Перейти к основному контенту
Интервью⁠,
Эксклюзив

Искусственная истерия: кто и как ведет учет конфликтов с тиграми на ДВ

Арамилев: компенсация ущерба от нападения тигров должна стать госпрограммой
Почему статистика конфликтов с тиграми не объективна, кто нагнетает ситуацию, и как возмещают ущерб от нападений тигра в Приморье
Фото: Центр "Амурский тигр"
Фото: Центр "Амурский тигр"

Популяция амурского тигра в России выросла до 750 особей, но по-прежнему нуждается в особой защите. Осенью 2024 года была утверждена новая Стратегия по сохранению одного из самых редких видов животных. Сейчас участники рабочей группы – представители государственных, научных и общественных организаций приступают к формированию плана мероприятий на ближайшие 10 лет. О том, как обеспечить бесконфликтное сосуществование дикого зверя и человека на Дальнем Востоке, рассказал генеральный директор Центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев.

Видео: РБК Приморье

– Сергей, в прошлом году была утверждена новая редакция Стратегии по сохранению амурского тигра. Это значит, что цели прежних стратегий достигнуты? Теперь перед вами стоят новые задачи?

– В первую очередь, это значит, что появились новые угрозы, новые проблемы, которых в 2010 году, когда принималась вторая редакция Стратегии, не было, исходя из этого, были сформированы новые задачи. Ну а цель остается прежней – это гармоничное сосуществование человека и уникальной природы юга Дальнего Востока, и здесь тигр выступает индикатором ее состояния. Если внимательно прочитать документ, то мы увидим, что 4/5 мер, которые там указаны, направлены не на тигра: они направлены на копытных животных, на места обитания, на людей, которые взаимодействуют с лесом и ресурсами, которые мы получаем из природного комплекса. Считается, что в России обитает не менее 750 амурских тигров, включая тигрят, это данные весны 2022 года. За последние два года численность тигра стабилизировалась, немножко даже снизилась в виду объективных проблем, которые возникли в популяции, и сейчас в Стратегии прописано – если нам удастся на этом уровне стабилизировать численность, то это и будет компромиссом между природой и человеком.

– Зимой, в СМИ, как правило, возрастает количество публикаций о встречах тигра с человеком на Дальнем Востоке. Складывается ощущение, что все эти 750 тигров гуляют по поселкам и селам Приморского края.

– Есть такая история. Когда-то в прошлом, в Советском Союзе, наши лидеры говорили – не важно, как голосуют, важно, как считают. Так и здесь: есть наглая ложь, есть очевидная ложь и есть статистика. Так вот, в 2018 году, по предложению международных организаций, которые ныне уже не работают в Российской Федерации, была изменена система подсчета конфликтных ситуаций. Была придумана градация – нулевая опасность, первая категория опасности, вторая, третья, четвертая. Естественно, никто не смотрит на эту градацию, все считают количество конфликтных ситуаций. Раньше мы к конфликтным ситуациям относили тигров.

– По головам считали?

– По головам, да. Есть тигр, он приходит в село и наносит урон – пропавшая собака, лошадь, корова, – и мы понимали, что конфликтная ситуация одна, а в ее результате произошло 6 эпизодов, после этого мы его поймали и переселили. Но потом решили считать любую встречу с тигром, даже в лесу, конфликтной ситуацией, пусть даже нулевого порядка, но в статистику-то идет единичка. Ярким примером является 2024 год. Самец тигра у села Беневское, имея два огнестрельных ранения, только по официальным данным, забрал 43 хозяйских собаки, еще было порядка 20 сообщений от граждан о бесхозных собаках, и плюс к этом – каждая его встреча с очевидцами на подходах к селу, на мостах и так далее добавила порядка 40 случаев, и таким образом у нас один тигр создал 100 конфликтных ситуаций. Для специалистов здесь все очевидно и ясно – одно село, одна особь тигра и 100 ситуаций, но для людей, которые находятся вне региона или вне нашей повестки, если мы говорим о 100 конфликтных ситуациях, значит это 100 тигров буквально терроризируют село. Естественно, мы представляем маленькое село и вокруг него 100 тигров, Голливуд и американцы за эти долгие годы наснимали много фильмов, которые позволяют людям представить ужас и масштаб трагедии. Пик конфликтных ситуаций пришелся на зиму 2022-2023 года. Там была совокупность наложения факторов – многоснежная зима, африканская чума свиней, сложности в геополитическом моменте – наши враги специально раздували ситуацию, прекрасно понимая, что это влияет на спокойствие граждан. Дальний Восток всегда себя проявлял очень патриотично, наши земляки отважно воюют на фронтах, а враг наносит удары в том числе и в тыл, пытаясь расшатать ситуацию – показать, насколько государство не справляется, поэтому возникают разного рода мифы. В этом году ситуация из Хабаровского края переместилась в Приморье: мы сейчас в СМИ не слышим про Хабаровский край, хотя там есть объективные сложности с тиграми, но они успешно решаются. А два года назад в Хабаровском крае была такая же шумиха. К чему она привела? К тому, что люди действительно оказались в панике, те, кто не изучал вопрос – горожане, которые не жили в селе, у которых там дача, родители, еще что-то. И городские охотники стали воспринимать тигра как угрозу, начались выстрелы просто так – вдруг зверь окажется конфликтным. В итоге в Хабаровском крае это привело к появлению большого количества раненых тигров, а подранки не могут добывать в лесу копытных животных и выходят в населенные пункты.

