Перейти к основному контенту
Утилизационный сбор⁠,
Эксклюзив

Владимир Шестак: Утилизационный сбор — это не про утилизацию

Глава компании «Альтаир-Авто» - о перестройке рынка, выживании отечественного автопрома и адаптации импорта
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

В сентябре Минпромторг анонсировал корректировку расчета утилизационного сбора и предложил определять его сумму с учетом мощности автомобиля. С тех пор дискуссии в обществе, бизнес-среде и органах власти не утихают. О том, кому и зачем нужно изменение расчета утильсбора, какой это даст мультипликативный эффект и что в связи с этим делать автобизнесу, РБК Приморье рассказал генеральный директор компании «Альтаир-Авто», член правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники Владимиром Шестаком.

Видео: РБК Приморье

— Изначально учитывать мощность двигателя в расчете утиля предложили представители «Объединения автопроизводителей России». По их словам, «действующая система больше не обеспечивает необходимую социальную дифференциацию, при которой владельцы более мощных и дорогих автомобилей платят больше за утилизацию». А как вы считаете, смогут ли предлагаемые изменения обеспечить ту самую социальную справедливость и дифференциацию? И нужна ли она вообще?

— Если мы говорим про утилизационный сбор в контексте утилизации, то уже давно всем понятно: никакой связи между утилизационным сбором и фактической утилизацией автомобилей или техники нет.

— А она когда-нибудь была?

— Ее не было никогда. И за все эти годы, что мы наблюдаем этот процесс, она так и не появилась. Совершенно очевидно, что это меры нетарифного регулирования в рамках ВТО, которые придумали, чтобы взимать дополнительные платежи и поддерживать отечественных производителей. По старой привычке сбор до сих пор называют утилизационным, потому что нового ничего не придумали — и вопросов, значит, меньше. Функция у него одна — фискальная, направленная на пополнение бюджета. И с этой задачей он справляется все лучше.

Хотя здесь есть интересный момент: у нас по-разному растет утилизационный сбор на автомобили и на спецтехнику. В прошлом году произошло существенное повышение сбора на строительную и специальную технику — в бюджет закладывали крупные поступления. Однако из-за резкого увеличения ставок импорт сократился более чем вдвое, и в итоге по бюджету образовался недобор. Это данные текущего года. Сейчас повышение коснулось автомобилей — цель та же: пополнение бюджета. Ни о какой «социальной справедливости» или реальной утилизации речи не идет, потому что системы переработки машин в нужном виде просто не существует.

— С предложением к Минпромторгу обратились российские автопроизводители. Они выиграют от повышения утильсбора?

— Несомненно, определенная выгода для них будет. Разница в цене между импортными и отечественными машинами увеличится. Хотя сам механизм уплаты сбора все равно подразумевает последующую компенсацию из бюджета, то есть не все так просто. Но в целом — да, конечно.

Вы знаете, у КамАЗа объем продаж сократился почти на 60%, у других производителей — тоже падение. Поэтому это отчаянная попытка удержать покупателей, которые привозят автомобили под личное пользование, и вернуть их в дилерские центры российских марок. В целом, я не могу назвать это вредной тенденцией: ориентировать рынок на отечественные бренды — логично и правильно.

— Оправдывает ли цель такие меры?

— Думаю, да. Как бы мне не хотелось это говорить, но переориентация действительно необходима. Мы видим, что даже новый закон о такси, разрешающий использовать только российские автомобили, направлен на развитие собственного производства. И, пожалуй, это единственный путь для автопрома сегодня — наращивать выпуск и создавать совместные предприятия с иностранными брендами. Другого выхода нет. От импорта мы больше зависеть не можем, и нынешняя стратегия постепенного отсечения от него реализуется именно такими шагами.

— Что будет с импортными автомобилями премиум-класса? Эксперты заявляют, что с повышением утилизационного сбора они могут вообще исчезнуть.

— Ну, как мы понимаем, исчезнуть они, конечно, не могут. Мы видим рост цен на протяжении последних десятилетий — и это происходит постоянно, причем скачками. Если взять последние пять лет, стоимость условного «Гелендвагена» была около 15 млн рублей в 2020 году, сейчас — 30 млн рублей, то есть выросла в два раза. Конечно, их стали покупать меньше, но покупают по-прежнему. Исчезновения премиальных марок не произойдет. Социальные аспекты различны, поэтому падение продаж гарантировано, но любители дорогих автомобилей премиум-класса остаются.

