Шестаков подсчитал, сколько на самом деле жителей во Владивостоке
– У нас сегодня отличная круглая дата послужила поводом для беседы: уже два года вы руководите лучшим, самым большим и самым красивым городом на Дальнем Востоке. Не устали?
– Глубоко в этом убежден, что действительно самый красивый, ну и главное – самый любимый. Не устал точно. Энергии море, планов море.
– Я давно замечаю, что когда приезжие спрашивают у жителей Владивостока, сколько населения в городе, говорят: «Тысяч 600 «с копейками». Но это по официальной статистике, а так нас гораздо больше». Мы постоянно сталкиваемся с тем, что у наших соседей, коллег прописка не местная. Какие-то можно дать оценки, сколько на самом деле жителей во Владивостоке?
– Если мы возьмем информацию от сотовых операторов, складывается следующая картина. Например, в городе Владивостоке сейчас активных 701 тыс. абонентов. То есть это те ребята, кто не в роуминге, те, кто приобрел владивостокские «симки»: зарегистрированные прямо здесь, не вторые, а вот прямо активные сим-карты. И это те, у кого карта активна как минимум в течение прошедшего последнего месяца. Вот их 701 тыс. Плюс давайте посмотрим, сколько у нас детей, до какого возраста они не обладают собственным телефоном или родители свой не передают. Я предполагаю, можно смело брать до 7 лет – это дети, условно, без сотовых телефонов, их 53 тыс.
– 750 тыс. Хорошая цифра...
– Но мы понимаем, что у нас есть задвоенные сим-карты. Специально уточнял у сотовых операторов примерный процент, сколько таких сим-карт или активных телефонов в городе. От общего числа они считают, что порядка 8-10%. Вот и получается, что активных жителей в городе Владивостоке – не командировочных, не туристов, а тех, кто действительно здесь живут – порядка 680-690 тыс. Это несколько выше официальной статистики. Но опять же есть куда стремиться. Мы перед собой ставили задачу к итоговой реализации мастер-плана (это 2030 год) – 750-780 [тысяч]. Понятно, как мы этих жителей можем привлечь или как их можем легализовать здесь. Ведь когда проходят, например, официальные мероприятия, посвященные статистическим исследованиям, во Владивостоке, например, не учитываются жители города, которые снимают жилье и не являются собственниками, а мы понимаем, что их огромное количество. Будем стремиться к тому, чтобы фактическое количество жителей города Владивостока было выше, потому что это в том числе и рынок сбыта товаров и услуг для нашей городской экономики.
– Дума Владивостока выразила согласие по присоединению части Надеждинского района. Немаленький кусок, почти 1,5 тыс. га. Давайте обсудим это: что это даст городу? Плюсы, минусы подводные камни.
– С удовольствием. Мне кажется, что это очередной шаг к реализации той большой владивостокской агломерации, которая была заложена уже достаточно давно. Здесь есть очень хороший повод: действительно серьезный, федерального уровня проект, который будет реализован в границах Владивостокского городского округа. Да, это новые возможности, безусловно, для территории Де-Фриза в первую очередь. Сети как основа, в том числе и те сети, которые позволят комплексно развивать эту территорию.
Сейчас мы в большей степени ассоциируем эту территорию с тремя блоками. Начну с первого по значимости: это ТОР, это промышленные площадки. Второе – это индивидуальные жилые дома: многие жители города Владивостока, проживая на территории Де-Фриза, по факту работают и основную часть жизни проводят здесь, в городе Владивостоке. Это такой, скажем, рекреационной блок. В этом же духе добавится еще один значительный блок, помимо промышленности, – это наука и образование. Он будет реализован в рамках большого проекта, который ранее всегда фигурировал в средствах массовой информации как город-спутник. И все возможности, о которых говорили Юрий Петрович Трутнев (полпред президента России на Дальнем Востоке – прим. ред.), Алексей Олегович Чекунков (министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики – прим. ред.), там будут реализованы. Это новые возможности для инвестиций. В первую очередь это новые возможности для комплексного развития этой территории – это не только про жилищное строительство, это и про рекреацию, и комфортную инфраструктуру – ту инфраструктуру, о которой так часто мы говорим, с адекватными пешеходными связями, с велодорожками, с нормативным интересным озеленением. Ну и главное – это новые возможности для привлечения тех высоких стандартов и норм градостроительного проектирования, которые уже реализованы в крупных городах нашей страны. Искренне бы хотелось, чтобы на этой территории мы смогли бы применить лучшие мировые практики, не только общероссийские.
– Показательный город, почти музей.
– Да, фактически так.
