Перейти к основному контенту
Интервью ,   Эксклюзив

Николай Стецко рассказал о приморском бизнесе, кадрах и дорогах в Китай

Зампред регионального правительства о главных отраслях экономики края, погранпереходах и сотрудничестве с китайскими соседями
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Приморье, как транспортный узел, имеет значительные преимущества перед другими регионами, заявил полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Во многом именно благодаря логистике в крае реализуется две трети дальневосточных инвестпроектов. Во что вкладывают деньги инвесторы, и какие отрасли экономики являются драйверами роста, в интервью РБК Приморье рассказал заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко.

Видео: РБК Приморье

– Приморье – это, по сути, ворота в страны АТР, это ни для кого не секрет и не новость. Логистика во многом кормит регион. Об этом говорили и Юрий Трутнев, и Вера Щербина. Но как вы оцениваете темпы развития этой отрасли, чем приморские логистические проекты интересны инвесторам?

– Транспорт и логистика занимают 27% инвестиций Приморского края и 23% экономики – валового регионального продукта. У нас действительно строятся огромные логистические центры. Один ТЛЦ «Артем» чего стоит – на миллион контейнеров, крупнейший, пожалуй, в стране транспортно-логистический центр. Но еще пять – в совокупности тоже на миллион контейнеров в год – логистических центров создаются в регионе. По итогам 2024-го мы видим положительную динамику, несмотря на все пертурбации: на 4% выросла отрасль. 162 млн т грузов перевалили наши порты и порядка 2,3 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте. В Приморье, во Владивостоке находится крупнейший в стране контейнерный терминал – ВМТП. И это наша большая гордость, наш стратегический партнер. Мы понимаем, что это и дальше будет основой развития региона, в том числе в рамках международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», которыми мы сегодня очень активно занимаемся и реанимируем их.

– Помимо логистики, какие еще отрасли экономики, какие проекты вы считаете приоритетными, и какие из них обеспечат рост благосостояния региона и, главное, – жителей?

– Традиционно наша экономика примерно на две трети состоит из следующих отраслей: четверть – это транспорт и логистика, порядка 15% – торговля, 7% – обрабатывающая промышленность, по 6% сельское хозяйство и строительство и 1,5-2% – туризм. То есть, в совокупности это – две трети экономики Приморского края. Для нас эти отрасли исторически важны, это наши конкурентные преимущества, интеллектуальные ресурсы сконцентрированы именно там. Мы активно развиваем эти отрасли, финансируем их дополнительно, поддерживаем различными налоговыми и неналоговыми преференциями. Поэтому те проекты, которые заходят в эти направления, с наибольшей долей вероятности, прибыльные и интересные, как для инвесторов, так и для региона.

– Как реализовывать масштабные проекты в условиях дефицита кадров? Я знаю, что в Приморье запущена программа подготовки рабочих кадров, в частности водителей, которым предоставляют не только обучение, но и гарантированное рабочее место, но достаточно ли этого?

– Есть разные инструменты. Начну опять с цифр: у нас порядка 40 тыс. вакансий на рынке труда. Они сконцентрированы в тех отраслях, которые я только что назвал. В трех городах – Владивосток, Находка и Усcурийск – 60% всех вакансий. Основа – это как раз та самая логистика, торговля, строительство. Там, где бизнес работает, там, соответственно, и нужны рабочие места – причины понятны.

Как с этими причинами работать? Есть огромный спектр разных инструментов. Во-первых, это, конечно же, национальный проект «Кадры». Предприятие может бесплатно либо за символические средства обучить или повысить квалификацию своих специалистов. Во-вторых, региональные и федеральные меры поддержки: при поддержке федерального бюджета мы предоставляем 1 млн руб. высококвалифицированным специалистам, которые приезжают по приглашению предприятия из другого региона и не менее двух лет работают в Приморском крае. У нас наибольшая квота по стране: порядка 400-500 человек ежегодно приезжают к нам, зачастую они приезжают с семьями и улучшают экономику нашего края. В-третьих, это поддержка местных ребят – выпускников наших вузов и колледжей. На приоритетной специальности мы доплачиваем выпускникам для того, чтобы они работали именно по направлению своего обучения от 12 до 22 тыс. руб. в месяц на протяжении первого года, это – повышенная оплата труда, плюс компенсация платы за квартиру.