— Но некоторые московские дилеры, специализировавшиеся на премиум-сегменте европейских и американских машин, говорят: «Мы закрываемся, убытки такие, что это нерентабельно».

— Да, убытки сейчас несут абсолютно все автомобильные дилеры — и китайских, и европейских брендов. В целом автобизнес сейчас неприбыльный, идет глобальная перестройка рынка. К чему это приведет, сказать трудно. Мы видим, что одна за другой закрываются дилерские компании. Громкий пример — «Ключавто», известный на рынке. У них было около 40 салонов по стране, сейчас они, по сути, перестали существовать: все закрыто, имущество забрали за долги. Кредиты стали неподъемными при текущих ставках.

Автобизнес подразумевает наличие автомобилей в дилерском центре, а текущая кредитная ставка делает это крайне нерентабельным. В сегменте китайских брендов — а сейчас это основные марки на рынке — и маржинальность, и структура работы построены не в пользу дилера. Если европейские марки заботились о дилере, чтобы он развивался и рос, то китайские — нет. Дилеру приходится выживать самостоятельно, а с такими процентными ставками это почти невозможно.

— А если уйти на маркетплейсы и не содержать автосалоны?

— Именно так это и происходит. Это нормальная тенденция, к которой всем дилерам нужно готовиться. Мы видим, как меняются модельные линейки. Раньше, выбирая автомобиль, можно было зайти в богатый конфигуратор и настроить буквально все — от строчки на руле до формы сидений. Сейчас предлагают выбор из трех пакетных комплектаций — дилер и продавец уже не нужны. Вы заходите на условный «Озон», выбираете автомобиль, добавляете в корзину, оформляете кредит или лизинг. Недавно «Озон» запустил лизинг, и юридическое лицо уже может приобрести автомобиль через платформу.

Дилеры из этой линейки уходят, но это не китайское изобретение — европейская практика. Мерседес во многих странах уже перешел на прямые продажи. Дилеры остаются, но выполняют функции агента: выдают автомобиль, обслуживают его, проводят предпродажную подготовку, но не владеют машиной. Этот подход применяли и в Австралии — там покупка автомобиля происходит напрямую у производителя, а дилер служит только локацией для технического обслуживания и последующего ТО.

— А российский потребитель готов к переходу на покупку автомобиля через маркетплейсы?

— Здесь, конечно, есть диверсификация по городам: чем больше мегаполис, тем выше готовность к платформам, чем меньше город — тем ниже. Но в целом это вопрос времени. Мы уже видим, что доля маркетплейсов растет, и растет существенно. Когда выбор автомобилей и комплектаций ограничен, покупатель приезжает в салон, проходит тест-драйв — а затем возвращается домой и оформляет заказ через маркетплейс. Это те же потребительские привычки, которые плавно перекочуют в онлайн. Мы видим это уже сейчас: к нам, как к дилерам, приходят запросы от клиентов, которые проходили тест-драйв, но заказывали автомобиль через платформу.

Кроме того, общая экономическая ситуация и снижение потребительского уровня также влияют: клиенты ищут, где дешевле и проще. Даже 15–20 тыс. рублей в контексте многомиллионного автомобиля играют роль. Поэтому покупатель будет приобретать автомобиль там, где выгоднее — так было всегда и будет, если нет индивидуализированного подхода к продаже.

— Тем не менее, вы говорите, что люди, ездившие на Mercedes, не пересядут на Prius. Этот сегмент сохраняется?

— Если говорить о реальных клиентах, которые всегда ездили на этих автомобилях, многие продолжают это делать, просто замедлили обновление парка. В целом темпы обновления линеек снизились. Например, Mercedes: последнее существенное обновление моделей произошло в 2022 году. После этого новых моделей не появлялось — был акцент на электромобили, а немецкая тройка поняла, что рынок электротранспорта для них не основной, и теперь возвращается к привычной стратегии. Поэтому люди продолжают ездить на тех же машинах.

Когда возникает потребность сменить автомобиль, клиент идет к дилеру. Но эта привычка постепенно изменится: дилерам становится нерентабельно работать, продавая два-три автомобиля в месяц. Количество премиальных шоу-румов по стране сокращается массово. В итоге условный Mercedes станет настолько эксклюзивным, что в шоу-руме будут обслуживать лишь одного-четырех клиентов в месяц. Рынок сокращается, особенно премиальный сегмент.

