Перейти к основному контенту
Приморье ,   Эксклюзив

Шестаков рассчитывает вдвое увеличить бюджет Владивостока за пять лет

Градоначальник рассказал о путях решения транспортных проблем, ремонте инженерных сетей, планах по благоустройству
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

В следующем году бюджет Владивостока превысит 30 млрд руб., но глава города ставит перед собой цель – удвоить эти цифры к 2030-му. В интервью РБК Приморье Константин Шестаков рассказал об итогах уходящего года и планах на следующий. Разговор начался с транспортной сферы и повышения стоимости проезда в общественном транспорте, которое произойдет с 1 января.

– Вопрос от активного пешехода. Константин Владимирович, каков дальнейший путь развития сети общественного транспорта Владивостока? Уже есть выделенные полосы для автобусов, введен дифференцированный тариф, который повышается, – и объясняется это экономической необходимостью. Что нас дальше ждет? Брутто-контракты для перевозчиков?

– Пока нет. В первую очередь мы хотим сконцентрироваться на обновлении и дополнении подвижного состава в городе Владивостоке. Мы говорим о своем собственном предприятии муниципальном (ВПОПАТ №1 – прим. ред.). В этом году мы, на мой взгляд, ударно поработали благодаря возможностям, которые дают специальные казначейские кредиты и реализация мероприятий мастер-планов. В этом году мы уже приобрели и поставили 20 автобусов в первой половине года. И в сентябре, как мы и обещали, запустили часть этого подвижного состава дополнительными маршрутами на остров Русский – это 11-й и 22-й маршруты.

Видео: РБК Приморье

Также во второй половине года, уже в октябре, мы приняли решение, что заключим лизинговый контракт на приобретение дополнительного подвижного состава. Специально для этого мы полетели и переговорили с представителями различных заводов на территории нашей страны и на территории Беларуси. Нашли отклик у наших белорусских коллег, у МАЗа, – готовность поставить в этом году (все-таки это определенный вызов – в октябре принимать такие решения и поставить такое количество автобусов). Взятые на себя обязательства они выполнили, эти автобусы уже находятся на территории России.

Еще одно направление – это полное обновление состава наших троллейбусов. Первый контракт – 16 единиц, крепкая экономия, что позволило нам заключить контракт еще дополнительно на четыре. И к апрелю-маю будущего года эти дополнительные единицы будут изготовлены и поставлены нам в город Владивосток. В этом году, как я уже проговорил, 16 единиц будут здесь, первые пять уже вышли на маршруты в тестовом режиме. А что это нам дает – дает возможность, ввиду того, что это троллейбусы с автономным ходом, охватить еще и Снеговую Падь, охватить дополнительный маршрут. И это сможет приблизить жителей, которые проживают на этой территории, к транспортной пересадочной зоне на Второй Речке. Это одна из будущих станций того самого легкого метро, которое мы в том числе в текущем году обсуждали.

Легкое метро – это также отдельный путь для нашей работы. Сейчас коллеги из Российских железных дорог (ОАО «РЖД») разрабатывают технико-экономическое обоснование. В апреле будущего года они его представят, защитят у себя внутри, и в мае уже готовы будут выйти к нам. Но мы на месте не сидим, мы приняли решение о том, что сформируем десять территорий для перехватывающих парковок. По двум мы завершили строительство – в этом году запустим. Это Корабельная Набережная, она уже полностью обустроена: асфальтирование, разметка, освещение, видеокамеры, необходимые платежные терминалы. Фактически такая же ситуация на станции Вторая Речка, я ее уже упомянул сегодня. Еще восемь в будущем году мы приведем в порядок: они расположены от станции Железнодорожный вокзал до станции Угольная. Земельные участки нашли, сейчас оформляем, закрепляем за Центром организации дорожного движения.