– Но стрельба в тигра, в краснокнижное животное – это уголовная статья.

– Да, уголовная статья. Такие случаи выявляются, люди наказываются, но требуется время на расследование: до того, как человека осудят, проходит какое-то время, а сначала мы боремся с последствиями. В Приморском крае, конечно, искусственно создана истерика в отношении тигра. Почему искусственно? Потому что сейчас на территории Приморья края всего три конфликтных тигра из 580, и территориально эти тигры были в селах Приморское, Барабаш, Филипповка, все они расположены рядом, это одни и те же тигры. У одного из них были достаточно сильные ранения, нанесенные человеком, он умер в реабилитационном центре. Предыдущие два, которых отловили, были вообще ни при чем, но государству пришлось пойти на поводу у общества. Здесь надо понимать, что эти села окружены национальным парком «Земля леопарда», где, собственно, живут тигры и леопарды, это их исконное место обитания. Они были полностью здоровы, не конфликтны, но вернуть их обратно в природу в том же месте, где они были отловлены – это, конечно, вызвало бы общественный резонанс, который еще искусственно раздувался бы недругами, поэтому тигров переместили на новые участки ареала – в Северное Приморье. Это тоже пошло во благо, потому что есть некое, так называемое, генетическое голодание: трасса и населенные пункты вокруг автодорог и железной дороги, соединяющей Владивосток с Хабаровском, отделяют юго-запад от Сихотэ-Алиня. Ученые считают, что там есть генетическое различие, переселение с юга на север и с севера на юг как раз эти моменты решает, эти два тигра укрепят популяцию, кроме того, благодаря им, удалось немножко снизить градус общественного негатива.

– Судя по вашим словам, основная причина конфликтов — это человек.

– Процесс разрешения конфликтных ситуаций, он обоюдный. Есть объективные причины привлечения животных в населенные пункты: несанкционированные свалки, беспризорные собаки, отсутствие освещения, зарастание лесом. На самом деле разрешение этих вопросов не только решает проблему привлечения хищников, но и повышает комфорт жизни в населенных пунктах. Все понимают, что это системная проблема, все это накапливалось 30 лет и решить за один год невозможно. Но государство должно гарантировать гражданам, что они будут услышаны, и на их запросы будет оперативная реакция, то есть служба охотничьего надзора должна прибыть в населенный пункт, установить тигр это или нет, если да, то – предпринять меры по отпугиванию или отлову.

– И если это тигр, и был случай нападения на домашних животных, на скот, то гражданам в Приморском крае положена компенсация.

– Не только в Приморском крае, вообще в ареале тигра. И не то, чтобы она положена. К сожалению, по закону нападения диких животных являются форс-мажором, и страховые компании это не страхуют. То же самое с посевами: картошку не страхуют от кабанов, а это гораздо большая проблема, чем нападение тигров на коров и лошадей. Тем не менее, мы в свое время, в 2015 году посчитали, что мы можем создать общественный механизм компенсации. Наша организация за счет средств спонсоров организовала программу, и она достаточно прозрачная. Единственное условие – факт пропажи животного или нанесения урона именно от тигра фиксируется службой охотничьего надзора, здесь мы полностью полагаемся на государство. Государство ситуацию расследует и направляет нам сведения на компенсацию. Мы возмещаем в натуральном виде: если пропала корова, возвращаем корову. В денежном эквиваленте мы ее возместить не можем в соответствии с обязательствами перед нашими спонсорами. В принципе, мы закрываем все потребности, но есть некоторые сложности: сложно возместить собаку, если собака – друг. В основном таким гражданам мы возмещаем кормами на новую собаку, но это должно быть обоюдное желание, то есть хозяин должен желать, чтобы это произошло. И еще есть такие истории – мы сталкиваемся с мошенническими схемами, когда гражданин не может подтвердить, что это его животное, часто бывает, что животное погибло по другими причинами, а если по другими, то человек гарантированно без всего остается.

– Это касается и сельскохозяйственных животных, вообще любых?

– Вообще всех, да. Мы и в случае трагедии с людьми тоже помогаем. Мы считаем, что эти случаи не должны быть предметом пиара, потому что жизнь человека превыше жизни любого животного, пусть даже самого редкого. А вообще, сейчас есть масса механизмов, как можно анонимно сообщить о проблеме. Раненый тигр – это всегда очень опасно. Мы призываем водителей: если вы стали участником ДТП, и даже если у вас нет времени ждать ДПС, можно сообщить анонимно, потому что раненое животное на обочине – это потенциальная смерть другого человека, зверь может неожиданно выползти на проезжую часть и стать участником ДТП. Обычно на загородных трассах очень высокая скорость, и если это легковая машина, то столкновение со зверем, который весит за 100 кг, всегда приводит к травмам.