— Какое влияние на Дальнем Востоке окажет изменение правил утилизационного сбора?

— Здесь есть несколько моментов. Большинство японских автомобилей изменения не коснутся — до 160 л. с. — это основной объем ввоза. Что потеряет регион? Корейский рынок: из Кореи ввозили преимущественно дорогие мощные автомобили. Они останутся под заказ, но значительного потока уже не будет. Для жителей Дальнего Востока, привыкших к японским авто, изменений почти не будет: выбор автомобилей, которые не подпадают под новый утилизационный сбор, достаточно велик.

Китайские бренды усиливают свои позиции: у них большой выбор автомобилей, соответствующих требованиям утильсбора, включая японские модели, собранные в Китае, и импортные. Например, «Субару Форестер» с двухлитровым мотором, полноприводный, 150 л. с., без турбины — привычен дальневосточному потребителю.

Я ожидаю, что китайские производители перестроят свои линейки, чтобы соответствовать новым требованиям российского утильсбора. Для них Россия — третий по значимости рынок экспорта. Уже есть примеры, когда китайские заводы корректируют маркировку года выпуска, чтобы автомобили попадали под льготный «утиль». Китайский рынок демонстрирует высокую адаптивность.

— Правда ли, что все автопроизводители в мире боятся китайцев?

— Боятся китайцев? Конечно. Чтобы далеко не ходить, недавно глава Ford съездил в Китай, вернулся и на собрании акционеров и директоров сказал: «Я был унижен тем, как сильно продвинулся китайский авторынок, нам теперь нужно догонять их». И глава Ford ездит на Xiaomi, например. В мире электро- и гибридных автомобилей китайцы ушли очень далеко вперед. Недавно новую Xiaomi заметили на заводе Ferrari в Италии — там разбирают, пытаются понять, как они этого добились.

— То есть все перевернулось с ног на голову?

— Абсолютно. Но это касается только электро- и гибридной энергетики. В классических двигателях китайцы не доминируют, потому что этим никогда не занимались. А в электро-мире — да. Именно поэтому Mercedes, BMW и Audi пересмотрели свои планы по полной электрификации модельного ряда: конкурировать с Китаем пока невозможно.

— Возвращаясь к утильсбору: Денис Мантуров поручил Минпромторгу проработать возможную отсрочку введения новых правил. Это что-то изменит?

— Это поможет лишь тем, кто уже заказал автомобиль и рисковал не успеть завершить таможенное оформление, не более того. Время до ноября, максимум до декабря. Но причины для введения утильсбора остаются.

— Почему? Общественное обсуждение собрало более 130 тыс. дизлайков.

— Да, впервые в истории. И некоторые эксперты считают, что правительство может отреагировать. На мой взгляд, это может привести к пересмотру отдельных критериев, но в целом избежать повышения утильсбора не удастся. Сейчас это очень четкий экономический инструмент пополнения бюджета, который отстает от плановых показателей. В нашем телеграм-канале я приводил цифры за 2024 год: в России собрали 1,1 трлн руб. утилизационного сбора. Этой суммы хватило бы, чтобы полностью купить Nissan со всеми 17 заводами в мире. Утилизационного сбора в России собрали больше, чем весь НДС с импортных товаров — от подгузников до самосвалов. Это инструмент, от которого никто не откажется. А планка в 160 л. с. оставляет очень большой зазор для обычных граждан, которые спокойно смогут привозить автомобили, как и раньше, и иметь широкий выбор моделей.

— Тогда кто эти 130 тыс. человек, которые поставили дизлайки?

— Активные граждане. Конечно, никому это не нравится. Я не знаю ни одного человека, который бы отреагировал положительно, при том, что сам ездит на автомобиле с мощностью 150 л. с. Любые сборы населению не нравятся, налоги никогда не нравились. Опять-таки, мы видим, что за повышением утилизационного сбора всегда идет рост цен на отечественную продукцию.

— Если говорить о мультипликативном эффекте, что повлечет за собой увеличение утильсбора?

— Да, и здесь важно понимать мультипликативный эффект. На легковые автомобили он минимален, потому что это товары массового потребления, которые остаются у людей. А вот на грузовики и строительную технику эффект огромный: стоимость перевозок сразу вырастет, цена строительства увеличится, техника подорожает, и так далее.

— То есть цены на жилье тоже подрастут?

