Бизнесу Владивостока предлагают более 70 объектов городского имущества
Бизнесу Владивостока предлагается более 70 объектов муниципальной собственности для аренды или покупки. Только на заключенных в прошлом году сделках казна города пополнится на 72 млн руб. за пять лет. О том, как проходит процедура торгов, каким бизнесом занимаются там предприниматели и почему на островах сложно реализовать имущество, в интервью РБК Приморье рассказала директор МКУ «Агентство по продаже муниципальных земель и недвижимости» Наталья Куркова.
— Наталья Викторовна, расскажите, насколько трудоемкий это процесс — оформление в аренду участка или помещения? С чего стоит начать?
— Совершенно никаких сложностей для граждан, предпринимателей или компаний нет. На официальном сайте администрации города есть раздел, где выложен перечень свободных помещений, которые могут сдаваться в аренду. Те из них, что еще не сданы, могут быть выставлены на торги — в этом случае достаточно заявиться на участие в аукционе. Если же помещение не арендовано и еще не выставлено на торги, то нужно обратиться через сайт в управление муниципальной собственности, и тогда будет запущена процедура подготовки аукциона.
Для того, чтобы начать проведение торгов на объект, который не внесен в перечень, и находится в собственности муниципалитета, есть две процедуры. В первом случае инициатором выступает мэрия. Свободное помещение проходит оценку, а затем передается для проведения аукциона нашему агентству.
Есть другая процедура, когда любой предприниматель, любой гражданин обращается в администрацию города и заявляет заинтересованность тем или иным объектом для занятия бизнесом. Здесь тоже нет никаких сложностей — специалисты администрации проверят, действительно ли объект свободен, нет ли на нем каких-то обременений и не нарушаются ли права третьих лиц. Потом запускается процедура торгов.
Это что касается зданий и помещений. С земельными участками там ситуация еще проще. Предприниматель, решивший что-то построить на пустующем земельном участке в целях ведения бизнеса, может на сайте Росреестра по координатам или адресу найти его на публичной кадастровой карте. Если это неразграниченный участок, находящийся на территории города Владивостока, либо это зарегистрированная муниципальная собственность и нет арендатора, то достаточно направить заявление в мэрию именно на предоставление его в аренду на торгах. На практике от момента обращения в профильное ведомство до аукциона проходит всего около двух месяцев.
— Сколько всего объектов сегодня доступно для аренды и покупки? И сколько денег заработал город?
— Это 9 земельных участков, по которым объявлены аукционы, еще 2 участка находятся на стадии подготовки. Еще 20 объектов недвижимости будут выставлены в аренду — это два здания и 18 помещений. Кроме того, в программу приватизации включены 40 объектов для дальнейшей продажи.
В 2024 году были проведены аукционы и уже заключены договора аренды на 1,2 млн руб. ежемесячно. То есть если договор аренды заключается на 5 лет, то город получит по ним около 70 млн. За полгода 2025 года заключено договоров на 370 тыс. руб. в месяц, за 5 лет это примерно 22 млн.
— В этом году по вновь заключенным договорам какие были самые крупные объекты? Чем там займется бизнес?
— В этом году у нас был объект под автосервис на улице Полярная. Это отдельно стоящее здание, которое уже когда-то использовалось под СТО, внутри все оборудовано, там есть смотровые ямы, есть куда крепить крюки для поднятия машин. Но там необходимо сделать ремонт. Мы провели по нему большой аукцион, много желающих для участия было. Новый арендатор намерен этот автосервис развивать, и для Чуркина это актуальный объект, он будет востребован. Стоимость аренды составила около 100 тыс. руб. в месяц.
— Есть такие объекты, которые не удается продать или сдать? Что с ними происходит дальше?
— Да, есть. В основном это объекты, которые находятся на островных территориях — Попова и Русском. На острове Попова сложность в том, что здания, которые предлагаются в аренду, давно не ремонтировались. Поэтому туда должен зайти инвестор, готовый потратить свои деньги для создания прибыльного бизнеса.
На Русском у нас нет таких зданий, там есть помещения, которые выведены из состава жилых. Это были многоквартирные дома на 4-6 хозяев. Часть квартир, оставшихся без жильцов, переведены в нежилой фонд. И теперь мы их пытаемся продать на торгах. Сложность в том, что состояние помещений требует ремонта — это бывшие квартиры, в них жили люди, которые все после себя оставили.
А вот в черте города таких объектов, которые бы никак не продавались, нет — со временем продается все. У нас даже были такие ситуации, когда дважды торги не состоялись из-за отсутствия заявителей, а на третий раз вышло сразу пять участников.
— А цены при этом снижаются?
— По-разному. Если мы берем продажу имущества по программе приватизации, то там не предполагается снижение цены, потому что начальная стоимость базируется на оценке. Если аукцион не состоялся, мы можем провести продажу посредством публичного предложения — после принятия соответствующего решения Думы Владивостока. В этом случае в ходе торгов цена может снижаться до 50% от оценочной стоимости. Это отдельная процедура, она не по нашему решению, а только с согласия городского собрания.
Примерно половина объектов уходит на аукционах, вторая половина — по продаже посредством публичного предложения. Когда мы говорим об аренде зданий или помещений, то цена там не снижается никогда, это не предусмотрено законодательством. Вот как начальная цена была установлена, так и на протяжении всех торгов, сколько бы раз мы не проводили, она будет неизменной. По земле есть возможность снижения до 30%.
