете за них. Получается так?
– Ну, по большому счету, я бы не называл это так. Но мы стараемся облегчить жизнь.
– Ну на начальном этапе.
– Да, мы стараемся облегчить жизнь для принятия решения, даем максимум информации.
– Но почему, на ваш взгляд, фермерский марикультурный бизнес на Дальнем Востоке до сих пор толком не развит? Ведь у нас в регионе действительно идеальные условия для выращивания морских моллюсков.
– Марикультура – сфера достаточно новая, в какой-то степени, потому что выращиванием гидробионтов, я не сильно помню, чтобы при Советском Союзе, например, было такое возможно, технологии еще не позволяли. И на сегодняшний день сельскохозяйственные и рыбопромышленные комплексы – это одна из самых сложных сфер для реализации. Эти сферы очень ответственные, у них достаточно большой срок окупаемости, но при этом у них большой потенциал. Правительство Российской Федерации и правительство региона максимально сейчас смотрят в эту сторону, чтобы закрыть потребности нашего местного потребителя, жителей Российской Федерации, и также увеличить поставки продукции на экспорт. Мы выбрали эту тему для себя, потому что есть возможности и в Хабаровском крае, в том числе. При этом существует ряд, скажем так, небольших нюансов при ведении этого бизнеса. В данный момент Общественный совет при Росрыболовстве прорабатывает и анализирует в целом сферу и эти ограничения для того, чтобы законодательно какие-то нюансы снять максимально быстро и уже переходить к более плодотворной работе в реализации подобных проектов.
– Что это за ограничения? Например?
– Если привести пример, то марикультуру на сегодняшний день фактически относят к опасным производствам: у нас все, что связано с бассейнами рек, водоемов, связано с дноуглубительными работами, и все производства должны проходить государственную экологическую экспертизу. При этом марикультура не подразумевает никаких подобных работ, но все-таки на законодательном уровне они тоже обязаны проходить такую госэкспертизу, что затрудняет реализацию подобных проектов. Хотя такие проекты уже существуют на Дальнем Востоке и достаточно активно развиваются, в принципе, нет ничего невозможного, то есть с этими ограничениями можно и нужно работать. Поэтому, стоп-факторов мы не видим. Мы со своей стороны, как Агентство по привлечению инвестиций, сопровождаем все инвестпроекты по принципу одного окна. Мы с инвестором проходим все этапы от идеи до реализации, введения проекта в эксплуатацию – выхода на производственные мощности.
– Ваши расчеты показали, что марикультурная ферма производительностью 200 т гребешка, 30 т трепанга и 100 т ламинарии в год окупится в течение примерно пяти лет. Это при благоприятном сценарии или при любом развитии событий? Что и как вы считали?
– Мы брали базовый расчет, исходя из периода роста гидробионтов. Это такой стандартизированный расчет. Безусловно, в каждом инвестиционном проекте очень многое зависит от самого инвестора и его вовлеченности в процесс: насколько будут проработаны рынки сбыта, насколько он сам будет включаться в производственные процессы и увеличивать производственные мощности. Этот параметр, скажем так, усредненно стандартизированный, и с ним можно двигаться либо в одну, либо в другую сторону.
– Я знаю, что при реализации этого бизнес-проекта можно получить компенсацию капитальных расходов. Как работает этот алгоритм, и на какие бизнес-проекты вообще распространяется?
– Да, действительно, можно получить компенсацию – субсидию до 25% понесенных капитальных затрат. Ни для кого не секрет, что для организации любого производства, любой деятельности требуются помещения, земельные участки, площади, офисы, склады и так далее. Так вот, можно получить субсидию 25% на возмещение капитальных затрат. Мы всем инвесторам помогаем. Схема достаточно проста. Первоначально инвестор вкладывает собственные деньги, потом собирает пакет документов, подает их в орган, выдающий субсидии, и получает возмещение части своих затрат, что немножко ускоряет сроки окупаемости, либо дает возможности для дальнейшей модернизации, для расширения собственного бизнеса.
– У вас желающие уже есть? Хотя бы кто думает о создании марикультурной фермы? Потому что у нас в Приморье есть вполне успешные примеры.
– Обращения, безусловно, идут, но инвестиционный процесс в нынешней геополитической обстановке и с нынешней кредитно-денежной политикой немножечко, наверное, затормозился. То есть сейчас инвесторы более осмысленны, более…
– Более осторожны?
– Да, осторожны, и больше времени оставляют себе для принятия решения, почему, собственно, и делается вот такое проработанное инвестиционное предложение. У нас по марикультуре на данный момент еще нет инвестора, который бы уже приступил к реализации, пока идут только обсуждения, но у нас есть другие примеры инвестиционных предложений, где некоторые проекты уже реализованы. Это, например, торгово-развлекательные и гостиничные комплексы и так далее, то есть инструмент действенный, инструмент рабочий и мы уверены, что, безусловно, на каждое инвестпредложение найдется свой реализатор.
– Расскажите чуть подробнее. Помимо марикультурной фермы в каких сферах вы видите инвестиционный потенциал, потенциал роста для бизнеса?
– У Хабаровского края, в частности, и у всего Дальнего Востока огромный инвестиционный потенциал. Всем известно, не первый год мы говорим про разворот на Восток. Руководство страны и руководство каждого региона об этом говорит. Исторически так сложилось, что у нас практически не занятый рынок, в какую сферу ни посмотри, везде есть потенциал для роста. Для нас, например, это тепличные комплексы в сельском хозяйстве, овощехранилища – большой запрос, просто огромный, это и логистические комплексы. Логистика торговли с Китаем и товарного оборота огромная, логистика на Дальнем Востоке сейчас огромная. Опять же, с развитием строительного комплекса сейчас много квадратных метров жилья вводится во всех регионах Дальнего Востока, и поэтому в производстве строительных материалов на Дальнем Востоке огромный дефицит. Любой инвестиционный проект, связанный с производством стройматериалов на Дальнем Востоке, чтобы исключить затраты на логистику до западной части страны, безусловно, найдет своего потребителя. Кроме того, в производственной сфере у нас практически нет конкуренции я считаю это огромным плюсом. Есть огромный рынок сбыта, например, Китай, который очень активно потребляет нашу продукцию. Безусловно, нужно выбирать сферы, где и что производить, но таких сфер очень много. Китайцы очень любят наши товары, особенно, кстати, в сельском хозяйстве, потому что они считают, что у нас самые чистые продукты, намного чище, чем у них. В этой сфере точно есть большой потенциал. Вообще у нас на портале порядка 100 инвестиционных предложений сейчас размещено, и в каждом из них есть свои плюсы для реализации.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.