— На все подрастет, потому что базовые составляющие себестоимости увеличиваются в цене. На легковые автомобили — нет. Цель у сбора простая: с тех, кто зарабатывает больше и может себе позволить больше, собрать немного больше денег. А вот строительная техника, сельхозтехника, грузовики — да, здесь эффект значительный.

— Но на них утильсбор уже поднимали в прошлом году.

— Сейчас действует шестилетний план: утильсбор повышается каждый год. Он был утвержден один раз на шесть лет вперед, и теперь ежегодно растет без дополнительных обсуждений. Все об этом знают заранее. В конце года идет масштабная закупка техники: стоянки снова заполняются экскаваторами, хотя летом их распродали. Покупки происходят перед январским повышением сбора, потом полгода техника продается, и цикл повторяется.

— Но такого общественного резонанса на спецтехнику не было.

— Не было, потому что этим занимаются отраслевые сообщества и бизнес, а это маленький процент людей. Обычное население не видит, как подорожание экскаватора скажется на их жизни. Зато повышение утилизационного сбора на легковые автомобили понимают все — отсюда и 130 тыс. дизлайков. Но, повторюсь, как мне кажется, это не станет причиной не вводить новый расчет утильсбора. Пересмотреть, поменять — может быть. Может, планку поднимут до 180 л. с., потому что большинство, допустим, более мощных «фольксвагенов» или «тойот» находятся в районе 165-177 л. с. Может быть, это поменяют. Цели утильсбора другие: пополнить бюджет и поддержать отечественных производителей. При этом всегда наблюдается эффект роста цен на российскую продукцию: например, комбайны и тракторы. Если трактор 400 л. с. в 2019 году стоил 13 млн руб., сейчас его цена — 21 млн руб.

— Если Центробанк резко снизит ключевую ставку, это что-то изменит?

— Кредиты станут доступнее, автокредитование вырастет, но не радикально. Потребительские привычки меняются: люди готовы откладывать, а не тратить. Сейчас на фоне грядущего увеличения утильсбора население активизировалось: из Кореи и Китая стремятся привезти автомобили, пока цены не выросли. Логистика перегружена, пробки на границе — люди стараются успеть купить и привезти автомобили, потому что это выгоднее, чем банковский вклад.

— То есть рынок адаптируется?

— Да, русский потребитель умеет находить обходные пути: дверь закроешь — он через окно. Все перестраиваются и ищут способы завоза автомобилей. Российский рынок остается крупным и интересным для всех. Даже Япония и Корея закрывают глаза на введенные санкции и импорт автомобилей в России. Мы это видим по тому, что объемы не падают. Все понимают, куда едут эти машины. Китайские производители также будут подстраиваться под наше законодательство, как и раньше при вводе Евро-4, Евро-5. Под новый утиль они адаптируются точно так же. Так и живем: мы — импортеры автомобилей, это наша роль.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 9 декабря
EUR ЦБ: 89,71 (+1)
Инвестиции, 17:07
Курс доллара на 9 декабря
USD ЦБ: 77,27 (+1,18)
Инвестиции, 17:07
Все новости Приморье
Много света: где найти квартиру с окнами в пол РБК и ПИК, 17:15
Москвичам пообещали вечерний снегопад Город, 17:01
Reuters узнал о схеме компенсации инвесторам США за счет активов ЛУКОЙЛа Бизнес, 16:57
Расслабленная жизнь как на курорте: каким будет квартал Dream Riva РБК и Dream Riva, 16:55
Петросян и Гуменник вошли в число участников ЧР по фигурному катанию Спорт, 16:53
На подлете к Москве сбили три беспилотника Политика, 16:51
WSJ сравнила руины в секторе Газа с весом 186 Empire State Building Политика, 16:48
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Федерация отреагировала на заявку россиянина на «Олимпиаду на стероидах» Спорт, 16:46
Как устроена экономика Ирана РБК и РЭЦ, 16:37
Объявлен окончательный состав участников Матча звезд КХЛ Спорт, 16:36
Госдума уточнила преимущественное право детей-сирот на жилье без очереди Недвижимость, 16:34
ИИ не работает: какие 4 момента упускают из виду при его запуске Образование, 16:32
Трамп назвал Зеленского продавцом, уговорившим Байдена на $350 млрд Политика, 16:26
Politico узнало о желании США ухода Украины из Донбасса «так или иначе» Политика, 16:24