Константин Сидоренко: Приморье сотрудничает со 114 странами

Весной в структуре правительства Приморья произошли изменения: Агентство международного сотрудничества было преобразовано в министерство международных и внешнеэкономических связей. О планах и перспективах нового ведомства РБК Приморье рассказал его руководитель Константин Сидоренко.
— Константин Геннадьевич, давайте начнем с того, чем была вызвана необходимость такого преобразования — агентства в министерство, и какие задачи стоят сейчас перед вами?
— Не секрет, что внешнеэкономическая деятельность — это один из столпов экономики Приморья. Огромное количество предприятий занято именно в этой сфере. Именно внешнеэкономическая деятельность, международная деятельность в различных сферах играет значительную роль для Приморья. И поэтому вполне логично, что власти Приморья уделяют огромное внимание развитию данного направления, вполне логично, что было принято решение о создании министерства международных и внешнеэкономических связей.
Основная задача, которая стоит перед нами в настоящий момент, это больше стратегический вопрос нашего позиционирования, позиционирования Приморского края в структуре мирохозяйственных связей, в структуре экономики Российской Федерации. Исходя из географического положения, из истории, из традиционно сложившейся экономики, основной нашей задачей является превращение Приморского края в один из ведущих центров РФ по развитию сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Я могу сказать, что эта идея не нова, некоторые регионы Дальнего Востока в настоящий момент также начинают позиционировать себя как центр развития сотрудничества, например, с Китаем. Так почему же столице Дальнего Востока, которая традиционно этим занимается, специализируется на этом направлении, не стать одним из ведущих центров экономического сотрудничества Российской Федерации с Азией? Тем более, что все компетенции у нас для этого есть. Министерство было создано, потому что задача эта комплексная и одному органу исполнительной власти ее решить невозможно, можно только совместно, с координацией усилий нескольких исполнительных органов, с координацией усилий бизнеса и власти. Буквально на днях губернатором Приморского края подписаны Стратегия развития внешнеэкономической деятельности Приморского края до 2030 года и программа развития экспорта Приморского края до 2030 года. Исходя из этих документов, мы будем планировать свою деятельность.
— Как вы в целом оцениваете сегодняшнее состояние внешнеэкономических связей Приморского края, где видите точки роста?
— Немножко цифр: Приморье активно развивает сотрудничество со 114 странами. Традиционно, в первую очередь, это Азиатско-Тихоокеанский регион, и основные страны — это «большая тройка»: Китай, Япония и Корея. Они занимают до 90% нашего двустороннего товарооборота. Если говорить о сегодняшней ситуации, то я бы ее охарактеризовал как сложную, но стабильную. Два-три, может быть четыре года назад, когда против нас начали вводить санкции, когда коронавирус бушевал, это была просто патовая ситуация. Я тогда работал за рубежом, и я помню глаза предпринимателей, которые к нам тогда обращались — они реально не знали, что делать, потому что на них свалилось огромное количество проблем — транспорт, платежи, санкции. И куда идти, куда бежать никто не знал. Тем более, что большое количество российских компаний, которые находятся в западной части страны, были ориентированы на другие рынки, и тогда они переходили на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — абсолютно все другое, сложное, непонятное. Была просто шоковая, патовая ситуация.
Сейчас эти проблемы остались, но они трансформировались из проблем в сложности, а отличие сложности в том, что ты знаешь, как найти выход. Основные проблемы — это банковские платежи — как были, так и есть, но в принципе, наши предприниматели адаптировались, они нашли пути, способы решения. Санкционные ограничения как были, так и есть, но в принципе они уже не смертельны, они никогда не были смертельны для России, а сейчас тем более.
Если говорить о перспективных направлениях, то мы не собираемся останавливаться на том, что имеем, активно диверсифицируем нашу деятельность. Это и страны Юго-Восточной Азии, вообще страны Азии интересны, Индия, например, Вьетнам. Страны Ближнего Востока, я не буду сейчас говорить, какие, но там тоже у нас есть друзья. И как не парадоксально, и может быть это прозвучит несколько фантастично — страны африканского континента. Они имеют большой потенциал. Мы сейчас пока думаем, как к этому вопросу, к этому рынку подойти, но он очень перспективный с нашей точки зрения.
— В каких приморских товарах вы видите наибольший экспортный потенциал?
