Перейти к основному контенту
Интервью⁠,

Тритий есть везде: куда течет вода с «Фукусимы-1», узнали ученые ДВО РАН

Угрожает ли радиоактивное заражение российской сайре и лососю, о чем беспокоятся китайцы, и почему тритий в чае – это нормально, рассказали дальневосточные океанологи
Фото: ТОИ ДВО РАН
Фото: ТОИ ДВО РАН

На японской АЭС «Фукусима-1» завершился уже 7-ой этап сброса накопленной очищенной воды. В океан было слито более 7,5 тыс. т, а всего с прошлого года – почти 55 тыс. т. Превышения уровня радиации в морской воде, собранной вокруг АЭС, не зафиксировано. Однако ученые продолжают следить за ситуацией. Во Владивосток недавно вернулись участники очередной научно-исследовательской экспедиции. Ее руководитель – заведующий лабораторией физической океанологии ТОИ ДВО РАН Вячеслав Лобанов и заведующий лабораторией ядерной океанологии ТОИ ДВО РАН Владимир Горячев рассказали, есть ли риск радиоактивного заражения российских рыболовных зон.

Видео: РБК Приморье

– Вячеслав Борисович, в прошлом году вы обследовали в ходе такой же экспедиции Курилы и Камчатку, где работали на этот раз?

– На этот раз работы проводились непосредственно в районе, где может быть наибольшая концентрация трития и других радионуклидов – к востоку от Японии. Мы обследовали огромную акваторию протяженностью более 2 тыс. км: с севера на юг из Охотского моря, вдоль границы экономической зоны Японии до течения Куросио, которое, как предполагается, является основными переносчиком воды с «Фукусимы-1» в океан, пересекли течение Куросио, дошли до субтропиков и вернулись назад в арктические воды.

– Как проходили исследования? Поэтапно – что вы делали? Вы отбирали пробы воды, исследовали их прямо на судне или часть – на судне, а часть – на берегу?

– Экспедиция была комплексной. Мы занимались не только проблемой Фукусимы, но и другими вопросами. Что касается радиоизотопов, мы, конечно, отбирали пробы воды. На тритий требуется не так много воды, но мы отбирали ее с разных горизонтов, с разных глубин. На другие изотопы, такие как цезий, стронций, радий, бериллий требуется гораздо больше воды, желательно не менее 100 л. Поэтому такие отборы проводились с помощью специальных насосов, мы опускали специальные емкости на различные глубины. В целях мониторинга океана мы проводили измерения на глубинах более 3 км, такие работы в одной точке занимают более 10 часов. То есть получен огромный массив предварительных данных. Больше 100 т воды, наверное, мы пропустили через фильтрационные системы. Мы подготовили пробы, которые теперь будут анализироваться в лаборатории.

– Ранее ученые говорили, что вода, которая сбрасывается с «Фукусимы-1», была очищена от всех радионуклидов, кроме трития, от которого воду очистить практически невозможно, либо дорого. Владимир Алексеевич, можете пояснить: что значит дорого?

– Дело в том, что молекула воды, содержащая тритий, в химическом смысле не отличается от молекулы обычной воды. Поэтому методы сорбции-десорбции не подходят, нужны физические методы, такие, как термодиффузия, электролиз или испарение. Но, например, при испарении коэффициент разделения очень низкий. Это отношение содержания трития в отходящем паре к концентрации в воде. То есть представьте, сколько энергии мы тратим, чтобы кружку воды вскипятить, и сколько нужно будет энергии для того, чтобы, перегнать 1,2 млн тыс. т воды? И не в одну стадию, а в несколько. Понятно, что это дорого и технологически сложно. Но методы измерения совершенствуются. И сейчас для того, чтобы определить концентрацию трития, к примеру, в осадках, нужно всего несколько кубических сантиметров воды. То есть чувствительность методов возросла. В океане концентрация трития очень низкая даже при сбросах. Если норма трития для питьевой воды, установленная ВОЗ, составляет где-то 10 тыс. беккерелей на литр, то в океане его концентрация – от 0,1 до 0,05 беккерелей. Мы ожидаем, что, если и будут превышения, то может быть в два раза или меньше.

– То есть, по сути, это капля в море.

– Да, это капля в море. Причем [японцы], по информации из интернет-источника, разбавляют эту воду до 1300 беккерелей на литр, что даже ниже предельно допустимых норм для питьевой воды, а попадая в океан, она еще будет разбавляться. То есть нужно приложить очень большие усилия, чтобы довести [концентрацию трития] до какой-то значимой цифры и сказать – да, фон превышен.

