Не доводите до суда: кто и как защищает бизнес в Приморье

Приморье – лидер ДФО по развитию бизнеса. В крае более 90 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, за прошлый год количество самозанятых выросло в 1,3 раза. Вклад бизнеса в экономику региона составил 29%. Показатели растут, но вместе с тем появляются и новые вызовы. О том, что волнует приморских бизнесменов, с какими проблемами они сталкиваются и как их решают, рассказала Уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Наталия Кошелева.
– Наталья, вы в регионе человек новый, меньше полугода работаете. Приехали из Новосибирска. Каким было ваше первое впечатление о приморском бизнесе, о ситуации в приморском бизнесе?
– Во-первых, на мое решение приехать и работать в Приморском крае очень сильно повлияла именно ситуация с поддержкой бизнеса – беспрецедентные меры поддержки, на самом деле многие предприниматели из других субъектов Российской Федерации могли бы мечтать о тех мерах, которые существуют здесь в Приморье. И отношение органов власти, в первую очередь, конечно, я имею в виду краевые органы власти, с тем сопровождением по инвестиционным проектам, которое есть, очень впечатляет. Насколько быстро решаются вопросы – это то, что я увидела в первую очередь. Мне, на самом деле, было очень интересно, очень хотелось поработать в этой команде.
– Подождите, если беспрецедентны меры поддержки, власть заботится о бизнесе и всячески помогает, зачем тогда здесь бизнес-омбудсмен? Ему здесь делать нечего. От чего защищать?
– Правило всегда имеет исключения. И всегда существуют ситуации, когда что-то буксует, решение вопросов буксует, или предприниматель попробовал пойти своим путем, но почему-то не сложилось. Это не всегда зависит от региональных властей и не всегда зависит от муниципалитета, и не значит, что предприниматель что-то неправильно сделал или допустил какую-то фатальную ошибку. Меняется законодательство, меняются условия ведения бизнеса. Зачастую предприниматель попадает в сложную ситуацию, и даже предпринимая самостоятельные шаги, чтобы ее разрешить, он оказывается в тупике. Ко мне поступают именно такие обращения. Возможно, предприниматель рассматривает это, как последний шанс решения вопроса, и считает, что перспективы его решения очень низкие, но в ряде ситуаций получается помочь. Зачастую, о положительных решениях я узнаю постфактум, потому что, когда мы держим на контроле обращения, мы должны в течение определенного срока отвечать и закрывать их. Те обращения, по которым в рамках этого срока еще не было известно решение, мы все равно потом догоняем звонком, спрашиваем – что у вас. Часто узнаем, что ситуация разрешилась положительно, и предприниматель продолжает работать.
– Давайте на примерах: какие это обращения? Это индивидуальные обращения, групповые? По Приморскому краю ситуация однородная, или есть какие-то проблемные и успешные территории?
– Я не могу сказать, что есть прямо проблемные территории. Есть естественное распределение предпринимателей. Понятно, что самые крупные города включают самое большое количество предпринимателей. И, конечно, самое большое количество обращений поступает из Владивостока, Арсеньева, Уссурийска и Находки, что логично. Но есть обращения и из других муниципальных округов. Обращения разные. Да, действительно, есть определенная специфика. Вот, допустим, есть групповые обращения от совсем небольших предпринимателей. Они поступают как мне напрямую, так и к моим общественным помощникам на местах. Я сейчас говорю об обращениях на тему маркировки товаров. Самая большая доля этих предпринимателей – в розничной торговле.
– Это новое сейчас для предпринимателей, многие столкнулись с проблемой маркировки.
– Маркировка, насколько я помню, введена с 2019 года, но каждый год охватывает все новые и новые группы товаров. И для предпринимателей, которые находятся в отдаленных районах, где может быть проблема с интернетом, с переустановкой программ, и из-за того, что нет большого потока покупателей, есть достаточно серьезное количество затрат как налоговых, так и не налоговых, для них достаточно проблематично, когда человек является предпринимателем, сам же занимается закупом товара, сам стоит за прилавком, еще и разбираться в тонкостях маркировки, переустановки программ. Это занимает много времени, ресурсов. И понимая, что в 2025 году грядут изменения, и новая группа товаров добавится, я инициировала проведение вебинара как раз для предпринимателей из отдаленных районов края, для самых маленьких, чтобы они имели возможность напрямую задать вопросы «Честному знаку» (национальная система маркировки – прим. ред.), потому что невыполнение правил влечет дальше, а это все автоматически произойдет: сигнал в Роспотребнадзор – проверка – нарушение – штраф. Я считаю, нужно изначально максимально научить и ответить на все вопросы предпринимателей, чтобы этих ситуаций избежать.
– Роспотребназор предупреждал, что в связи с увеличением количества товаров, подлежащих маркировке, в этом году проверок бизнеса будет больше в разы. Это триггер вообще для бизнеса, пугает слово «проверки». Или это сейчас уже какое-то профилактическое действие, которое, наоборот, помогает бизнесу?