В целом логика наших шагов следующая. Мы хотим укреплять наше муниципальное предприятие (ВПОПАТ №1 – прим. ред.). Объясню почему: потому что логика работы муниципального предприятия – все-таки она в исполнении той социальной функции, в первую очередь, которую оно несет, а не в коммерческой прибыли. Поэтому абсолютно понятно, что наши муниципальные маршруты заканчивают свою работу тогда, когда это необходимо в рамках текущего расписания, а не тогда, когда это комфортно коммерческому предприятию. Поэтому мы будем усиливать наше муниципальное предприятие, будем выходить на аукционы. Мы бы искренне хотели приобретать дополнительный подвижной состав, новый. Кстати, хотел отметить, что к текущему моменту те мероприятия, которые мы провели за последние три года, – в целом обновили 161 единицу автобусов, – это привело к тому, что средний возраст автобусов, которые курсируют в городе Владивосток, на муниципальных перевозках (в рамках города, есть еще межмуниципальные перевозки), составил 3,5 года. Это действительно очень хороший показатель.

Наша задача очень простая – сделать так, чтобы всем была очевидна необходимость соблюдения расписания и тех условий соглашений, которые были подписаны. Поэтому с одной стороны это усиление муниципального предприятия, с другой стороны это штрафы, которые в значительном объеме мы выписываем тем нашим партнерам, которые допускают нарушение действующих контрактов.

– Складывается впечатление, что все-таки более эффективно стимулировать партнеров могли бы именно брутто-контракты. Так как они видели бы выгоду.

– Вы абсолютно правы. Не «складывается впечатление», а это так и есть. Но средняя стоимость того самого брутто-контракта, который мы с вами обсуждаем, – он будет стоить порядка 3-4 млрд руб. В настоящий момент в муниципальном бюджете заложено порядка 700 млн руб. на компенсацию для наших перевозчиков, всех перевозчиков, стоимости проезда – от фактической до экономически обоснованной.

То есть для того, чтобы с января будущего года, проезд по транспортной карте в автобусе все-таки стоил 39 руб., а в троллейбусе – 30 руб., мы закладываем специально вот эти необходимые 700 млн руб. Для того, чтобы не перекладывать это на плечи наших пассажиров: жителей города и гостей, которые пользуются общественным транспортом. Это важное направление, но все-таки это не 4 млрд руб.

– Но повышение тарифов на проезд тоже, можно сказать, необходимая мера – мы обширно поговорили о том, как улучшается автопарк городских предприятий, в том числе.

– Согласен, но в большей степени мы говорим о текущих тратах. Здесь все очевидно: стоимость дизельного топлива, расходных материалов, заработная плата. Кстати, если говорить о муниципальном предприятии, мы значительно увеличили зарплату по одной простой причине: люди к нам должны приходить на работу, должны работать на муниципальном предприятии, мы должны осуществлять ту деятельность, которая на нас возложена по заключенному соглашению. Благодаря значительному повышению заработной платы – сейчас средняя заработная плата на предприятии составляет порядка 120 тыс. руб. – к нам за последние три месяца пришли 33 водителя, вот сейчас на проверке еще 14.

Вполне очевидно, что повышение заработной платы влияет на стоимость проезда, – это большая расходная часть. Но мы постарались увеличить стоимость проезда исключительно в объеме инфляции, поэтому понимаем, что это необходимая мера.

– Мы коснулись легкого метро – такое интересное словосочетание, которое многих путает, как я понимаю.

– Давайте скажем «наземное метро».

– «Наземное метро» – электричка с дополнительным количеством станций, которая охватит все необходимые районы города. Верно?

– Ну, если функционально говорить о том, что будет происходить, да – безусловно. Но здесь даже не количество станций, а такт движения важнее. Когда мы говорим о легком метро, все-таки это про периодичность движения тех поездов, которые курсируют на территории тех линий, которые уже существуют. И появятся новые станции – в первую очередь в тех микрорайонах, которые сейчас активно застраиваются, и в районе транспортных пересадочных узлов. Например, одна из таких станций должна появиться в районе Третьей Рабочей.

– Подводя итоги реализации мастер-плана за 2024 год на Совете по развитию промышленности, вы отметили, что одним из самых важных достижений стал ремонт 46 км инженерных сетей. Можно ли сказать, что сейчас количество «новостроек-ЖКХ» сравнивается с количеством «новостроек-ЖК»? И какой объем работы еще впереди?

