Перейти к основному контенту
Приморье ,  

Мастер-план для Дальнего Востока: почему нужно «есть слона по частям»

Почему самый большой кусок денежного пирога получит столица Приморья, рассказал эксперт
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

На Дальнем Востоке началась реализация долгосрочных планов комплексного развития городов и агломераций. В перечне 11 региональных центров, 10 городов с численностью населения свыше 50 тыс. чел., и 2 столицы БАМа. По предварительным расчетам, масштабное обновление социальной, транспортной и промышленной инфраструктуры Дальнего Востока обойдется в 4,4 трлн руб. На что конкретно пойдут деньги, рассказал директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов.

Видео: РБК Приморье

– Михаил, в долгосрочных планах комплексного развития ДФО – 875 мероприятий. Какие из них уже начали реализовываться, где начались стройки?

– Это действительно большой и масштабный план. Поскольку сам процесс мастер-планирования начался где-то 1,5-2 года назад, сейчас многие объекты находятся в стадии разработки проектно-сметной документации. Это нормальный первый естественный этап. Но где-то строительство уже идет, потому что в мастер-планы попали в том числе и приоритетные проекты в стадии реализации.

– Давайте по Приморью, оно нас все-таки больше интересует: какие объекты в стадии реализации?

– В Приморье, конечно, важнейшим объектом внимания является сам город Владивосток, большой Владивосток, как мы его называем. Я думаю, здесь главная задача в горизонте 20 лет, – мы все об этом мечтаем, – чтобы Владивосток рос, развивался и стал миллионной агломерацией. Мы в «Востокгосплане» считаем и оцениваем различные агломерационные эффекты. Дело в том, что, благодаря такой высокой концентрации интеллекта и сил, в регионе возникают дополнительные эффекты для экономики, роста производительности труда и появления новых производств. Для горожан важно, безусловно, благоустройство знаковых объектов – набережных, парков, решение наболевших транспортных проблем. Все это в плане в общем-то предусмотрено и будет последовательно реализовываться.

– На 22 города и агломерации ДФО предусмотрено 4,4 трлн руб., и практически четверть из них – на Владивосток. Остальным городам хватит 3 трлн? Почему именно столице Приморья отдан приоритет?

– Столица Приморья – это же не просто столица отдельного региона. Это очень важная точка на карте страны, где сходятся транспортные артерии, это – большой научный центр. Несколько тысяч человек вовлечены в работу по развитию науки и новых логистических проектов. Это центр федерального значения по развитию образования – наш ДВФУ. Но, отвечая на первую часть вашего вопроса – хватит денег или нет, сложно сказать. Знаете, в экономике потребности человека всегда превосходят наличные ресурсы, правда же? Денег большинству людей всегда немножко не хватает, так уж человек устроен – на базе безграничных потребностей. Поэтому будем исходить из того, что в мастер-планах заложены минимально необходимые мероприятия для того, чтобы повысить качество городской среды. В каждом из городов ДФО эти мероприятия обоснованы и приоритезированы. На стадии разработки мастер-планов количество мероприятий было в два раза больше, наверное, в каждом городе. Затем, с учетом мнений граждан, их приоритетов мероприятия фильтровались. Поэтому, давайте так: для нас главная задача сейчас – реализовать тот перечень мероприятий, который заложен в мастер-планах.

– Программа долгосрочная и масштабная, финансирование существенное. Комментируя объем средств, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков говорил, что здесь нужно «есть слона по частям». Поясните, что это значит: каким образом будет осуществляться финансирование, в каких долях? За чей счет, собственно говоря, все эти обновления будут происходить?

– Да, действительно, «едим слона по частям». В части сроков понятно, что не все деньги понадобятся сразу. По большинству мастер-кланов сейчас идет глубокая проработка, уточнение по источникам: половина и даже более половины средств приходит из внебюджетных источников. Мы видим, допустим, что многие инвесторы приходят в строительство жилья в Хабаровском крае, в Приморье, на Сахалине и в других регионах.

– То есть часть финансирования уже есть, а часть еще только предстоит найти. Я правильно понимаю?

– Сейчас идет глубокая проработка по всем источникам финансирования, и я бы не стал пока комментировать это в цифрах. В каждом городе есть штаб, который работает над привлечением финансирования. Это процесс, требующий определенного времени.

– Да, но я почему спрашиваю: у нас на интервью был экономист, который выражал сомнения в заинтересованности инвесторов, в том, что удастся найти такой объем частных инвестиций.