– Но, тем не менее, в апреле в СМИ вышли материалы со ссылкой на ученых СПбГУ, где говорилось, что они предполагают возможность радиоактивного загрязнения прибрежных районов Курил водами с «Фукусимы-1», и эти загрязненные воды могут проникнуть в акваторию Южно-Курильской рыболовной зоны. Другими словами – вода с «Фукусимы-1» угрожает российской сайре и лососю, а вы сейчас говорите, что нет. Вячеслав Борисович, можете прокомментировать?

– Здесь я могу ответить. Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра океанологии, которую я заканчивал в свое время, – это наши коллеги, с которыми мы сотрудничаем. Студенты СПбГУ были у нас на практике и в лаборатории нелинейной динамики участвовали в моделировании. То есть это – модель, которая разработана в нашем институте на основе спутниковой информации с применением метода Лагранжа. Моделируется перенос частиц. И было смоделировано, куда частицы воды, которые были вблизи побережья в районе «Фукусимы-1», будут переноситься. На основе ежедневной спутниковой информации строится картина течения и дальше прослеживаются трассеры. Это не значит, что частицы содержат тритий, но та вода, которая была у «Фукусимы-1» через какое-то время переносится вдоль основной ветви Куросио, а также, через систему вихревых образований, в район Южных Курильских островов. Это основные места. Кроме того, она может переноситься и на юг, пересекать течение Куросио за счет формирования меандров и открывающихся вихрей. Наши коллеги: Сергей Владимирович Пранц и Максим Васильевич Будянский работают с этими методами, и мы их используем в экспедициях. Эти методы позволяют навести судно на тот район, где может быть вода с АЭС. Мы брали пробы в этих районах и в других, где по данной модели не должно быть [воды с «Фукусимы-1»]. Потом мы сравним и увидим, действительно ли работает модель. Предварительно, по другим данным – температуре, солености и так далее, – мы видим, что воды разные. Действительно, вода может переноситься в район Южных Курильских островов, но сколько в ней радионуклидов и какова их концентрация покажут результаты исследования тех проб, которые мы собрали в экспедиции.

– Однако Китай, сразу после того, как японцы начали сбрасывать очищенную воду с «Фукусимы-1», объявил о запрете импорта японских морепродуктов. Это что – перестраховались или они знают что-то, чего не знаем мы?

– Я думаю, что это – перестраховка. Китайцы же люди осторожные. У них и своих морепродуктов достаточно много, поэтому, что им стоит отказаться от японских? Это, наверное, повышенная забота о населении Китая. То же самое и у нас в России. Ведь Роспотребнадзор поддержал эту политику Китая и ввел какие-то ограничения на ввоз японских морепродуктов. Но я никогда не видел японских морепродуктов в наших магазинах. Наоборот, в Японии я видел нашего краба – на Хоккайдо – по очень низкой цене, и даже купил один раз, и вкусный краб оказался. А вот японских у нас я не видел.

– Владимир Алексеевич, для людей, которые далеки от науки и для которых радиация – очень страшное слово, тритий, цезий, стронций – чем они могут быть опасны, и насколько эта опасность реальна?

– Единственное, когда возникает опасность для организмов, это когда тритиевая вода употребляется внутрь в высоких концентрациях, тогда в результате биологических процессов тритий может встраиваться в молекулы объекта и там распадаться. Существует мнение, что основная опасность не в том, что облучаются внутренние органы, а в том, что тритий в результате распада превращается в гелий – инертный газ, который трудно с чем-либо связать, и в молекулах ДНК образуется как бы дыра. Кстати, трития было очень много, когда проводились ядерные испытания. Тогда концентрация трития в осадках в Северном полушарии – в Канаде и у нас в России – превышала естественный уровень в 1000 раз и даже больше. Но люди жили и вообще ничего об этом не знали. Сейчас, даже несмотря на работу ядерных электростанций, предприятий по переработке отработанного ядерного топлива и других предприятий энергетического ядерного цикла, концентрация трития уже пришла к фоновым значениям, как мы говорим, добомбового уровня.

– Я поняла, что волноваться из-за очищенной воды с «Фукусимы-1» нам не стоит и нашим рыбакам тоже. Но может кому-то все-таки стоит побеспокоиться кроме России, Японии и Китая? Что скажете, Вячеслав Борисович?

– Ну, на самом деле мы говорим о чем? Мы говорим о том, что, если соблюдаются технологии, а японцы известны тем, что строго соблюдают технологии (взять, например, японские автомобили, которые долго работают и, в общем-то, мало ломаются даже на наших российских дорогах), если это соблюдается, ведь МАГАТЭ контролирует содержание и других радионуклидов в сливах…

– Но постойте: недавно была информация, что шестой, по-моему, сброс воды с «Фукусимы-1» был остановлен, потому что какой-то рабочий просто перерубил кабель, и все.