– Такую аналогию мы не проводили, мы отталкивались от совершенно другой логики. У нас есть официальная рекомендация со стороны федерального Минстроя – при том техническом состоянии сетей, которое сейчас есть во Владивостоке, необходимо проводить модернизацию не менее чем 4% от общего количества сетей. Мы оттолкнулись от этих цифр. Собственно говоря, те работы, которые мы проводили, они привязаны к тем рекомендациям, которые нам дал федеральный Минстрой. Итого в направлении модернизации теплового хозяйства города Владивостока было направлено 5,3 млрд руб.

Безусловно, это все источники, это и средства «техприса» (технологического присоединения, которое осуществляет сетевая организация. – прим. ред.), и инвестиционных программ сетевых организаций, и средства федерального Фонда национального благосостояния, к которому мы смогли прикоснуться благодаря совместной работе с правительством Приморского края, краевой бюджет, муниципальный бюджет. Ну и, конечно, средства специального казначейского кредита. По этому направлению четыре позиции мы завершили в срок и уже даже оплатили. Направление важное – это жизнеобеспечение города, это та работа, которую нужно будет вести городу на протяжении, ну, как минимум, ближайших 7-8 лет.

– Мы затронули тему мастер-плана. Это долгоиграющий, долгосрочный документ, который задает фокус, направление развития. И одно из мероприятий, прописанных в нем, – это создание нового морского фасада со стороны Амурского залива. Что мы увидим, когда комплексный план будет реализован? Будет построено больше ЖК и торговых центров, или больше скверов и парков? Как морской фасад будет выглядеть?

– Это всегда баланс, но, на самом деле, основной акцент мы сделали на несколько территорий, которые должны преобразиться с точки зрения рекреационных возможностей. Мы говорим о протяженной набережной вдоль Амурского залива. Здесь, да, уместно поговорить именно об этой части города. От Токаревского маяка в сторону Угольной, как бы мы не вели вектор побережья, понимаем, что сталкиваемся с теми территориями, которые по своему духу должны стать рекреационными.

Мы неуклонно идем по этому пути. Как вы знаете, мы уже реализовали несколько подобных проектов. Например, сейчас завершаются работы по второму этапу реконструкции набережной в районе Спортивной гавани. Следующее направление – это набережная в районе станции Вторая Речка, или набережная Арсеньева. Следующее направление – это Татарка. Потом – парк имени Сергея Лазо.

Мы стараемся вовлекать все те территории, которые сейчас свободны от обременения. Уверен, что в будущем году – у нас такие договоренности уже есть – благоустройством мы пройдем совместно с нашими коллегами из Владивостокского морского торгового порта, совместно с компанией FESCO, – приведем в порядок территорию, примыкающую к Токаревскому маяку. И будем двигаться в сторону города. Также очередным этапом благоустройства мы пройдем по парку имени Сергея Лазо – эти средства уже заложены в специальных казначейских кредитах. Поэтому в будущем году эту работу нам будет необходимо выполнить. На самом деле, территорий такого рекреационного толка в будущем будет благоустроено достаточно много.

И стоит не забывать о том, что мастер-план – это не только специальные казначейские кредиты, это все возможности на всех уровнях бюджета, и национальные проекты в том числе. Поэтому хотел напомнить о том, что у нас жители города Владивостока выбрали три ключевые площадки для благоустройства в будущем году. Сейчас по этим площадкам ведется соучастное проектирование. Жители высказались о том, какие сценарии они хотели бы видеть на этих площадках. Это улица Кутузова, недалеко от кинотеатра «Нептун», или кинотеатра «Бородино». Это Некрасовская, не доезжая до Некрасовского путепровода (когда мы выезжаем из города). И третья площадка – это Борисенко, 102. Эту работу ведем сейчас, проектируем, и в будущем нас ждет активное благоустройство этих территорий. Источников для благоустройства – финансовых, в первую очередь, – их достаточно много. Это и национальный проект, который я только что упомянул, и средства специальных казначейских кредитов, по которыми мы прошлись, это еще и «1000 дворов», и «Твой проект», и конечно же, ТОСы. Поэтому на благоустройство, в том числе в будущем году, будет сделан особый акцент.