– Если мы берем маленького предпринимателя, который занимается розничной торговлей, он же не просыпается с мыслью нарушить закон или как-то избежать продажи товаров с маркировкой. Дело в том, что очень много регулирования, много правил, и зачастую ты можешь просто упустить что-то.
– Очень быстро меняется все.
– И меняется, и много всего. Поэтому моя задача, в том числе, работая с контрольно-надзорными органами, периодически инициировать такие, скажем так, напоминалки: проведение каких-то мероприятий, предоставление каких-то памяток с тем, чтобы эти меры были, в первую очередь, профилактическими. Поэтому задачи такой – проверять, нет. Действует мораторий на проверки, и я считаю, что это абсолютно обоснованно, это дает свой эффект. Но что касается маркировки, здесь важно больше проводить профилактических мероприятий.
Есть еще обращения, которые подписываются группами, десятками предпринимателей. Последние были связаны с работой торговых центров: из-за несоблюдения каких-то норм, правил там стоит вопрос о приостановке деятельности. Достаточно сложные вопросы. По обращениям, в первую очередь, происходит встреча: разбираемся в ситуации, консультируем, привлекаем экспертов pro-bono (эксперты pro bono - юристы, которые на общественных началах привлекаются для правовой помощи по ряду обращений, поступающих к Уполномоченному по защите прав предпринимателей – прим. ред.), если это необходимо, потому что у уполномоченного есть, скажем так, правило – мы не можем между двумя хозяйствующими субъектами выступать, потому что это – конфликт интересов. Поэтому привлекаем экспертов pro-bono с тем, чтобы оказать консультационную поддержку предпринимателям. Чем можем, стараемся помочь. Есть также обращения, которые подписаны десятками предпринимателей, связанные с увеличением ставок налога на имущество. Это совсем небольшие предприниматели, также из муниципальных отдаленных районов. Мы анализируем ситуацию, там, где есть какие-то перекосы, стараемся помочь. В одном из районов это получилось сделать. Есть индивидуальное обращение. Первое, что вспомнилось: обратился предприниматель, у него послезавтра уже суд по расторжению договоров. Он занимался выращиванием плодовых деревьев, но вот администрация пошла на расторжение договоров, в связи с тем, что он не платил. А не платил он в связи с тем, что у него регулярно происходили скачки кадастровой стоимости, к которой были привязаны платежи по договору аренды. Здесь удалось помочь. На самом деле, при взаимодействии с центром кадастровой оценки есть такой механизм ошибки. Эту ошибку устранили, и по 8 земельным участкам была в десятки раз снижена стоимость кадастровой стоимости, стоимость договора была пересчитана. Еще по нескольким земельным участкам, которые у него в ведении находятся, скорее всего тоже благоприятный прогноз, но там уже будет именно через суд.
– То есть часть вопросов удалось в досудебном порядке решить?
– Да.
– За три дня?
– Чуть подольше. Просто пришлось рассмотрение дела в суде отложить: мы написали свое мнение в суд, попросили приостановить на период разрешения этого вопроса. Удалось. На самом деле приходят люди с такими сложными и, возможно, кто-то сказал бы, бесперспективными делами, но даже в самом сложном случае мы стараемся помочь. По городу Владивостоку много вопросов, связанных с землей, и почему-то эти вопросы…люди ходили, что-то пытались где-то решать, какими-то тропами. Моей задачей было найти какой-то механизм и предложить новый формат. И я благодарю администрацию и главу города за что, что откликнулись. Я предложила формат, аналогичный тому, который есть на уровне края. Это час инвестора с Уполномоченным. По нескольким обращениям мы провели совместно с главой города прием, и по одному из дел уже понятен путь решения. Он не простой, но имеет перспективы. Пока не могу анонсировать, как он будет решен, потому что мы в процессе. По одному из дел мы никак, к сожалению, не можем решить вопрос, но мы сказали – у вас есть вот такие варианты, – мы их обозначили. Еще по одному делу планируется дополнительное совещание. И, скажем так, надежда есть, хотя говорить о положительном решении рано, но есть диалог, мы прилагаем все усилия, чтобы вопрос решился в пользу предпринимателя.
– Почему, как вам кажется, предприниматели обращаются к бизнес-омбудсмену в последний момент, когда уже край, когда уже все? Они не знают, что входит в ваши полномочия, не верят в то, что вы сможете помочь, или что?
– Я думаю, когда человек принял решение об осуществлении предпринимательской деятельности, он уже проявил определенную смелость и взял на себя ответственность решать вопросы самостоятельно. И мне кажется, что в логике предпринимателя нужно стараться предпринимать все меры, чтобы решить вопросы самому. Но есть и Уполномоченный по защите прав предпринимателей. И, пожалуйста, можно обращаться. Когда вы уже поняли, что есть определенная сложность, нужно не доводить до края, приходить, и даже если ситуация уже совсем, все равно можно приходить. Мы будем стараться помочь. Каждую неделю в среду проходит прием. Я лично его провожу вместе с юристами аппарата. Но вот во вторник в обед зашла женщина, постучала – можно? Можно. Была не среда, и время вроде бы не приемное, но если есть возможность, то мы работаем. Если я понимаю, что предприниматель из отдаленных районов, я предлагаю по ВКС, по телефону или по видеоконференцсвязи связаться, чтобы человек не тратил время на длительную поездку. Если есть вопросы, обязательно нужно обращаться.