Мне хотелось бы подчеркнуть, в первую очередь, что существующие льготы, безусловно, там останутся. У Владивостока в настоящий момент также есть сельские территории, например, село Береговое. И жители села Береговое пользуются ровно теми льготами, о которых говорят сейчас в социальных сетях, что они будут упразднены. Ну, конечно же, нет. Одна из основных задач и Юрия Петровича [Трутнева], и министра Минвостокразвития была в том, что все жители города Владивостока и территорий Де-Фриза не должны потерять ни в одной существующей льготе. Они должны лишь приобрести в той современный инфраструктуре, которая будет реализована. Поэтому все существующие льготы, безусловно, останутся.
– К бабке не ходи, все эти глобальные изменения прописаны в мастер-плане Владивостока, о котором мы слышим уже полгода. То есть вот оно – устойчивое развитие, вот мечта о городе. Давайте попробуем упростить и конкретизировать: конкретные сроки, конкретные результаты и конкретные цифры какие-нибудь бы услышать.
– Честно? Мне бы хотелось поступить следующим образом. Мне хотелось бы, чтобы в сентябре этого года мы представили проект мастер-плана президенту и после этого говорили о конкретных сроках. Потому что, безусловно, хотелось бы, чтобы руководитель нашей страны одобрил те подходы, которые мы выбрали и в городе Владивостоке, и на территории города-спутника, которые в теории, при согласии жителей города Владивостока и Надеждинского района, должны объединиться.
Если с этими оценками или с этими подходами согласится руководитель нашей страны, мы дальше уже расшифруем. Мастер-план – это же только часть задачи. Мастер-план – это как некие градостроительные территориальные решения, которые должны вылиться в план социально-экономического развития. А вот уже сроки и суммы мы как раз раскроем в том плане социально-экономического развития с конкретными мероприятиями.
– Но уже же есть первые конкретные суммы. Вот специальный казначейский кредит: 7 с чем-то миллиардов на Приморский край. Владивостоку сколько достанется?
– 4,3 млрд. Юрий Петрович [Трутнев] буквально несколько дней тому назад в социальных сетях подтвердил факт одобрения этих средств для региона. И, соответственно, эти средства будут реализованы во Владивостоке в полном объеме до конца 2024 года. А что это? Несколько объектов благоустройства: в том числе, например, мы продолжим работу над велосипедными дорожками, благоустройством пляжа на Ахлестышева. Мы совершим первый шаг на пути к обновлению электротранспорта во Владивостоке и приобретем 16 единиц троллейбусов с автономным ходом. У нас значительная часть средств направлена на обновление инженерных коммуникаций. Да, к сожалению, мы вынуждены продолжать активно идти в этом направлении из-за «усталости» наших сетей – не только теплоснабжения, но еще и водовода. Поэтому 4,3 млрд, которые разбиты на конкретные мероприятия, будут реализованы до конца 2024 года.
– Еще о глобальном и о цифрах. Это то изменение, по которому, я считаю, ваш мэрство запомнят, – платные парковки. Сколько их на данный момент есть, сколько еще будет и сколько город на этом уже заработал?
– На сегодняшний день уже фактически существует в рамках уличной дорожной сети практически 3 тыс. – 2917, по-моему. Соответственно, есть необходимость добавить еще несколько сотен машиномест. Но я хотел бы поговорить о пользе. Пользу фактическую – ту, которую мы закладывали в основу, – мы ее уже приобрели. Мы значительно сделали более упорядоченной парковку в историческом центре города Владивостока – на мой взгляд, это очевидно.
Во-вторых, мы изменили средний сценарий использования машиноместа в городе. Раньше сценарий предполагал использование одного машиноместа не более чем 2 раза в сутки: кто-то, условно, приезжает к 8:30 на работу, оставляет свой автомобиль до 18:30 или 18:15. Потом кто-то приезжает в центр города, бросает свой автомобиль для того, чтобы погулять по историческому центру или сходить в кафе. Вот он, традиционный сценарий прошлых лет.
Во Владивостоке сейчас ситуация фактически изменилась, и машиноместо используют в течение суток не менее, чем 6 раз. То есть 6 автомобилей в разное время останавливаются на одном машиноместе. Таким образом, количество уникальных поездок в город значительно увеличивается. Это первая часть. Вторая: а что же получает муниципалитет? По большому счету, основа-то была не в финансовых благах, а в упорядочении движения и парковки. Эту часть, мне кажется, мы начали реализовывать, безусловно: я хотел бы это подчеркнуть. В этом году мы продолжим эту работу. Мы будем настаивать на том, чтобы муниципальное парковочное пространство в центре города только развивалось. В этом году у нас таких площадок будет несколько.
– Муниципальное или концессионное?