– Константин Владимирович, мы затронули темы благоустройства, строительства вскользь – не хватает кадров в этих отраслях. И не хватает водителей для общественного транспорта – это то, с чего мы начали разговор. Как Владивосток может помочь предприятиям и предпринимателями улучшать кадровую ситуацию, какие возможности для этого существуют сегодня в городе?

– Мы должны быть перспективным, ярким, динамичным городом. Убежден, что как только мы будем конкурентны в первую очередь в экономическом плане, как только мы будем развиваться с точки зрения благоустройства и комфортной среды, мы станем желанным местом для проживания многих. Мы – прекрасный город. Владивосток точно может в себя влюбить, но для этого должны быть экономические предпосылки.

Например, мы такую системную работу ведем по направлению образования. Мы достаточно конкурентны с точки зрения заработных плат. И ведем постоянную работу, уже третий год, по заключению целевых контрактов, целевого набора. Ребята, которые заканчивают наши школы, они идут в вузы, обучаются и уже возвращаются преподавателями, учителями в наши школы. Помимо работы с теми, кто проживает сейчас здесь, мы работаем с ребятами из других регионов. Например, в этом году к нам приехали из Архангельска, Петропавловска-Камчатского, Подмосковья, Хабаровска, Сахалина. К нам приезжает много, но понимаем, что нам необходимо еще больше. Поэтому, в будущем году мы приняли решение о дополнительном целевом наборе, но уже в педагогический колледж, который открыл двери в текущем году – благодаря решению губернатора Приморского края – на Народном проспекте в городе Владивостоке. После того, как обучатся ребята, мы их примем в качестве учителей начальных классов и воспитателей в детских садах, поэтому у нас такая достаточно обширная практика работы.

И вполне очевидно, что ключевым стимулом для многих является личностный рост. Мы стараемся вкладываться в тех преподавателей, которые будут в нашем городе, давать им возможность учиться и развиваться. И безусловно зарабатывать – это тоже важная часть. Ребята должны понимать, какие перспективы есть во Владивостоке, помимо Дальневосточной концессии, – уверен, это тоже один из существенных факторов привлечения ребят из центральной, западной части России к нам сюда.

– То есть в значительной степени улучшение демографической ситуации, привлечение молодых, активных, умных специалистов во Владивосток – это решение кадрового вопроса?

– В том числе. Это комплекс всегда, но в том числе.

– Вкратце также мы упомянули работу территориального общественного самоуправления. ТОСы развиваются в городе, их количество растет, количество объектов, которые они создают для улучшения жизни Владивостока, растет. Как вы думаете, это развитие самосознания общества или результат мер поддержки, которые оказываются по этому направлению?

– Это вопрос доверия. Все шло поступательно. Эта работа ведется третий год. Понятно, что ТОСы существовали и до этого. Но такое пристальное внимание со стороны органов власти только благодаря Олегу Николаевичу [Кожемяко] мы увидели. Сейчас абсолютно понятно, что если ты активный, если у тебя есть хорошая команда, если у тебя есть мечта, которая преобразит твой двор, дом или территорию рядом с ним, ты можешь обратиться на справедливый прозрачный конкурс и получить средства для реализации твоего проекта. Как только за два года многие увидели, что это рабочий инструмент, и действительно тот самый миллион можно получить для реализации той самой мечты, мне кажется, люди просто поверили. И вот в такой геометрической прогрессии увеличивается количество заявок.

Я уверен, что от количества, мы должны перейти в качество. Собственно говоря, губернатор это подчеркнул в своем выступлении (на краевом форуме общественников «Живем в Приморье. Решаем вместе». – прим. ред.). Он проговорил, что те ТОСы, которые хорошо себя зарекомендовали, которые подают заявки регулярно, которые реализуют проекты качественно, они могут уже претендовать на 2,5 млн руб. Это тоже значимая сумма. Поэтому убежден, что тех, кто работает по этому направлению – инициативных групп, – будет становиться только больше. Инициативные группы будут превращаться в ТОСы, а ТОСы из объединений или формальных образований будут превращаться в юридические лица. И, соответственно, будут реализовывать те проекты, которые для них важны.