– Вы, когда делали доклад в Заксобрании, обозначили как важную часть работы – формирование условий для перевода предпринимателей из серой зоны в белую. Расскажите об этом. Насколько это большая проблема для Приморского края, какие отрасли больше находятся в серой зоне? И что это вообще такое? Что такое серая зона, и почему нужно оттуда выводить предпринимателей?
– Я хочу сказать, что это вообще предложение не мое. Это предложение от бизнеса, который ведет свою деятельность в рамках закона. Бизнесмены говорят: есть такое требование закона, люди у меня трудоустроены, я все выполняю, а рядом есть человек, который делает все то же самое, но не платит налоги, не выполняет требований. Первый, с кем я встретилась по этому вопросу, был человек, который представляет сообщество отелей, гостиниц. И там говорят: когда вы заселяетесь в гостиницу, вы, к примеру, предоставляете копию паспорта, это меры, которые направлены на антитеррористическую в том числе безопасность. У нас есть сотрудники, которые обучены специально. И другая ситуация – частные квартиры. Вот, допустим, у нас на площадке сдается какая-то квартира, а мы вообще понимаем, кто там живет? А мы понимаем, не готовится ли там что-то, не замышляется ли там что-то страшное? Нет. Когда люди проживают в гостинице, мы понимаем, что есть данные по этим людям. То есть это просто даже наша с вами, в первую очередь, как граждан безопасность. Второй момент: гостиницы, отели, там стоимость формируется в том числе, с учетом того, что они заплатят налоги – зарплатные, налоги по деятельности, НДС или УСН, какие-то еще. А в данном случае [при сдаче квартир], никаких отчислений не производится. И совершенно логично: если ведется предпринимательская деятельность, то правила игры должны быть одинаковые. Именно из-за обращений предпринимателей из сферы услуг, из сферы торговли возникло это предложение и направление работы. Оно очень важное, оно направлено на защиту добросовестных предпринимателей.
– Ну а как с этим бороться? Вот так – по доносам каким-то, грубо говоря?
– Есть предложения, периодически я их слышу, причем в разных субъектах, – а пусть сам добросовестный бизнес этим и занимается. Но добросовестному бизнесу есть чем заняться. Я считаю, что это все-таки законодательная инициатива. На самом деле идея, как это можно отрегулировать, она уже родилась, и мы ее обсудили с теми заявителями, которые есть. Говорить о ней пока рано, это все-таки федеральная законодательная инициатива. Здесь же очень важно для бизнес-омбудсмена, чтобы любая инициатива не навредила добросовестному бизнесу. Поэтому мы ее прорабатываем как с предпринимателями, так и с органами законодательной власти. Когда она будет сформирована, и будет понимание, что она с высокой степенью вероятности будет принята, наверное, можно будет говорить. Сейчас, пока, наверное, не стоит.
– А вот это количество самозанятых, которое в 1,3 раза увеличилось: может быть, это как раз люди, которые вышли из серой зоны, зарегистрировались и сдают в аренду недвижимость?
– Может быть часть, но не все. Можно даже просто на листочке посчитать: если у одного самозанятого, допустим, 10 квартир, то сколько будет аренда? Он явно выйдет за пределы оборота, которые положены для самозанятого. Поэтому, в каких-то случаях – да, в каких-то – нет.
– Какие планы на ближайшую пятилетку у бизнес-омбудсмена Приморья?
– Мне кажется, в то время, в котором мы живем, сложно строить планы на пять лет, но как минимум на ближайший год мне важно, чтобы в каждом районе, в каждом округе появился, если его там нет, общественный помощник Уполномоченного, потому что это, по сути, мой представитель в конкретном муниципальном образовании. Мне бы хотелось, чтобы как можно больше, а желательно 100% предпринимателей узнали о том, что есть такая опция и мера поддержки, как Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Я не считаю, что количество обращений к Уполномоченному является показателем его деятельности, потому что зачастую можно предупредить обращение, вовремя среагировав на изменения законодательства. Хотя все-таки мне бы хотелось, чтобы бизнес был более активен, но не просто в обращениях, а в предоставлении каких-то расчетов. Ведь зачастую, просто говорят – этот закон плохой, это нужно поменять. Важно это обосновать. И мне будет проще это сделать, если сам бизнес предоставит какие-то цифры и расчеты. Зачастую, к сожалению, этого не происходит. Но я уверена, что в плотной связке бизнеса, омбудсмена и органов власти у нас получится в диалоге решать вопросы, которые возникают, скажем так, как побочный эффект динамичной работы.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.