– Хочу вернуться к компенсации. Сколько и каких животных вы компенсировали в прошлом году или с начала этого года?

– За существование программы мы компенсировали порядка 140 животных.

– Это с какого года?

– С 2015 года. Если мы говорим о коровах и лошадях, то тигр убивает достаточно немного: в четырех регионах порядка 10-12. По большому счету, мы всех компенсируем, но надо сказать, что большая часть владельцев собак отказывается от компенсации, потому что во многих населенных пунктах, особенно в таежных, собака – это расходный материал, как бы трагично это не звучало. По кормам, если говорить о собаках, заявки, которые у нас есть, и мы практически все их компенсировали. Были два случая: один, когда человек утверждал, что у него породистая собака за 300 тыс. руб., но не мог подтвердить это документально. Ему было отказано в компенсации. В другом случае было доказано, что у собаки огнестрельное ранение, а человек пытался выдать его за тигра. Вообще причина недовольства граждан очень проста: граждане считают, что это –государственная программа, и государство априори им должно, причем в немедленном режиме – сегодня собака попала, завтра компенсировали. Когда люди вникают и понимают, что есть определенные условия, обычно на это уходит 2-3 месяца, то градус спадает, но есть люди, для которых это – повод поскандалить, записать обращение о том, что мне предлагают корову – на корову, а я так не хочу.

– То есть люди хотят деньгами получать компенсацию?

– Да, люди хотят деньгами, и считают, что это – государственная история, что прокуратура может вмешаться, но прокуратура им тоже разъясняет, что это – добровольная история, это просто воля людей.

– Общественная инициатива?

– Да. Мы просто решили сгладить эту историю и помочь пострадавшим. При этом мы не разбираемся и не спрашиваем, кто виноват – тигр или человек, где он пас скот, почему стало возможным нападение. Надо сказать, что в истории развития программ компенсации, в 90-е годы, когда появились международные организации, – естественно, начинали с них, – и в Приморье они были, и в Сибири, и в европейской части России, в европейской части – это волк, в Сибири – снежный барс. И везде программы закрылись, потому что скандалов было больше, чем пользы. У тех людей, которые занимались этой общественной инициативой, не выдерживали нервы, им было проще закрыть. Мы пока держимся.

– А по прошлому году считали, сколько было компенсаций?

– Я боюсь ошибиться, но, по-моему, мы возместили порядка 12 крупных животных, 7 сейчас в дороге находятся, потому что это животные особой породы. Мы договорились с партнерами в западной части Российской Федерации, и они нам подарили этих животных, по сути. Там был месяц карантина, и сейчас они еще едут, то есть по факту мы их возместим в 2025 году, а процесс начали в 2024. А по кормам мы возместили уже порядка 300 т совокупно, у нас есть лимит по каждому животному. Но мы тоже не стоим на месте, мы считаем, что это должна быть государственная программа, должен быть прозрачный механизм страхования, чтобы у человека была возможность своих животных застраховать не только на случай болезни, наводнения или пожара, но и от нападения диких животных. Нам это кажется очевидным. С учетом современных страховых премий и общего урона, для страховых компаний это не будет триггером, который их разорит. Нужно просто изменить федеральный закон, и законодательные инициативы с нашей стороны уже высказаны. Мы надеемся, что они будут поддержаны. В той же редакции Стратегии, недавно упомянутой, есть отдельный пункт о том, что нужно ввести систему государственного страхования, сделать ее прозрачной, и тогда каждый гражданин сможет страховать своих животных и возмещать ущерб.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 20:41
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 20:41
Все новости Приморье
Как понять реальную доходность инвестиций с учетом инфляции РБК и ПСБ, 20:51
Почему Путин предложил в Нью-Дели «вскрыть» рынки Политика, 20:47
Московское «Динамо» впервые с 2015 года выиграло в Тольятти в матче КХЛ Спорт, 20:43
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36
Кадыров пообещал «подарок» после атаки на здание «Грозный-Сити» Политика, 20:35
Инфантино наградил Трампа премией мира от ФИФА Спорт, 20:31
Как технологии сплетаются с искусством и почему важнее не «железо» Стиль, 20:30
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Ушаков назвал, кто от США будет «водить ручкой» в мирном плане по Украине Политика, 20:23
Ушаков заявил, что Путин и Уиткофф «понимают друг друга с полуслова» Политика, 20:21
Трамп прибыл на жеребьевку ЧМ-2026 Спорт, 20:19
Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса РБК и РЭЦ, 20:18
Льва Шлосберга отправили в СИЗО по делу о военных фейках Политика, 20:07
На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay РБК и City Bay, 19:59
Выступление Путина на торжественном приеме в Индии. Видео Политика, 19:57