Мне кажется, что это самый народный, наверное, проект. Потому что зачастую, в сметы, и безусловно, в концепцию тех изменений, которые заложены в заявку, включаются непосредственные нужды. Конечно, хочется и большую детскую площадку, и, может быть, спортивную площадку, но если посмотреть на те заявки, которые поступили к нам в первую очередь, – это вопросы освещения, видеонаблюдения, установки заградительных барьеров, например, на парковках. Они были первыми – гораздо больше заявок было именно на эту тему. Поэтому это такие фактические нужды, реализации которых требует момент.

– Насколько я помню, вы также анонсировали новые меры поддержки ТОСов. Финансирования мероприятий, по-моему.

– Да, все верно. Начиная с будущего года мы в заявительном порядке будем финансировать в том числе мероприятия.

Хотелось бы отдельно отметить, что в будущем году будет сделан особый акцент, ведь будущий год пройдет под флагом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Искренне хотелось бы, чтобы те заявки, которые поступают в наш адрес, они были бы направлены в том числе на чествование тех ветеранов, которые проживают сейчас в городе Владивостоке. Их много, они есть, и искренне хотелось бы, чтобы жители – вне зависимости от возраста – обратились или проявили свою любовь, внимание к ветеранам нашего города.

– Спасибо, Константин Владимирович, на основные вопросы вы ответили, сейчас, если позволите, небольшой блиц: какой ожидается бюджет Владивостоке в 2030 году?

– Знаю точно, что в будущем году мы стартуем с 31 млрд руб. 2030-й – нужно будет подумать. Мир очень быстро меняется, искренне бы хотелось, чтобы мы в ближайшие 2-3 года отработали настолько хорошо, чтобы к 2030 году могли бы говорить о двукратном увеличении бюджета города Владивостока. Пока это лишь цель.

– Приоритетная отрасль развития города в 2025-м?

ТЭК – топливно-энергетический комплекс, – дороги и образование. Это три ключевые позиции, на которые мы обратим внимание в первую очередь. Но и вопросы благоустройства так или иначе будут в фокусе внимания.

– Главное событие уходящего года, по версии Константина Шестакова?

– Событий было много, но мне кажется, одним из главных векторов в событийной сфере все-таки является то, что город Владивосток является Молодежной столицей. Красивых, ярких мероприятий было достаточно. И я убежден, что мы в этом году приобрели несколько красивых традиций на будущие годы, которые будут точно поддержаны нашей молодежью.

– Например?

– Пример – я думаю, это «Неделя Молодежной столицы». Этот мероприятие было признано на международном конкурсе лучшим событийным мероприятием в области молодежной политики в нашей стране. Мне кажется, сам бог велел как-то его развивать и дальше.

– Сколько длится рабочий день мэра?

– На самом деле, нет четкого графика. Я работаю фактически «24 на 7». Если говорить о том, сколько времени я провожу непосредственно на работе или в рабочих мероприятиях, это порядка 12-14 часов. Все остальное время я нахожусь на телефоне, решаю те экстренные вопросы, которые возникают.

– У вас в приоритете работа или больше семья?

– В идеале это был бы баланс, но к сожалению, пока у меня не очень получается. Я все-таки сейчас в первую очередь сконцентрирован на своей работе.

– Предпочитаете кино или книги?

– Если честно, я больше сейчас книги слушаю. Утренние и вечерние прогулки с моими собаками сопровождаются наушниками и теми книгами, которые я люблю. Поэтому, наверное, книги. Но по большому счету, на выходные дни я с детьми всегда или выбираюсь в кино посмотреть что-то или дома смотрим.

– Книги слушаете. А хотелось бы читать? Или слушать – оптимальный вариант?

– Хотелось бы читать, но у меня получается пока слушать.

– Любимое художественное произведение? Не важно, кино или книги.

– Вы знаете, вспоминал недавно. Это Исай Калашников – «Жестокий век». Очень интересная историческая проза, настоятельно рекомендую.

– Наиболее интересная для вас историческая личность?