– Инвесторы реагируют на показатели прибыли, поэтому задача как раз в том, чтобы те объекты, которые запланированы, приносили доход. Вы знаете, если анализировать мастер-планы, то там нет ничего сверхъестественного, никто не строит какой-нибудь хрустальный мост. Речь идет о простых вещах. Это жилье, целый ряд объектов социальной инфраструктуры, которые могут быть построены в том числе с привлечением Дальневосточной концессии, это тоже подспорье и поддержка для инвестора. Не менее 10% и даже более – это конкретные промышленные предприятия. При разработке мастер-планов объекты брали не с потолка, они туда попали, потому что у них был конкретный инвестор. Поэтому все, что касается жилья и комфортной городской среды, здесь частные деньги абсолютно понятны, есть подходы к их привлечению, есть федеральные программы, ряд региональных программ. Что касается ЖКХ, мы с вами хорошо знаем, что эту сферу нельзя забывать, иначе она отомстит. Это необходимость. Все, что касается ливневок, коллекторов и прочего – это наша базовая инфраструктура, которая не всегда видна горожанам, но очень важна. И мы чувствуем, когда ее нет, когда что-то прорывает. Транспорт: здесь речь идет об аэропортах, там есть значительная часть частного финансирования и есть федеральная программа. В план попали те мероприятия, у которых так или иначе источник уже определен, сейчас идет дальнейшая проработка наполнения этого источника, сроков и так далее.

– Еще одну сторону хотела бы обсудить – вопрос кадров. Проекты большие, и понятно, что с одной стороны это – новые рабочие места, но с другой стороны сейчас и в Приморье, и в ДФО, и во всей стране наблюдается дефицит кадров. Как будем решать эту проблему, где будем брать специалистов?

– В отношении Дальнего Востока задача стратегии в том, чтобы создавать высокопроизводительные рабочие места, чтобы люди приезжали и были долгосрочно уверены в том, что у них будет работа с хорошей зарплатой. И в этом смысле дефицит кадров – это хорошая сторона, это – возможность для дополнительного привлечения специалистов на Дальний Восток. Источники разные. Это наши соотечественники, граждане из регионов с доходами 20-30 тыс. руб. в месяц. Для них это – возможность радикально повысить уровень дохода. И такие регионы у нас есть. Есть ряд регионов, где низкая производительность труда, так исторически сложилось, есть экономический спад. Поэтому первое – вот такая релокация. Это и наши соотечественники из близлежащих стран, которые тоже будут рады поработать на Дальнем Востоке.

– Дальний Восток уже активно развивается и строится, но, честно говоря, я не вижу, чтобы люди из других регионов страны сюда рвались. Почему они сейчас не едут? Что изменится в ближайшее время? Почему они вдруг должны поехать в ДФО?

– Отчасти задача мастер-планов, наверное, важнейшая задача – предложить людям не просто работу с жизнью в подсобке или вахтовым методом, а в том, чтобы создать комфортную городскую среду, чтобы люди долгосрочно могли связать свою жизнь с регионом. Когда они будут уверены, что есть куда обратиться за медицинскими услугами, когда будет качественное школьное и высшее образование, когда будет работа не разовая, не просто на большой стройке, а на стабильном развивающемся предприятии. Вот, наверное, главные факторы, над которыми нужно работать. А что касается миграции, то на самом деле миграционный отток замедляется с Дальнего Востока. Видно, что эти стройки, новые предприятия влияют на людей, на их настроение.

– Не могу не задать еще один больной для дальневосточников вопрос – об увеличении провозной мощности Восточного полигона. Вопрос, который необходимо решать прямо сейчас, потому что реализация таких масштабных мастер-планов без этого невозможна. Сейчас это – самое узкое горло: задержки грузов возникают регулярно. Когда, наконец, мы сможем решить проблему?

– Здесь скоординированы усилия федерального Правительства, РЖД, региональных органов власти. Можно сказать, что сдвижка влево – ускорение работы по Восточному полигону происходит. И действительно, в этом смысле повезло в кавычках Дальнему Востоку, да и без кавычек тоже повезло, потому что нагрузка на Восточный транспортный коридор выросла, причем в обе стороны. И это тоже нужно рассматривать как трудность в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе это – большая возможность и для Приморья, и для всего Дальнего Востока прокачать основную транспортную артерию. Мы видим, как в Хабаровском крае и в других местах возникают логистические центры, крупные операторы Ozon, Wildberries, Яндекс создают логистические центры. Вполне возможно, рядом будут возникать и какие-то смежные производства, это – производное от расширения транспортного коридора.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Все новости Приморье
Мангальная зона на даче: из чего строить и как оформить Недвижимость, 10:10
Продлит ли «Реал» серию побед против «Баварии». Главное о полуфиналах ЛЧ Спорт, 10:00
МВД назвало число потерявших российское гражданство по новому закону Общество, 09:57
Экс-адвокат Ефремова Пашаев получил ранение в зоне военной операции Общество, 09:55
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist Pro, 09:40
«РИА Новости» узнало, что Иванов переоформил на отца мотоцикл за ₽1 млн Политика, 09:25
В Таиланде температура воздуха приблизилась к рекордным значениям Общество, 09:11
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Лучший российский хоккеист сезона побил рекорд и вылетел из Кубка Стэнли Спорт, 09:08
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов Pro, 09:00
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности Pro, 09:00
В Казахстане задержали бывшего главу МВД по делу о беспорядках Политика, 08:54
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:50
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе Pro, 08:38
В Израиле второй за неделю министр попал в больницу Политика, 08:32