– Совершенно верно. И была утечка недавно. Как сообщалось, около 5 т воды утекло через фундамент или через стену и попало в океан несанкционированно, незапланированно. И такое случается. Здесь, конечно, нужен мониторинг. Насколько я знаю, наш МИД предложил Японии список российских лабораторий, которые могли бы это контролировать. Сейчас это рассматривается. Я думаю, что здесь нужно вовлечение международного сообщества, чтобы все увидели. Нужна открытость информации. Именно поэтому мы проводим свои исследования и делимся этими данными, рассказываем вам о том, что же на самом деле там происходит. Когда информация закрыта, возникают какие-то подозрения, опасения.

– И конспирологические теории.

– Конечно. Вот как было, например, с экологической катастрофой на Камчатке в сентябре 2020 года – подозревали, что вылились какие-то отравляющие вещества с военных полигонов. Ну а наши исследования показали, что это была уникальная вспышка цветения токсичных водорослей, так называемое вредоносное цветение – красный прилив, который случается довольно часто, но в таких объемах, на таких акваториях произошел впервые. А на следующий год то же самое было к востоку от Хоккайдо, те же виды токсичных водорослей были обнаружены. Поэтому нужна открытость информации и, конечно, регулярный контроль исследований. Мы же занимались проблемой «Фукусимы-1» с самого начала. Когда в марте 2011 года произошла авария, мы сразу же начали мониторинг осадков на крыше нашего здания. У нас там стоит метеостанция, есть сбор воды. И вот тогда мы увидели изотопы йода, а через две недели – повышенное содержание цезия. То есть это тот цезий, который облетел вокруг планеты и был потом у нас зарегистрирован. А в 2012 году Президиумом Дальневосточного отделения РАН была инициирована специальная экспедиция по изучению того, что же происходит в Японском и в Охотском морях, в районе к востоку от Японии. Вот тогда были гораздо большие концентрации цезия. И мы увидели, как происходит перенос – вода концентрируется в определенных зонах, зимой происходит перемешивание, и с поверхности вода уходит на глубины в крупных вихрях, которые отделяются от Куросио и переносятся в район Курильских островов. Поэтому сейчас мы были подготовлены – понимали, где искать эту иголку или каплю трития в океане. Но даже тогда его концентрация совершенно не представляла угрозу ни морю, ни морепродуктам, ни здоровью человека. Сейчас во время экспедиции мы отобрали не только пробы воды, но и биологические пробы рыб, кальмаров, планктона. Будем их тоже проверять.

– Гигантских кальмаров не видели?

– У нас очень хорошие профессиональные рыбаки, которые ловят везде и всегда, но гигантских не выловили. Были крупные кальмары, были мелкие, но гигантских не попадалось.

– Опасная все-таки у вас работа...

– Ну, не стоит забывать, что тритий – это все-таки естественный изотоп. Он есть везде: и здесь, и в чае, который сейчас мы пьем, в каждой молекуле воды, особенно в дожде. Поэтому носите зонтики.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 12:14
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 12:14
Все новости Приморье
Как ощущение катастрофы породило прекрасный экспрессионизм РБК и ГАЛС, 12:20
Двалишвили оправдал поражение от Яна тем, что хотел устроить шоу Спорт, 12:20
Овечкин вошел в топ-10 самых популярных спортсменов мира по версии Google Спорт, 12:18
Военные заняли Кучеровку и Ровное в Харьковской области и ДНР Политика, 12:15
«Невероятный Ян». Как россиянин вернул титул чемпиона UFC спустя 4,5 года Спорт, 12:13
Умер режиссер Вячеслав Криштофович Общество, 12:09
Ставка на рост и надежды на ставку: инвестиционные стратегии на 2026 год #всенабиржу!, 12:04
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
На Солнце произошла двойная мощная вспышка Общество, 12:02
Искусство жить: как устроен премиальный ЖК в Марьиной роще РБК и TATE, 11:56
Кремль счел Стратегию нацбезопасности США залогом переговоров по Украине Политика, 11:45
Перспективные направления развития ИТ-сектора на ближайшие 5 лет РБК х Ростелеком, 11:42
Пекин сообщил о совместных с Москвой военных учениях на территории России Политика, 11:42
На Гавайях произошло извержение вулкана Килауэа. Видео Общество, 11:41
На какие пять важных мелочей вы не обращаете внимания в рабочей перепискеПодписка на РБК, 11:30