— Здесь можно говорить о том, что мы имеем, и о том, чего мы хотим. Из того, что имеем, в первую очередь мы, конечно же, говорим о несырьевом неэнергетическом экспорте, это товары, которые так или иначе уже имеют высокую степень переработки. Это традиционно пищевая продукция, продукция сельхозпроизводства, деревообработка, рыбопереработка и безусловно услуги. Как я ранее говорил: мы имеем потенциал стать центром экономического сотрудничества со странами Азии. Один из наших китов, на который мы обоснованно надеемся, это транспорт и туризм. Приморский край является одним из ведущих транспортных хабов Российской Федерации. Здесь мы можем многое сделать, в первую очередь, модернизировать, расшивать сложные места на границе, развивать наши пункты пропуска, портовую инфраструктуру, создавать новые транспортные направления, в первую очередь, конечно, по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Второе важное направление — это, безусловно, туризм. Мы живем в городе Владивостоке, и видим, что Приморский край и Владивосток пользуются огромной популярностью среди иностранных туристов, особенно из Азии. Не секрет почему: потому что мы — ближайший город европейской культуры, и для них это очень интересно. И вот это мы должны развивать и компетенции активно использовать. По итогам 2024 года в край заехало более 500 тыс. только китайских туристов, из них 280 тыс. въехало по безвизу. Мы видим, что это действительно важное, перспективное и интересное направление.
Если говорить о новых направлениях в экспорте туризма, то это — экспорт медицинских и образовательных услуг. В Приморском крае в 13 высших учебных заведениях обучается около 4 тыс. иностранных студентов. Они с удовольствием едут к нам, потому что, повторюсь, здесь европейское образование, европейское образование в Азии. Больше таких интересных мест я не знаю, ну может быть Гонконг или Сингапур, поэтому это интересно. И цены, которые мы предлагаем, соотносятся с качеством образования, которое иностранные студенты могут получить. Наиболее востребованные дисциплины, на которых учатся иностранные студенты: экономика, маркетинг, строительство. Кроме того, важное направление в экспорте образовательных услуг — среднее специальное образование. Действующие в крае колледжи также активно пользуются популярностью у иностранных студентов. В настоящий момент около 280 иностранных студентов учатся в наших средне-специальных учебных заведениях. К 2030 году мы планируем довести эту цифру до тысячи. В части медицины тоже есть определенный потенциал. За последние годы мы очень сильно подняли качество наших услуг по ряду направлений, как то — хирургия, офтальмология. Эта услуга востребована у иностранных пациентов. Они начали приезжать и пользоваться этим. Количество групп пока незначительное, но могу сказать, что прямо сейчас группа из 30 туристов заехала. Что касается и образовательного и медицинского туризма, то все это укладывается в рамки обычного туризма: можно приехать во Владивосток, посмотреть город, хорошо отдохнуть и немножко подлечиться.
— Приятное с полезным.
— Да, приятное с полезным, такая комплексная история, она уже востребована, и я думаю, что будет востребована у наших иностранных туристов. Если говорить о туризме за пределы Российской Федерации, то мы активно развиваем сотрудничество с Корейской Народно-Демократической Республикой, у нас есть возможность предложить такую фишку, которую пока не может предложить ни один регион Российской Федерации. Мы можем организовывать и уже организовываем группы в КНДР. Вы знаете, что это страна с уникальной культурой, наверное, такого уже на планете встретить нельзя. Многие приезжают оттуда и говорят: я как будто в детство вернулся. И я уверен, что это направление в сфере туризма будет востребовано у российских туристов. И когда мы говорим о нашем намерении стать центром экономического сотрудничества со странами Азии, то именно КНДР может быть одним из перспективных направлений для сотрудничества Приморского края на внешнем контуре, потому что таких компетенций нет у ни у кого, только у нас, только мы активно работаем в данном направлении. Если мы добьемся здесь успеха, то мы могли бы потом масштабировать этот опыт на другие регионы РФ.
— Со странами Азии понятно. Хочу спросить вас еще об одном направлении. Недавно приморская делегация посетила Беларусь, где в том числе обсуждались перспективы сотрудничества края и братского государства. Какие направления вы считаете наиболее перспективными?
— Безусловно, наши отношения с Беларусью, да и личные, — честно говоря, для меня это особая страна, — это особые дружеские отношения, в первую очередь. Я вообще хочу сказать, что международная деятельность всегда идет в комплексе. Так вот и отношение Приморского края с Белоруссией тоже многоплановое, многовекторное. Но самое главное, что там есть, — я не хочу говорить слово «химия», это не подходит для наших отношений, — там есть чувство, искреннее человеческое чувство. И поэтому здесь мы активно работаем. По импортному направлению: мы импортируем большое количество пищевой продукции, мы импортируем строительную технику. Если говорить о пищевой продукции, то я думаю, что она уже в холодильниках многих приморцев, владивостокцев. Если говорить о строительной технике, то мы можем видеть ее на дорогах в городе Владивостоке, в Приморском крае, она великолепно себя зарекомендовала. Конечно, мы понимаем, что кроме импорта, мы должны что-то экспортировать, и мы экспортируем туда химическую продукцию. Сейчас разрабатывается новое направление того, что в перспективе мы будем поставлять в нашу братскую республику.
— Еще одна задача министерства — продвижение услуг интеллектуальной собственности на мировые рынки. О каких именно услугах идет речь?