– Много. Я обращаю внимание на тех людей, подвиг или жизнь которых вызывает во мне гордость или сопереживание. В этом году мы понимаем, что очень многое было связано с Федором Конюховым. Мне кажется, что это очень яркий пример человека увлекающегося, который своим личным примером показывает, насколько многообразен наш мир.

Безусловно, Юрий Гагарин. Мы воспитывались в то время, когда его фамилия и его подвиг являлся таким ярким примером фантастических достижений человека.

Если говорить о Приморье и о Дальнем Востоке, это граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Если бы не его дипломатический подвиг, может быть этих территорий у нашей страны не было бы. Поэтому людей ярких, которые своим подвигом добивались для нашей страны фантастических высот, их много.

– Любимое место для прогулок в Владивостоке?

– Мне нравится гулять по набережной Спортивной гавани. Но место силы, если о нем говорить, то это все-таки мыс Тобизина. Красивые скалы, бушующий Уссурийский залив…

– Насколько часто удается выбираться туда?

– Очень редко.

– Идеальное число домашних питомцев?

– Бесконечно, наверное. Сейчас у меня две собаки, попугай, рыбы – это все для того, чтобы в теории ребята, мои дети, приобрели некую ответственность за своих питомцев. Но пока, видимо, папа и мама являются самыми ответственными в нашей семье. Но я люблю очень животных. Поэтому не ограничивал бы число идеальное каким-то фактическим значения.

– А предпочитаемое количество детей?

– Ну, меня вот сейчас вполне устраивают трое. В этом году совершилось такое яркое событие в моей семье – у меня родился еще один ребенок, сын. Поэтому мне кажется, что вот сейчас все очень гармонично.

– Наверное, одно желание ваше уже исполнить в этом году. А что хотите пожелать на Новый год, на 2025-й?

– Я хочу, чтобы мои дети были моей гордостью. Чтобы я часто видел счастливые улыбки на их лицах. Я хочу, чтобы моя жена улыбалась, чтобы она была реализованная. Мне бы искренне хотелось, чтобы она находилась рядом со мной как можно чаще. Я хочу, чтобы моя мама была успешна, здорова. Чтобы я видел ее регулярно. Все завязано на людях.

Но для себя, вы знаете, как и для жителей города Владивостока, я хотел бы пожелать в очередной раз проявить любовь к своему родному городу. Здорово, что моя должность сейчас позволяет это сделать: я город люблю и готов проявить свою любовь к нему. Жителям желаю ровно того же. В чем это будет заключаться в их случае, каждый решит сам. Это может быть совершенно малое достижение – например, клумба рядом с твоим домом или высаженное дерево, – поверьте, город откликнется любовью к вам в ответ.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Все новости Приморье
«Дочка» Газпромбанка купила 22% одного из лидеров золотодобычи РоссииБизнес, 16:42
Умер 90-летний крокодил из фильма «Крокодил Данди»Общество, 16:42
Toncoin не отреагировал на новость о прибыли Telegram. О чем заявил ДуровКрипто, 16:38
Зеленский призвал спецслужбы Словакии проверить Фицо из-за РоссииПолитика, 16:36
В ЖК «Монблан» приступили к работам по заливке фундаментаПресс-релиз, 16:34
К свету: как сделать так, чтобы всем хватало электричестваРБК и Россети, 16:23
Суд приговорил еще восьмерых за беспорядки в аэропорту МахачкалыПолитика, 16:21
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
В Красноярском крае утвердили план развития 4 городов до 2035 годаПресс-релиз, 16:18
Визит премьера Словакии в Москву вызвал критику оппозицииПолитика, 16:09
Большунов снова не попал в финал спринта на этапе Кубка РоссииСпорт, 16:09
Общее собрание РПЛ поддержало выдвижение Дюкова на пост главы РФССпорт, 16:07
Электричество отключили в Киеве и пяти областях УкраиныПолитика, 16:05
WP узнала, как при Асаде кодовыми словами называли информаторов и арестыПолитика, 15:57
Как бизнесу понять, что пора иначе работать с даннымиРБК и СберАналитика, 15:52