– Муниципальное. Мы практически исполнили те обязательства, которые были в рамках концессионного соглашения. Мы понимаем, что нам точно по силам реализовать подобный проект самостоятельно. Мы заложили в бюджет средства для того, чтобы организовать муниципальные платные парковочные пространства. Например, на Корабельной набережной в этом году на той площадке, где ранее мы организовали стоянку для муниципальной техники – для техники МУП по содержанию городских территорий, у нас появятся парковочные пространства: асфальтированные, с шлагбаумами, с возможностью оплаты «безналом». Это то, к чему мы, собственно говоря, стремимся. В этом году таких пространств дополнительно будет два. В будущем году мы постараемся сделать так, чтобы не менее, чем три парковочных пространства, прирастало ежегодно муниципалитету. На сегодняшний день, как мы помним, муниципалитет получает ежегодно 15% от суммы всех платежей в рамках концессионного соглашения именно от парковки вдоль уличной дорожной сети – порядка 4 млн мы получили по этому направлению. Итого за некорректную парковку в рамках исторического центра в течение года было составлено протоколов на практически 30 млн. 18 из них уже оплачены и поступили в муниципальный бюджет Мы стараемся делать так, чтобы аналогичные суммы, которые поступают в бюджет от парковочного пространства и от штрафов, мы направляли на благоустройство. Мне кажется, это было бы справедливо.
– Справедливо было бы от парковок направлять на дороги, как по мне. Кстати, о дорогах, о втором вашем громком дорожном нововведении – появлении выделенных полос. Как показал эксперимент с ремонтом Некрасовского путепровода, даже когда одна полоса там перекрыта, Вторая Речка превращается в «гетто». Жить там никто не хочет, многочасовые пробки туда-обратно… Может, все-таки не стоит продолжать эту выделенную полосу вести до «Зари», потому что тогда всегда такая ситуация будет у нас?
– Честно говоря, здесь нужно поступить максимально разумно, и в этом году мы предложим сценарий, по которому мы продолжим, безусловно, выделенную полосу, но сделаем это максимально тактично.
– Продолжая извечные проблемы России, Владивостока. Дороги проговорили, про зиму, про снег не буду спрашивать. Лето. У нас дожди, и фактически каждый раз затапливает одни и те же места из года в год. Что делать? Кто виноват?
– У нас за июнь выпало 3 месячных норм осадков, а за менее, чем 12 часов, у нас выпадало более 100% от месячной нормы. Конечно, ни одна ливневая система города не предназначена для таких «залповых» выбросов, они и не проектируются под такие экстремальные значения. Что же делать? Мы эти площадки-то наизусть знаем. Подмостовое пространство в районе стадиона «Строитель», [улицы] Иманская–Авроровская, очень часто Пограничная. Я бы назвал еще [улицы] Фадеева, Олега Кошевого, порой Космонавтов. Но на что хочу обратить внимание: еще совсем недавно у нас эти подмостовые пространства были наполнены водой в течение двое суток и более. Ну, как минимум в течение суток вода стояла. Сейчас у нас вода уходит в среднем за 30-40 минут после завершения этих «залповых» выбросов воды.
– То есть нужно водителям просто переждать?
– Нет-нет, это как данность. У нас же две истории: это тактика и стратегия. Что мы делаем в тактике? Мы должны содержать наши ливневые сети в адекватным состоянии. А это значит, должны промывать. Вот они у нас точно промыты, они отводят эту воду. А дальше ситуация следующая: мы должны запроектировать новые сети с новым объемом уже в существующих изменившихся условиях и воплотить в жизнь. А это, собственно говоря, вот эти 5 площадок. Такое поручение я дал, проектировать точно начнем. Не скрою, что в текущем году мы не заложили на это средств. На будущий год из названных мной 5-6 площадок мы точно возьмем две для того, чтобы увеличить возможность сброса ливневых стоков с дороги. Какие это должны быть дороги в первую очередь? Мне кажется, что стоит обратить внимание на подмостовое пространство в районе стадиона «Строитель», потому что большой поток автомобилей движется по этой дороге, и запроектировать работы на Пограничной в районе [стадиона] «Динамо» – для того, чтобы те предприниматели, которые реализуют свои ресторанные проекты, не страдали от приливов воды.
Это первые шаги. В последующем, я убежден, нужно зайти на Фадеева и Иманскую–Авроровскую. Поэтому ровно в этой логике пойдем. Понятно, что мы в ограничении собственных возможностей, финансовых в том числе. Сейчас в первую очередь будем изыскивать деньги на проектирование. Дальше будем двигаться.
– Еще одна летняя проблема Владивостока: вездесущий ремонт теплотрасс. Я понимаю, делать это необходимо. Это и порывы, и какие-то плановые вещи, и восстановление, точнее, перекладка устаревших сетей. Но я сужу, в том числе, по себе. Я хоть и не моюсь из ковшика, но включаю «титан» гораздо чаще, чем мне бы хотелось. Когда это все придет к каким-то стандартам? Мы – столица Дальнего Востока, и стандарты «столичности», мне кажется, существуют. Как в Москве: гидравлические испытания – не более двух недель, а не вот это все.