Кроме того, мы очень серьезно вкладываемся в обучение наших ребят. Например, программа «Профессионалитет». Каждый третий колледж, который модернизирован на Дальнем Востоке по этой программе, находится именно в Приморском крае. У нас уже 8 профессионалитетов. Это означает, что несколько сотен миллионов рублей государство, бизнес, федеральный центр и региональная власть вкладывают в модернизацию мастерских, в которых ребята учатся, привлекаются мастера производственного обучения из реального сектора экономики. Еще 4 таких колледжа будут созданы в этом году по программе.

Ну, и, конечно же, рекомендую всем предпринимателям обратить внимание на целевое обучение. Действительно, сегодня и в ближайшие, наверное, 5-6 лет демография будет такая, что на рынок труда будет выходить меньше специалистов, чем было прежде. Мы выпускаем сегодня порядка 45-50 тыс. человек ежегодно на рынок труда, но все равно запросы экономики постоянно растут, потому что приходят новые инвесторы. Целевое обучение — это ответ на сегодняшние вызовы. Да, это ответ через 2-3-4 года, но это гарантированный ответ на вызов недостаточного количества высококвалифицированной рабочей силы. У нас около 150 предприятий под себя уже готовят вместе с вузами порядка 2,5 тыс. ребят, которые будут обучаться именно у них.

Отмечу еще и работу Центра занятости. Мы ее перестроили. Это не тот Центр занятости, что был в конце периода Советского Союза. Сегодня это – кадровое агентство, кадровые консультанты, очень профессиональные коллеги, специалисты, работающие в том числе с коммерческими центрами занятости, с коммерческими предприятиями по подбору персонала, но они делают это бесплатно. То есть за крупными инвесторами, крупными предприятиями у нас закреплен кадровый специалист, менеджер, который персонально сопровождает и реагирует на все его вызовы и запросы.

– Предложение очень хорошее: и подъемные для приезжих специалистов, и обновления мастерских, модернизация, но востребованность есть, молодежь идет? Вот сейчас заканчивают дети 11-й или 9-й класс, и что дальше?

– И большинство из них идет в колледжи. Мы смотрим по статистике, что действительно рабочая профессия более привлекательна для ребят, нежели высшее образование. Это быстрее, это не менее высокооплачиваемая работа, это достаточно гибкий график. Ты просто скорее, как специалист, встаешь на ноги, становишься более независимым. И заработная плата абсолютно конкурентна, а зачастую и более привлекательна, нежели у белых воротничков. Ты на старте получаешь очень достойную оплату труда, а при повышении квалификации, разряда будешь зарабатывать больше в несколько раз, чем в среднем по региону белые воротнички.

– Отдельный уникальный кадровый проект в Приморье реализуется для участников СВО, я имею в виду акселератор «СВОй бизнес». Как он работает: кто может участвовать, участники получают только знания или что-то еще, кто курирует этот проект, и будут ли отслеживать результаты?

– Да, мы очень гордимся тем, что Приморский край вошел в топ-5 регионов страны, где впервые запущен этот проект. Он инициирован партией «Единая Россия», «Опорой России» – общественной организацией бизнеса, при поддержке корпорации МСП, и по поручению губернатора, мы вошли в этот пилотный проект. Мы гордимся тем, что именно в Приморье впервые на Дальнем Востоке реализуется программа по социализации участников СВО, членов их семей, по вовлечению в экономическую жизнь. У нас прошло обучение 15 наших героев: 12 участников СВО и троих членов семей. На протяжении недели они проходили теоретическое обучение: мы им рассказывали, как строить бизнес, что такое маркетинг, что такое финансовая бухгалтерская отчетность. Мы закрепили за ними наставников. После этого обучения мы будем сопровождать и сопровождаем их сейчас, фактически предоставляя бесплатно услуги центра «Мой бизнес» по продвижению, брендированию, бухгалтерской и юридической отчетности. Это важно для тех, кто только начинает быть предпринимателем. Мы заслушали проекты: из 15 участников образовательной программы 7 уже имеют свой бизнес и будут его масштабировать, 8 свой бизнес запускают. Это и продажа растений, и дайвинг-клуб, и центр бокса, и различные сервисы, туристический сектор активно представлен.

– Финансово тоже поддерживаете?

– Мы помогаем не просто финансово, мы оказываем бесплатные услуги, то есть у нас были условные сертификаты до 500 тыс. руб., и на эти сертификаты ребята сейчас договариваются с центром «Мой бизнес», им оказывают услугу по этому номиналу.