— На острове Рейнеке было выставлено сразу несколько участков, они все предполагаются под туристическое обслуживание. Что под этим подразумевается? Какой деятельностью там будет заниматься бизнес?
— Строительством — созданием баз отдыха, летних лагерей, пансионатов, гостиниц. Тех объектов, которые будут работать круглогодично, а не только в пляжный сезон. У нас уже завершился прием заявок, желающих очень много. Разыгрываются эти 7 участков впервые. Думаю, что аукционы состоятся.
— Также участок на улице Фортовая выставлен, он находится в границах объекта культурного наследия. Под какую деятельность он предполагается?
— Изначально этот земельный участок был выставлен по инициативе гражданина. Наши специалисты его отрабатывали, чтобы можно было предоставить в тот вид разрешенного использования, который был в заявлении. К сожалению, когда мы начали изучать, запрашивать документы, оказалось, что он находится в границах охранной зоны объекта культурного наследия, и, соответственно, никакая хозяйственная деятельность, связанная со строительством, вестись там не может.
На нем можно располагать сооружения туристической направленности: площадки для занятия спортом, познавательного туризма, поля для гольфа и конных прогулок, палаточные лагеря, теннисные корты, площадки волейбольные. Эта деятельность строительства не предполагает. Не могу сказать, что будет результативный аукцион, потому что у нас такое имущество не пользуются спросом. Все хотят либо стоянки, либо земельные участки, где можно что-то построить.
— А вообще какие объекты более популярны — коммерческие помещения, земля или все же здания?
— Земля очень популярна, у нас практически 90% земельных участков, выставленных на торги, уходят с первого аукциона. Их ищут под определенные виды деятельности, с запросами к нам очень часто обращаются. Поэтому земля — это самое актуальное сейчас, то, что будет на рынке пользоваться спросом.
Во вторую очередь аренда зданий и помещений. Покупка имущества — это уже существенные затраты, не все могут себе это позволить. А аренда доступна многим. К тому же после одного — двух лет использования объекта у арендатора по закону появляется право выкупить его без проведения торгов.
— Есть какие-то программы поддержки для льготных категорий граждан?
— Таких программ нет. Единственное, что в аукционах по аренде имущества или земельных участков для ведения малого и среднего бизнеса участвовать в торгах могут только субъекты МСП. Крупный бизнес на этот аукцион не зайдет. Если выставляются земельные участки под индивидуальное жилищное строительство (сейчас у нас пока таких нет), то участвуют только граждане, не компании и не предприниматели. Это те гарантии, которое дает законодательство.
— У вас недавно появился сайт отдельный, где можно посмотреть перечень выставленного имущества. Зачем его сделали, и будет ли он как-то еще развиваться?
— Мы очень рады, что наконец-то у нас появился доступ к этой странице, потому что была большая проблема. Люди к нам приходили и спрашивали, где найти информацию о муниципальном имуществе, которое выставляется на торги, где посмотреть извещения, где найти фотографии и так далее. Мы их начинали гонять по официальному сайту. Это было достаточно сложно. В прошлом году пришли к тому, что нам нужно сделать прямой доступ с главной страницы сайта администрации города на страницу земельно-имущественных торгов. Теперь сориентироваться в этой системе легче — можно увидеть полный перечень имущества, выставленного на торги, посмотреть фото каждого объекта, ознакомиться с условиями участия в аукционе.
— По фото увидеть объект это одно, а посмотреть, что он из себя представляет, можно? Устраиваете показы?
— Да, это прям обязательное условие, и мы всем советуем обязательно смотреть объекты. Потому что бывают такие участники, которые имущество лично не видели, а при подписании акта приема-передачи они начинают говорить о каких-то особенностях. Поэтому да, с момента объявления аукциона, начала приема заявок, нам передаются ключи от помещений. У нас есть специалист, который занимается непосредственно показами, у него вся неделя расписана только поездками.
— В каких случаях могут отказать потенциальному покупателю?
— Если человек вышел на аукцион, его признали участником, и он стал победителем, то здесь уже никак не откажут. Это прямое требование законодательства — заключить договор. Могут отказать в участии в торгах, если, например, документы не соответствуют требованиям — предоставлены не в полном объеме, не оплачен задаток. Или если иностранные граждане подали заявку на участие в торгах, по российскому законодательству владеть землей на праве собственности они не могут. Там небольшой перечень ограничений. Да, и список документов, которые необходимо предоставить в составе заявки, минимальный.
Что же касается аукционов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, пока у нас это еще «бумажная» процедура. Но я думаю, что к концу года мы придем к электронным аукционам, особенно по тем объектам, которые вызывают массовый интерес, ажиотаж. Обычно много желающих на киоски, автолавки, торговлю елками зимой, тюльпанами к 8 марта.
В целом участвовать в аукционах легко. Приведу пример — предприниматель много лет платил посредникам, чтобы ему заполняли заявку. По 30-40 тыс. руб. платил. А когда побыл в нашем агентстве, мы за 10 минут помогли ему заполнить документы совершенно бесплатно. Мы даем консультации по телефону, по электронной почте к нам обращаются, у нас есть страничка на ВК, Одноклассниках, туда тоже можно писать обращения, мы обязательно отреагируем. Помогаем даже с электронной подписью разобраться. Всегда оказываем поддержку, потому что чем больше будет участников, тем выше будет наша результативность — больше имущества мы реализуем, и средства от продажи или аренды поступят в бюджет.