– Давайте от обратного. Безусловно, вот этот «столичный лоск» должен проявляться. Но если на протяжении многих десятков лет мы не обращали внимания на то, что у нас происходит с сетевым хозяйством, очень странно рассчитывать на то, что мы можем, условно, в течение одного строительного сезона решить все проблемы города Владивостока в этом направлении. Это просто физически невозможно. Минстрой России дает рекомендацию о том, что от общей протяженности сетей в год должно пройти реновацию 4-5%. Мы только выходим на эти цифры, и дай бог, что в этом году у нас такая возможность фактически будет. Вдумайтесь: если в прошлом году общий объем бюджета который был направлен на это направление, был порядка 800 млн (788), в этом году 4,3-4,6 млрд, по разным оценкам, потому что источники там разные.
И да, это действительно очень заметно в городе: значительное количество улиц полностью перекрыто. Мы с вами находимся в районе Инструментального завода, рядом с нами Голубиная падь – минус одна полоса. У нас с вами одностороннее движение по Партизанскому проспекту тоже перекрыто. Вот сейчас в районе Инструментального завода уже выложены лотки, трубы и щебень для того, чтобы перейти проспект Острякова и спуститься вниз на Красного Знамени по Тополиной аллее. Это все работы текущего года. И это все еще мы только подошли к 4%. Если будет любопытно, у нас есть самые жесткие, наверное, локации по количеству порывов за прошлый отопительный сезон. Например, на Второй Строительной было практически 15 порывов за сезон. (Достает два куска трубы) Это две трубы: улица Хабаровская и улица Вторая Строительная.
– Сколько им лет?
– Не менее 40 точно. Вот их фактическое состояние. Понятно, что мы старались, видимо, на протяжении нескольких лет их ремонтировать. Но абсолютно понятно, что у нас есть прорехи вполне осязаемые. Соответственно, потери фантастические. Никакие гидравлические испытания такая труба, безусловно, не пройдет. Это труба сроком эксплуатации от 40 до 60 лет.
– И сколько таких в городе?
– По оценкам наших экспертов, вот в таком состоянии не менее 40. А технически неисправных, которые требуют внимания, – до 80% сетей. Поэтому нам нужно идти в этом направлении. У нас нет никаких других вариантов. Да, это некомфортно. Да, мы отключаем горячую воду, но мы вынуждены наверстывать то упущенное время, которое за многие десятки лет сложилось в этом направлении в городе Владивостоке.
Мы стараемся делать так, чтобы те технологии, которые мы сейчас применяем, эти трубы, которые мы применяем, дали возможность также не менее, чем 30-40 лет не возвращаться к этому вопросу. Мы выезжали на Вторую Строительную ввиду того, что она «фонила» больше всех адресов. В прошлом году я попросил отрезать часть этой трубы для того, чтобы она осталась нашим коллегам в назидание, в напоминание о том, что сетям нужно уделять действительно серьезное внимание. Ведь это же не обеспечение муниципалитета, это основа, с которой мы обязаны работать.
– Можно создавать музей. Я знаю, вы человек занятой. Вот нам уже пресс-служба «красным флагом» машет. Давайте быстро сделаем блиц: пробежимся по основополагающим вещам относительно Владивостока. Что вы знаете о своем городе? Сколько сейчас стоит прокатиться на фуникулере?
– Если транспортная карта – 24 руб., если «наличкой» – 30.
– Какой нынче курс пян-се?
– Они разные есть. Но вот у ребят, которые вернулись с красными павильонами, мы недавно с семьей покупали за 120 руб. на Патрокле.
– Когда это было?
– Мы выезжали, наверное, месяца два тому назад. Я люблю пян-се.
– Все еще нравится?
– Конечно!
– А какой номер автобуса ходит на Змеинку?
– Всех не назову, но 13к и 1-й точно, на нем ездил.
– Сколько фонтанов на «Арбате»?
– На «Арбате» 5.
– Да-да, 5. Вот это посложнее: сколько подземных переходов в нашем богоспасаемом городе?
– Ну, всех точно больше 15: 15-17.
– А на Школьной считаем?
– На Школьной не считаем.
– Хорошо. Какое было последнее художественное произведение – книжка, фильм, мультик, – где вам последний раз встречался образ нашего лучшего города Земли?
– Элеонора Прей, «Письма из Владивостока». Виктор Шалай (директор музея Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева – прим. ред.) подарил мне эту книгу. С удовольствием перечитал.
– Чудесно. Спасибо большое за уделенное время. Спасибо, что трубы дали подержать.
– Это жизнь Владивостока.
– До встречи в следующих передачах!
Интервью с Константином Шестаковым смотрите в видеоверсии.
Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.