– Как вообще чувствует себя малый и средний бизнес в Приморье? Какие сферы наиболее уязвимы во время турбулентности, а какие растут?

– Нет такой сферы, которая сегодня была бы, как минимум, нестабильна. Зачастую все на небольшом, но безусловном подъеме. В Приморском крае 29% экономики региона – это МСП, это примерно на треть больше, чем в среднем в России. Это наша гордость, это говорит о диверсифицированном подходе в экономике, то есть мы не складываем все яйца в одну корзину, мы понимаем, что в зависимости от изменений внешней конъюнктуры и внутренних процессов, бизнес перестроится, как и делал всегда. По итогам прошлого года количество предпринимателей и субъектов экономической деятельности в целом увеличилось, у нас порядка 218 тыс. юридических лиц и самозанятых. 350 тыс. приморцев заняты в МСП, это тоже рост на 7% к прошлому году. Активно развиваются торговля, сфера услуг, туризм, конечно же, на подъеме и креативная экономика.

– Вот о креативной экономике: в прошлом году на форуме креативных индустрий в Хабаровске вы заявили, что главная задача правительства Приморского края – помочь предпринимателям больше зарабатывать. Получается?

– Да, конечно. Если не ошибаюсь, в прошлом году у нас выручка предприятий креативной экономики составила порядка 45 млрд руб. Мы очень гордимся тем, что три года назад запустили проект «Киберателье» по поддержке производителей модной одежды, и, уже не как проект, а как действующую подотрасль экономики, мы его сопровождаем. Так вот, немножко о результатах: за три года количество предприятий удвоилось, средний объем выручки увеличился на 82%, и порядка 500 предприятий получили нашу поддержку. Сейчас это самостоятельные единицы экономической деятельности, которые с гордостью представляют Приморский край. Но не только модой мы едины. Мы смотрим активно на гастрономию, на IT, на видео-продакшн, там, где у нас есть лидеры, с которыми мы с удовольствием сотрудничаем. Мы будем поддерживать их и дальше.

– То есть уже лидеры есть?

– Конечно. Например, в Приморском крае есть компании, которые участвовали в проекте по созданию фильма «Чебурашка», есть предприятия, которые работают на зарубежном рынке, есть предприятия, которые создают чат-боты, представленные в 15 странах мира. Это очень современный, динамичный сектор экономики. Мы понимаем, что выживаемость предприятий в этой сфере – порядка 10-15%, но мы готовы идти на риск. И проекты по поддержке стартапов в сфере креативной экономики, в IT-сфере, я говорю о «Приморском старте», это то, что действительно работает.

– Вы упомянули туризм. Во Владивостоке сейчас особенно видно, что начинается высокий турсезон: очень много китайских туристических автобусов появилось на улицах, которые – это не секрет – не всегда соблюдают ПДД и правила парковки. Этот вопрос вы обсуждали даже в правительстве региона. Удалось ли найти оптимальное решение?

– Мы рады тому, что количество иностранцев растет в Приморском крае. В прошлом году было порядка 410 тыс. иностранных туристов, в этом году мы ожидаем 450 тыс. Я не могу с вами согласиться, что сегодня большое количество китайских автобусов. Две недели назад, пожалуй, да (в период майских праздников – прим. ред.). Мы неоднократно проводили встречи с нашим приморским бизнесом, с туркомпаниями и автобусными перевозчиками. Мы провели совещание при поддержке полпредства, Ространснадзора и различных контролирующих органов. И самое главное, мы договорились с генеральным консульством Китайской Народной Республики. И мы очень благодарны, что коллеги нас услышали и поддерживают. И вот, наверное, последние две недели я лично и мои коллеги ежедневно проводим эту работу. Если честно, большого, значимого количества иностранных автобусов мы не видим на дорогах Приморского края. У нас выделены места, где автобусы, которые довозят китайских туристов, могут останавливаться, там они и располагаются. Поэтому, если вы такое увидите, пожалуйста, сигнализируйте, мы будем реагировать соответствующим образом.

– В Приморье строится новый пограничный пункт пропуска. В Краскино будет вместо 4 полос движения 14. Действительно, есть потребность настолько увеличивать пропускную способность? Выдержат ли наши дороги?