— К сожалению, пока случаются факты воровства торговых марок, и, безусловно, это проблема. Это проблема и в Китае, и может быть в других странах. Но вы знаете, буквально месяц назад в Китае прошла кампания по борьбе с фальсификатом российской продукции. Китайские коллеги очень хорошо отреагировали на наши запросы и провели полномасштабную акцию. Она принесла определенные успехи, и мы благодарны. Поэтому, когда мы говорим о защите интеллектуальной собственности, то это вопрос очень важный, и мы этим активно занимаемся. В качестве подведомственной структуры в министерстве есть Центр поддержки экспорта, который предоставляет услугу регистрации торговых марок. Знаете, когда я работал в торгпредстве, там говорили так: думай о регистрации торговых марок, не когда ты приехал на выставку, а когда ты только подумал о выставке, потому что это достаточно долгий процесс. Когда ты только выходишь, знакомишься с первыми партнерами, твоя торговая марка уже должна быть защищена, потому что ты не знаешь, что это за партнер. Может быть он честный, а может нечестный. Может быть он с тобой познакомится, уйдет в тень, а через два года, когда ты уже раскрутишься на рынке, к тебе в офис придут интересные предложения. Поэтому повторюсь, этим нужно заниматься серьезно, и мы готовы оказывать содействие в данной работе. Что касается IT, то, хотелось бы, конечно, чтобы Приморский край стал одним из центов развития интеллектуальной промышленности.
— Некоторые зарубежные компании, ранее ушедшие из России, сейчас заявляют о намерениях возможного возвращения на наш рынок. Приморье готовится к возвращению иностранных брендов. И нужно ли вообще нам готовиться?
— Есть такой вопрос в нашей повестке. Я скажу, что в настоящий момент очень многие компании из условно недружественных стран, я специально использую этот термин, потому что недружественное правительство, это политическая элита недружественна к нам, а бизнес и просто люди нормальные — они хотят работать с Россией, они хотят сотрудничать с Россией, торговать с Россией. И очень часто, на встречах в беседах, — я не буду говорить, что это за страна, — говорили: мы бы с удовольствием вернулись и продолжили наращивать объем нашего сотрудничества, но наше правительство, которое вводит санкции против вашей страны, не позволяет этого делать — нам приходится каждую сделку согласовать с центральными властями. Как только этот новый железный занавес, который возведен с той стороны, будет снят, мы, безусловно, вернемся. Они отлично понимают, что мы несем экономический ущерб, но и они несут экономический ущерб. Они теряют и в моменте, и в перспективе. А в перспективе они теряют рынок, потому что рынок ждать не будет, когда они захотят вернуться, когда их правительство одумается. На рынок приходят конкуренты и правильно делают.
— Развитие международных, внешнеэкономических связей невозможно без участия местного бизнеса. Насколько приморский бизнес вовлечен в этот процесс, и как вы оцениваете деловую активность в регионе?
— В хорошем смысле у приморского бизнеса, значительной его части, просто нет иного выхода, как только вовлекаться в эту деятельность, потому что географическое расположение Приморского края, исторически сложившаяся структура экономики, диктуют нам необходимость развивать внешнеэкономическую деятельность. И конечно же, компании это понимают. Не всегда компания имеет возможность продать свою продукцию где-то в западной части Российской Федерации, исходя из нашей локации, поэтому активно вовлекается во внешнеэкономическую деятельность, продвигая свою продукцию на внешнем рынке. И безусловно, правительство Приморского края активно помогает им. По итогам 2024 года Центр поддержки экспорта оказал содействие более 500 компаниям. При его содействии были заключены внешнеторговые контракты на 35 млн долларов. Активно работают представительства за рубежом. Сейчас у нас действует представительство в Китае — в городах Далянь и Харбин. По итогам года, благодаря деятельности представительств, заключены экспортные контракты на 30 млн долларов. Мы планируем расширить деятельность представительств, как в Китае, так и в других странах. Вы знаете, что мы сейчас активно работаем с северо-восточными провинциями Китая, но мы заинтересованы выходить и в другие регионы — центральные и южные, наиболее экономически развитые территории Китайской Народной Республики. Если говорить о других перспективных странах, это ближнее зарубежье, Беларусь, Узбекистан, страны дальнего зарубежья, Ближний Восток, Индия, Вьетнам.
— Монголия?
— Монголия в перспективе есть. Вы знаете, они обращались к нам. У них больше сырьевой экспорт, но в принципе они тоже заинтересованы в развитии сотрудничества, будем работать с ними. Тем более, что они заинтересованы в использовании нашей транспортной инфраструктуры и наших портов. Поэтому я думаю, может быть у нас что-то получится.
— Открываются новые возможности?
— Они всегда есть, просто их надо увидеть и не бояться использовать.