– Выдержат. За последние несколько лет порядка 40% идет динамика по увеличению грузопотока и пассажиропотока через автомобильные пункты пропуска. В прошлом году было 2,5 млн т грузов, это на 70% больше, чем в доковидный период. Динамика продолжает расти. В этом году за первые пять месяцев еще плюс 40% к аналогичному периоду прошлого года. Востребованность есть, торговля наших соседних регионов постоянно растет. Мы ожидаем, что до конца года на пунктах пропуска Краскино, Пограничный, Марково должны быть завершены строительно-монтажные работы, и они будут введены в эксплуатацию. В Краскино будет 14 полос, в Пограничном 20, в Марково 6. Это позволит и в этом году, и в перспективе ближайших 5-6 лет точно обеспечить потребности экономики. Если говорить о Краскино, в частности, то мы понимаем, что это будет порядка 650 грузовых автомобилей в сутки, это в несколько раз больше, чем сегодня. 50 автобусов пассажирских и даже 50 легких автомобилей смогут проезжать между нашими странами, когда будет позволено с точки зрения федерального законодательства, и мы ожидаем, что наши граждане смогут путешествовать.

– Да, но нагрузка на транспортную сеть Приморья колоссальная будет.

– Мы отслеживаем этот вопрос, и постоянно руководство региона поддерживает приоритет, в том числе на приведение в нормативное состояние дорог к пунктам пропуска. Если говорить о цифрах, то это 90 км дорог, которые мы отремонтируем за 2024-2025 годы: в прошлом году это 36 км, в этом году 54 км. В совокупности порядка 3,7 млрд руб. выделено из регионального бюджета на эти направления. Хасанский округ, Октябрьский округ, Уссурийск, Лесозаводск – места, где интенсивность сохраняется и увеличивается, находятся в фокусе нашего внимания.

– Как вы в целом оцениваете перспективы развития отношений с Китаем в сфере промышленности и торговли?

– Позитивно, потому что Китай наш стратегический партнер, основной торгово- экономический. Порядка 70% нашего внешнеэкономического оборота сфокусировано именно на Китайской Народной Республике. Традиционные группы товаров, которые участвуют в экспортно-импортных операциях, с нашей стороны: нефтепродукты, продукты лесопереработки, рыба, продукты сельского хозяйства. В ответ от соседей из Китая мы получаем машины, оборудование, фрукты, овощи, продукты легкой промышленности.

Мы говорим и про новые предприятия в сфере обрабатывающей промышленности. В СМИ уже появлялись новости о переговорах по созданию завода по переработке отходов. Поэтому инвестиции — это, конечно же, интересно, особенно в современных условиях, когда и с этой точки зрения можно было бы наладить сотрудничество. И мы все внимательней смотрим на юг Китая. У нас два года как действует представительство в серии восточных провинциях, но буквально на этой неделе руководители региона вернулись из командировки в провинцию Гуандун, крупнейшую провинцию Китая, в город Гуанчжоу. Более ярко сфокусировано поручение смотреть на юг, привлекать оттуда партнеров и договариваться о сотрудничестве во благо Приморского края.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 17 июня
EUR ЦБ: 90,94 (—)
Инвестиции, 16 июн, 18:29
Курс доллара на 17 июня
USD ЦБ: 78,51 (—)
Инвестиции, 16 июн, 18:29
Все новости Приморье
В аэропортах Калуги и Тамбова ограничили полеты Политика, 01:05
Кличко сообщил о работе ПВО в Киеве Политика, 00:53
Трамп объяснил, почему не вводит санкции против России Политика, 00:27
Почему клубы жалуются на условия на чемпионате мира Спорт, 00:07
Мошенники придумали новое вредоносное приложение для кражи денег россиян Финансы, 00:07
Руслан Алисултанов раскрыл условия ухода Danоne из России⁠ Бизнес, 00:03
Новый владелец активов Danone: «Чего точно не боялись, так это масштаба»Подписка на РБК, 00:00
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Какое у вас гастрономическое альтер-эго. Тест РБК и Перекрёсток, 16 июн, 23:59
Минобороны сообщило о массированной атаке дронов на Белгородскую область Политика, 16 июн, 23:46
Иран начал новую волну ударов по Израилю Политика, 16 июн, 23:39
Росавиация расследует потерю капота двигателя у самолета во Внуково Общество, 16 июн, 23:34
Сенатор-единоросс Шумилова решила досрочно сложить полномочия Политика, 16 июн, 23:13
В Москве 18-летнего парня задержали при попытке поджечь призывной пункт Политика, 16 июн, 23:07
Дуров раскритиковал Le Monde за негативные статьи про Telegram Политика, 16 июн, 22:46